Фантазия как средство самообразования

 Фантазия как средство самообразования

        1. Все люди фантазеры в той или иной  мере и, казалось бы,  каждый человек должны быть благодарным судьбе за  свою причастность к этой  общей форме  гражданской активности. Но   фактически  о фантазерах  люди  отзываются чаще как о чудаках,  выдумщиках, утопистах, врунах,  а в некоторых обстоятельствах  фантазера называют  еще проще: "брехун". Это  потому что  почти все упомянутые эквиваленты имеются в словаре синонимов и художественной литературе. Эти обстоятельства ярко представлены в рассказе "Фантазеры" писателя-классика детской литературы Николая Носова. Этому рассказу, занимательному, развлекательному, одобряющему фантазеров  и принятому за прототип,   здесь наши хвала  и одобрение, но можно  к нему и придраться. В частности, потому, что в нем нет ясности, как стали фантазерами Мишутка и Стасик, которые  "брехуны" в глазах их оппонента  Игоря, и почему  этот Игорь не способен к фантазии.   Вследствие этого ныне прослыть фантазером желающих мало. А напрасно.
         2. Идея. Тот, кто хоть кем-то хочет быть, тот фантазером быть обязан вплоть до могилы.
         3.  Фантазия – это выдумка, продукт воображения,  т.е. представление  мысленного образа объекта несуществующего. Воображение – это психический  процесс  создания несуществующего образа на основе прошлых восприятий  реальностей и творческой активности личности произвольной или непроизвольной. Произвольное воображение служит решению определенных задач, числу которых  в жизни нет предела, а его высшим проявлением  является воображение творческое, направленное на создание образа объекта большой значимости.  Без тренировки  своей психики воображениями малой значимости не быть воображениям значимостей промежуточных и самых плодотворных. Главный побудительный мотив фантазии – природная жизнеутверждающая сила человека. Судя по этому,  даже тот, кто просто хочет быть живым,  обязан и будет  воображать, фантазировать  для спасительного действия, но результативность фантазирования и действий будет выше у личности тренированной.
        4.  Главное методическое средство для тренировки  воображения   практика профессионального творчества, а она наиболее плодотворна при  ее соответствии науке профессиональное творчество.
          По  мысли Р. Шумана " Пусть цепь правил всегда будет обвита серебряной нитью фантазии".
       5. При организации фантазирования целесообразно руководствоваться  рекомендациями И. Канта: "Кто не умеет сдерживать свои фантазии, тот фантазер; у кого фантазия соединяется с идеями добра – тот энтузиаст; у кого беспорядочная фантазия – тот мечтатель; у кого необузданная фантазия соединяется с идеями зла – тот преступник".
       6. Управлять своим фантазированием – это  уточнять, корректировать, усиливать и усмирять воображение. Прирост силы воображения определяют знания, умения и навыки творчества и мировоззрение. Человек,  не способный к приросту силы воображения, был бы тупицей, человек с неуемным воображением производит в фантазиях чудовищ,   путь оптимизации воображения – это   профессиональное повышение квалификации человека в практике профессионального творчества.
       7.  Суть исполнительской деятельности по развитию умений и навыков фантазирования наиболее  ясно вырисовывается при сопоставлении сказки, приведенной  выше в п. 1 Практикума, с  ее прототипом "Сказка о попе и работнике его Балде". А далее, возьми что-либо из Практикума в качестве прототипа, да и преобразуй его  в меру своей фантазии в парафразе.  Знания, умения и опыт будут прирастать с каждой очередной парафразой. Кстати сказать, если сопоставить между собой  русскую народную сказку "Сивка-бурка" и  сказку П. Ершова "Конек-горбунок", то  можно получить дополнительный "заряд бодрости"  для  успешного освоения методики самообразования.


Рецензии