Фантазия как средство самообразования
1. Все люди фантазеры в той или иной мере и, казалось бы, каждый человек должны быть благодарным судьбе за свою причастность к этой общей форме гражданской активности. Но фактически о фантазерах люди отзываются чаще как о чудаках, выдумщиках, утопистах, врунах, а в некоторых обстоятельствах фантазера называют еще проще: "брехун". Это потому что почти все упомянутые эквиваленты имеются в словаре синонимов и художественной литературе. Эти обстоятельства ярко представлены в рассказе "Фантазеры" писателя-классика детской литературы Николая Носова. Этому рассказу, занимательному, развлекательному, одобряющему фантазеров и принятому за прототип, здесь наши хвала и одобрение, но можно к нему и придраться. В частности, потому, что в нем нет ясности, как стали фантазерами Мишутка и Стасик, которые "брехуны" в глазах их оппонента Игоря, и почему этот Игорь не способен к фантазии. Вследствие этого ныне прослыть фантазером желающих мало. А напрасно.
2. Идея. Тот, кто хоть кем-то хочет быть, тот фантазером быть обязан вплоть до могилы.
3. Фантазия – это выдумка, продукт воображения, т.е. представление мысленного образа объекта несуществующего. Воображение – это психический процесс создания несуществующего образа на основе прошлых восприятий реальностей и творческой активности личности произвольной или непроизвольной. Произвольное воображение служит решению определенных задач, числу которых в жизни нет предела, а его высшим проявлением является воображение творческое, направленное на создание образа объекта большой значимости. Без тренировки своей психики воображениями малой значимости не быть воображениям значимостей промежуточных и самых плодотворных. Главный побудительный мотив фантазии – природная жизнеутверждающая сила человека. Судя по этому, даже тот, кто просто хочет быть живым, обязан и будет воображать, фантазировать для спасительного действия, но результативность фантазирования и действий будет выше у личности тренированной.
4. Главное методическое средство для тренировки воображения практика профессионального творчества, а она наиболее плодотворна при ее соответствии науке профессиональное творчество.
По мысли Р. Шумана " Пусть цепь правил всегда будет обвита серебряной нитью фантазии".
5. При организации фантазирования целесообразно руководствоваться рекомендациями И. Канта: "Кто не умеет сдерживать свои фантазии, тот фантазер; у кого фантазия соединяется с идеями добра – тот энтузиаст; у кого беспорядочная фантазия – тот мечтатель; у кого необузданная фантазия соединяется с идеями зла – тот преступник".
6. Управлять своим фантазированием – это уточнять, корректировать, усиливать и усмирять воображение. Прирост силы воображения определяют знания, умения и навыки творчества и мировоззрение. Человек, не способный к приросту силы воображения, был бы тупицей, человек с неуемным воображением производит в фантазиях чудовищ, путь оптимизации воображения – это профессиональное повышение квалификации человека в практике профессионального творчества.
7. Суть исполнительской деятельности по развитию умений и навыков фантазирования наиболее ясно вырисовывается при сопоставлении сказки, приведенной выше в п. 1 Практикума, с ее прототипом "Сказка о попе и работнике его Балде". А далее, возьми что-либо из Практикума в качестве прототипа, да и преобразуй его в меру своей фантазии в парафразе. Знания, умения и опыт будут прирастать с каждой очередной парафразой. Кстати сказать, если сопоставить между собой русскую народную сказку "Сивка-бурка" и сказку П. Ершова "Конек-горбунок", то можно получить дополнительный "заряд бодрости" для успешного освоения методики самообразования.
Свидетельство о публикации №213070600572