История архитектуры для писателей фентези. Часть 1

Романский период

Если вы прежде интересовались эпохой средневековья – не важно, какими ее аспектами – вы наверняка столкнулись с понятием «Готика». Прекрасная, чарующая, мрачная и напротив, воздушная. Колонны, взмывающие до небес, колючие башни и стены-витражы, сверкающие, словно самоцветы. Готика великолепна, готика торжественна.
А ей, такой прекрасной и темной предшествовало куда более мрачное и более древнее Романское искусство. И, наверняка, читая различные научные труды, встречали что-то на подобии: «Этот термин особенно применим к романской архитектуре, которая сохранила многие характерные черты римского стиля, в первую очередь круглоголовые арки, а также цилиндрические своды».
Вроде ничего особенного – ну сохранила себе и сохранила, блеск.
А теперь напомним временные рамки. Романским принято именовать стиль господствующий в западной Европе в период приблизительно с 1000 по 1300 года,  а Рим пал… дайте-ка посмотреть, в 476 году (речь идет о Западной Римской империи – Византия – песня отдельная).
Спрашивается, чем же они занимались добрых пять сотен лет? Почему Романский период не начался раньше? Что такого появилось в одиннадцатом веке, о чем не помнили в шестом или девятом? Что такого было именно у римлян, и не было у тех же греков или египтян? Ведь мог бы быть Египетский стиль, если бы жителям Европы выпала возможность учиться у них.
Раскрыть вам секрет? Все дело в конструкциях. В стойках и балках. Они больше не удовлетворяли потребности средневекового человека.
Что бы понять, о чем мы ведем речь – посмотрите на картинку №1. Пример грубый, но понятный. Камень + камень, на них еще один камень. Смотрите дальше №2 и №3 – те самые греки и египтяне. Вы замечаете, что у них у всех общего?

…стойки и балки…

Стойки…

и

Балки…

 «А что в них такого особенного?» - удивятся некоторые, и получат ответ:
«Пролет».
«Пролет чего? Фанеры над Парижем?» - спросил бы мой учить по ОБЖ. Любил он эту фразу.
В нашем случае это: «промежуток, расстояние между соседними опорами в каких-либо сооружениях, устройствах». Например, пролет Бруклинского моста четыреста восемьдесят шесть метров, а пролет зала в нашей квартире всего шесть – от стены до стены.
А пролет каменной балки около четырех метров – как гараж для легковой машины - не разгуляешься. Если увеличивать длину балки, она станет слишком тяжелой и треснет под собственным весом – необходимо устанавливать опоры посредине, вот и получатся у вас ряды колонн, как у греков и египтян. Да простят они нас, мы не пытаемся их обидеть.
А если вы строите церковь? Если перед вами встает необходимость построить просторное здание?
Можно перекрыть это расстояние не камнем, а скажем, деревом – оно легче и хорошо работает на изгиб, оно прогнется, но не треснет…какое-то время. Но и тут есть пределы. Максимальный пролет деревянной балки чуть меньше восьми метров. Два гаража. Есть повод чтобы подумать, но дерево в отличие от камня имеет еще ряд недостатков:
1. Не так просто добыть деревянный брус неизменный по толщине длиной почти в восемь метров.
2. Дерево прекрасно гниет, а горит так еще лучше
3. Да и, в конце концов, дерево не везде встречается, что делать тем, кто живет в краю, где одни горы и пара скрюченных, похожих на бонсай, деревьев? Или ваши деревья срубили викинги, на постройку своих драккаров?

Выход есть – арка.

Арка была одним из самых великих изобретений римских зодчих, одним из самых мудрых, самых прекрасных, самых полезных. Изобретение арки можно сравнить с изобретением колеса.

К середине I в. до н. э. ширина пролетов арок достигала двадцати четырех метров. Для сравнения – ширина стандартной девятиэтажки ровно вдвое меньше.
Но этом дело не ограничивается – сложите много  арок подряд и вы получите цилиндрический свод, а несколько манипуляций превратят вашу арку в купол. Диаметр Римского Пантеона составлял сорок три метра. А теперь вспомните каменную балку. Чуете разницу?

Начало Романского периода ознаменовало переход от стоечно-балочной конструктивной системы  к арочно-купольной. Арки открывали новые горизонты, в прямом смысле слова, расширяли рамки возможого… на двадцать четыре метра.
Но…но… Везде есть свои «но». Снова поиграем в ассоциации, как во вступлении. Думая о средневековой архитектуре, что вы представляете в первую очередь? Не читайте дальше… подумайте.

Темные, мрачные залы, маленькие окошки, прохлада и подвальная сырость… и толстые стены. Стены, через которые не слышно стонов несчастных, заключенных в казематах. Стены, в которых прячутся потайные ходы. Стены, которые не сломить тарану вражеской армии. А зачем собственно стены?
Мы вам говорили, что все в архитектуре имеет свой смысл? Говорили, что не бывает ничего, построенного, сделанного просто так? Если нет, то говорим сейчас.
Главное «но» арки – распор.
Что бы понять, что это такое – представьте лук. Очень такая средневековая вещь. Представили? Туго натянутый, тетива дрожит от напряжения,  стрела готова сорваться в смертельный полет.
А теперь включите воображение и перережете тетиву.
Что произошло? Ваш лук распрямился? Вы могли даже получить воображаемую травму от воображаемой тетивы, когда она лопнула и ударила вас по рукам, посильнее иного хлыста будет.
Арка это тот же лук, такой же напряженный, пусть и каменный. И арка стремиться распрямится. Сдержать ее распор можно несколькими способами:
1. Натянуть тетиву – или стяжку, такое иногда можно встретить в архитектуре Итальянского возрождения. Но представьте какая нужна тетива, что бы удержать такой распор, да и нужна ли она?
2. Закрепить лук с обоих концов, вмуровать в стену, нагрузить кирпичами – по вашему выбору.
Но представьте, сколько нужно приложить нагрузки, что бы ваш лук был так же упруго сжат, как и с тетивой. Вот тут и появляются стены. Толстые стены погашают распор цилиндрического свода. И чем больше ваш пролет, тем шире стены. Проблема распора решается, если край одного вашего лука связан с другим, и они по цепочке упруго предают эту связь друг другу, но это годится для Колизея, замкнутого в кольцо, или для бесчисленных арок акведука. А для соборов, залов и погребов с мрачными сводами вам понадобятся стены…или готика. ;)
Не думайте, что мы сейчас же перейдем к ней. Для готики еще будет время, а это был ввод в эпоху романского искусства. Дальше постараемся держаться ближе к фентези, хотя такие вот конструктивные отступы делать придется.

