Служение римлян эросу
Не обошел вниманием эрос и выдающийся мыслитель Древней Греции Аристотель. В своих «Проблемах», классической книге вопросов и ответов, он вопрошает: «Отчего мужчины зимой, но женщины летом, более обычного склонны к распутству?»
Этой же теме, теме влияния температуры на сексуальность посвятил несколько строк и древнегреческий поэт Гесиод. В поэме «Труды и дни» он писал: «Во время утомительного лета дети толстеют, вино созревает, а женщины преисполняются похотью, в то время как мужчины слабеют»
Римляне, обладая резко выраженным практицизмом, мало уделяли внимания науке и искусству, ценя ее в других. Не мудрствуя лукавого, они унаследовали готовую культуру Древней Греции, вместе с ее пороками.
У римлян были банные дни, предназначенные для омовений и бесед, В другое же время в банях занимались любовными утехами.
Купанье – удовольствие для всех,
В российских банях, римских термах
И возжелание утех
В здоровом теле, несомненно,
Беседа с рюмкою вина,
Иль с женщиной забыл о деле,
Напоминает жизнь сама:
«Здоровый дух в здоровом теле»
Идет время, и нравы в Древнем Риме меняются, праздность и богатство развращают людей.
Суровый Рим разбогател,
Нет хватки, челюсти ослабли.
За чередою праздных дел,
От разума остались только капли.
Римлянин весь на кончике меча,
И кровь на сцене льется праздно,
И в Колизее тысячи торчат,
Чужую смерть, встречая без боязни.
А думают за них рабы,
Из Греции – философы, актеры.
Познания римлян в истории слабы,
Да и слабы в иных серьезных
спорах.
Из Греции – жрецы, поэты.
И боги лишь сменили имена.
И в храмах молится весной и летом
Венере и Эроту вся страна.
И на пирах господствует Эрот,
И в оргиях Астарта и Венера,
И главный орган наслаждений – рот,
Используют его без чувства меры.
Распутство, то, что Грецию сгубило
Усвоил, стал развратным Рим,
Расслабился, утрачивая силы,
Под звук рожков, тимпанов, лир.
Положение гетер в Древнем Риме значительно отли-чалось от греческого. У греков она была уважаемым членом общества. Этого в Риме не было. Здесь, по временам, проституток вешали, сжигали, топили, подвергали тяжелейшим пыткам.
Ее бросали в Тибр,
Наказывали плетью.
С ней расправлялся тигр…
Бросали камни дети.
Чудовищная боль,
Изгнание из дома –
Расплата за любовь,
Во здравие закона!
Наказывают плоть,
Она – не виновата.
За что ее пороть?
За что пытают каты?
Не силою она
Заставила мужчину…
И не ее вина,
И не она – причина!
Против нее закон,
Ее повсюду травят…
И не виновен он,
Хоть, далеко, неправый!
Ее вина – бедна!
Была б она богатой:
Ведь похоть не видна –
В покоях, да палатах!
И поклонялись б ей,
Как Весте, как богине,
Средь знатнейших семей
Блистало б ее имя.
НЕВЕСТА
Ждет тяжкая расплата за любовь,
И жрица главная сурова,
Так холодна у старой девы кровь,
Прожившей жизнь у Весты под покровом.
Построены весталки в два ряда,
Преступница меж ними на коленях,
Стройна, как лань, нежна и молода,
И на лице видны страданий тени.
На ней короткая туника из холста,
Едва-едва прикрыты ею бедра,
Смиренна поза и проста,
Но взгляд у девы непокорный, твердый.
Каскад волос рассыпан по плечам,
Петля пеньковая болтается на шее,
Нет места в храме Весты палачам,
Но и прощать преступницу не смеют.
Вина весталки слишком велика,
Помятым оказалось девы платье,
Подол его хранил следы земли, песка,
И вывод сделан о мужских объятьях.
Преступница на смерть осуждена,
Ее живую в камне замуруют,
А место погребения – стена,
Храм Весты поглотил и не одну такую!
Нарушен целомудрия обет,
Разгневана богиня Веста,
И жрецы будут помнить много лет,
Как была замурована невеста.
Примечания: Веста – богиня целомудрия. Жрица, нарушившая закон целомудрия
должна была умереть, будучи замурованной в стене храма.
Свидетельство о публикации №213070701307