Работа от себя

Человеческая личность, самая суть её, проявляется и постигается отнюдь не в развитии "качеств" и "свойств" этой личности, а в отказе от "качеств" и "свойств". Не "работа над собой" – работа "от себя".
Всё, что есть в человеке "своего", не есть от лица, но от тела. А тело есть заблуждение и (от)падение от лица, что и самим человеком зачастую осознаётся, как неразрешимое противоречие духа и плоти, как "помрачённая прелесть".
Явление, хорошо известное под именем "кенозиса", выглядит внешне как уничижение и опустошение человеческой личности, и это так и есть, до известного предела. Достигнув предела, личность возобновляется в том качестве своём, о котором апостол Павел говорит в Первом послании к Коринфянам, где противопоставляет это новое качество нынешнему состоянию человека и нынешнему пониманию – "как бы сквозь тусклое стекло" (13:12).
Тот "свет невечерний", который не только мистикам изихастам знаком, но который физически существует и доступен восприятию в тварном мире любому человеку, есть новое качество этой преображённой через пустоту кенозиса личности. Этот свет есть тот самый, который был создан в первый день творения и сиял, когда ещё не было никаких светил.
Этот же свет будет составлять существо личности после её возобновления. Поскольку человек никак не может быть равен Богу, то и свет Божественный ему недоступен, но только такой, который согласуется с природой человека.
В этом свете человек осознаёт себя и ясно видит всё, что он суть, и всё, что он не суть. Для человека нет иного пути к себе, как только путь от себя, путь к свету от тьмы, хотя бы тьма и представлялась светом для него.
Природа человеческого и Божественного не изменяется. Изменяется только имя, имеющее ту или иную природу. Имя я понимаю как отношение человека к Богу, Бога к Богу и Бога к человеку.
Если с первым и третьим всё более-менее понятно, то второе отношение – Бога к Богу – может вызвать вопросы. Поскольку Бог, по-видимому, трансцендентен времени и пространству, иначе говоря, Его характеристики суть вечность и неизменность, то упомянутое отношение есть одно из качеств Бога. Я считаю, это качество и есть т. н. Святой Дух. В Писании это в высшей степени загадочное (существо? явление? качество!) служит инструментом преосуществления Бога вовне, в материальном мире. Посредством Духа происходит сотворение мира и человека, таким же образом реализуется Боговоплощение, на физическом уровне принимающее вид непорочного зачатия и рождения младенца Иисуса.
Человек, от себя уходя, обретает себя вне иллюзий царства, в котором он рождён. Человек имеет, единственный из всех, созданных Богом, такую природу, которая помещает человека одновременно и в царство тварей, и в мир духов; он и среди живых, и у мёртвых; он и в прошлом, он и в будущем.
Не существует настоящего: время настоящее есть продолжение прошлого, "прошедшее в будущем". Ведь, нельзя стоять в пустоте и на том, чего ещё нет, поэтому человек стоит на том, что уже есть, то есть было...
Могут спросить, а разве не иллюзии те, которые человек обретает в себе, и которым доказательств нет?
Известно работающему, что результат работы будет не его, но работа останется с ним. Иллюзия ли это? Иллюзорен результат, и не принадлежит человеку, но отчуждается от него. Работа закончена, но те изменения, которые работа произвела, остаются в человеке.
Эти внутренние изменения проявлены в виде снятых последовательно, одна за другой, печатей. Возможно, что печать в действительности одна, но снимать её приходится несколько раз. Семь, как в Откровении св. Иоанна Богослова. И, по снятии седьмой печати, наступит тишина, "безмолвие на небе, как бы на полчаса" (8:1). Эти полчаса не следует понимать буквально, то есть в плане земного времени. Полчаса на небе – это могут быть годы и столетия на земле, а для тебя – вся жизнь.
Из тишины пришёл, в тишину уходишь. Уже здесь, не так, как уйдут многие другие. Понять и принять это легко. Это тишина, в которой свет светит, миром отвергнутый. Пустота, тишина и свет. Более ничего.
А ничего более и не нужно.


2013.


Рецензии