Гайанэ
Казалось бы, где те колхозник, чабаны и геологи, которые ещё до войны отстаивали нехитрое счастье в затерянных среди гор аулах. Но велика тайна, срытая в самых незамысловатых каплях империи звуков.
В возрожденном в наше время произведении, можно, оказывается, попытаться дать те же тональности и акценты, что и в прототипе. Только теперь каждый сам за себя – нет того ненавистного многим колхозного уклада жизни, где люди свято верили в коллективное товарищество, и не оттого, что были наивны, не понимали всю гнетущую их социальную несправедливость, совсем - нет. Ещё не забывшим более страшное время, им представлялось, что глоток воздуха подарил новые силы, которые с каждым таким вздохом будут только крепнуть.
Теперь они выгладят безумными рабами, не осознающими своей участи. Им пытаются раз за разом открыть глаза – но получается не слишком удачно. Оттого, что теперь врут на новый лад – ничего в принципе не меняется.
И вот Гайанэ и её воздыхатели снова встречаются с Незнакомцем. Однако в новых реалиях мира черному человеку с головы до пят нет смысла скрывать свои настоящие намерения: вооружен и очень опасен. Причем цели всё те же – только действовать можно не стесняясь. И пограничников в том смысле, в котором понималась «граница на замке» - нет, и коммуны, дававшей чувство плеча – не осталось, да и понятия как такового - родина, собственно тоже.
Прими Армена или Гико в качестве проводников груза через кордон – спросят ли они: что в поклаже? Вдруг тротил или его эквивалент? Быстрее всего поинтересуются – во сколько будет оплачена их работа. Молодым нужна работа не потому, что они потенциально хотят остаться «арбайтэн». Вероятнее всего, человечество не придумало другого способа существования, кроме как работать.
Самое прославленное место в музыке «Гайанэ» - танец курдов, написанный Арамом Ильичом на одном дыхании. Этот фрагмент из балета - потрясающее наитие создателя. Которое оправдывает все шероховатости либретто. Советская действительность обожала сии вдохновенные звуки. Танец с саблями содержал в себе потрясавшие душу аккорды, которые восхищали даже тех, что спокойно могли быть тенью Неизвестного.
Когда и за таким врагом, как мирный горский народ, признаётся право серьёзного противника.
И всё же, так долго радиоточки СССР заклинали Курдистан, что нет ничего удивительного в желании помочь курдам. Только хороший ли способ заработать на переброске взрывчатки? Даже для колхозников, оставшихся без колхозов…
Свобода маленького народа… О ней ли мечтал Хачатурян?
datum premi;ry: 25.2. 2011
kavkazske drama l;sky «Gajan;»
Свидетельство о публикации №213070500959
Степан Демин 08.07.2013 11:49 Заявить о нарушении