Многие считают, что реальная архитектура нужнее тем, кто пишет историческое фентези. Но...даже в самом вымышленном из всех вымышленных миров создания обитают в жилищах, у созданий есть общественные здания, соборы, капища в конце концов, ибо, думаю, никому из вас не встречалось книги о  приключении амеб, плавно перетекающих по застарелой луже. А раз так, то и архитектуре быть, хотите вы того, или нет.
Рассказывать о ней на пальцах, опираясь лишь на общие фразы и не касаясь реальных примеров не возможно, а рассказывая только с реальной исторической точки зрения мы действительно получим статью годную для тех, кто вздумает описать жилище горбуна из Нотр Дама во всех архитектурных подробностях.
Поэтому из реальных примеров мы попробуем вывести эссенцию – пропорцию тех ингредиентов, из которых потом складывалась архитектура в том или ином месте. Комбинируя пропорции, и вы сможете создать ваш мир достаточно реалистичным.
Вот те ингредиенты, которые мы предлагаем:

- Климатические особенности
- Наличие строительных ресурсов
- Богатство государства
- Внешние связи государства – наличие врагов, колоний, союзников и т.д.
- Исторические корни (важнее даже глубина их залегания)
- Мировоззрение и система ценностей

Речь не обязательно должна идти о целом государстве, это может касаться области, города или даже района. Приступая к созданию вашего фентези места, подумайте, как следует над всеми этими составляющими, каждая из них важна и оказывает влияние как на структуру и планировку ваших строений, так и на внешний вид.

От климатических особенностей зависит толщина стен, необходимость утепления и вообще возможность строительства – построить замок в условиях вечной мерзлоты навряд ли под силу даже великанам.

Наличие строительных ресурсов в первую очередь определит вид и форму ваших строений, а так же их долговечность. В Междуречье, например, не было камня и все строения они создавали в лучшем случае из кирпича сырца, позволяя себе только украшать самые важные детали обожженной майоликовой плиткой (обжигать ее, кстати, тоже было дорогим удовольствием – с деревом у них тоже были проблемы – все что было в Междуречье в достатке это глина и тростник). Так что нет ничего удивительного в том, что до нашего времени не дошло ни одного зиккурата, висячих садов почтенной Семирамиды или Вавилонской башни.

Богатство государства позволяет вам судить о размерах вашего строительства – в бедном государстве вы едва ли встретите золоченые купола, стадионы и дворцы с сотней мраморных колонн и зеркальной галереей.

Внешние связи отвечают  за внешний вид вашего строения (или целого города) – вспомните Венецию, почти по кусочкам собранную из трофеев крестовых походов, или готику Испании, в которой мавританские мотивы, принесенные ветром из Африки не заметны разве что слепому (картинки сверху).

Исторические корни  отвечают как за качество ваших строений (опыт прежних мастеров, накопленный годами), так и за внешний вид и планировку, и даже за конкретные детали. Это особенно отчетливо видно в средневековой архитектуре Италии, которой волей-неволей пришлось считаться со строениями великих предков. Так что и вы будьте готовы, что если на территории вашего прекрасного царства прежде жили темные эльфы – время от времени где-нибудь да увидите паука из обсидиана и колючие шипы, торчащие из стен – не по тому, что они нравятся вашим нынешним жителям, а по тому, что от прошлого уйти сложнее, чем кажется. 

Ну и последний, наиболее личный пункт каждого автора, каждой страны и каждой эпохи - Мировоззрение.
Люди Древнего Египта на первое место ставили загробную жизнь, древние греки интересовались человеком, превозносили совершенство человеческого тела, а жители средневековой Европы были обращены к Богу, и не удивительно, что в каждом городе от Амьена до Хильдесхайма на первом месте стоял собор.

Таким образом, синтезируя эти элементы, мы получим страны как реальные, так и не очень. А вы пока подумайте над вашими ингредиентами, в следующей статье начнем наш первый замес для данной эпохи.


P.S.
Если вам понравился мой стиль письма, способ изложения или вы вдруг решите меня бескорыстно порадовать - прочтите пожалуйста это произведение http://www.proza.ru/2015/11/13/1204 - оно для меня важнее всех остальных


Рецензии
Замечательные статьи. И увлекательные, и полезные.
Спасибо!

______________________________________________
"вот и получаться у вас ряды колонн"
"арка стремиться распрямиться"
"но это годиться"
Здесь без мягкого знака должно быть: получаТСЯ, стремиТСЯ, годиТСЯ.

Марина Аэзида   03.03.2016 17:01     Заявить о нарушении
ох да, вы совершенно правы. Невнимательность, плюс врожденная безграмотность - жуткая смесь. Спасибо за прочтение)

Морозова Валерия   05.03.2016 21:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.