Глава XX Перед вечностью

               
               
    
     За несколько часов до рассвета Анна пришла в сознание. Силы снова вернулись к ней. Увидев дремлющую у ее ног Марину, она попыталась приподняться на кровати и взять ее за руку. И о чудо! Господь и правда дал ей силы, чтобы закончить то, что она   так и  не успела. 
 
   Разбуженная подруга,  едва очнувшись от своего короткого и беспокойного сна, в недоумении смотрела на смертельно раненную  царицу, еще несколько минут назад пребывающую без сознания и почти при смерти.  А  сейчас щеки Анны раскраснелись, глаза блестели.
- Одень меня, - приказала она Марине, и когда та бросилась выполнять ее приказание, добавила ей вслед: - достань самое лучшее и дорогое, то,  в чем я прибыла в Киев.
- У меня есть несколько часов до рассвета, -  сказала Анна, закончив свой  туалет. - Господь даровал мне эту возможность,  чтобы попрощаться со всеми близкими мне людьми и подготовиться к смерти. А потому не будем терять времени -  рассвет уже близок. Слушай меня внимательно.

И тут она стала перечислять тех, кого хотела видеть в свой последний час.  Марина бегом бросилась выполнять приказ царицы, а через несколько минут в комнате княгини появился Волк, зашедший проведать свою жену и справиться о здоровье царицы, следом - князь Владимир, священник Анастас. - Где сыновья? – приветствуя каждого улыбкой,  спросила Анна.

- Они с минуты на минуту будут в Киеве,- успокоил Анну князь.
- Будем надеяться, что  успеют.
  Владимир что-то пытался ей сказать, но она привлекла его поближе к себе и положила ему на губы свою горячую ладонь, как бы призывая не тратить драгоценное время попусту, как тогда в Корсуни  при их первой встрече.
  -Я решилась потревожить вас всех в этот предрассветный час, потому  что,   как только взойдет солнце,   меня не станет.

 Священник хотел было  ей возразить, но затем, видно, передумал и промолчал.
- Спасибо, батюшка. Это -  первый раз за все время, когда ты со мной согласился или хотя бы не возразил вслух. Хочу обратиться к мужу моему с просьбой, при всех вас сейчас засвидетельствованной. Уныние, друг мой,  – смертный грех.

 Предаваясь скорби по мне, державу бросишь на кого? На сыновей наших? А по силам ли груз им еще такой? Все, что строили вместе столько лет,  развалить в одночасье на радость врагам нашим и на горе народу русскому? Этого допустить нельзя. Не дайте впасть, друзья, мужу моему в  тоску по мне, так, чтобы он забыл дела свои.

  Я ухожу со спокойной душой. Пришло мое время. Я благодарна Богу, что он дал мне прожить эту жизнь среди вас, моих друзей,  на русской земле. И не было у меня другой цели в этой жизни, кроме величия Руси, веры христианской и любви к мужу и сыновьям. И цель эта - достигнута. Эта жизнь прожита. Кто знает, когда и где доведется  еще нам встретиться? – сказав это, царица печально улыбнулась,  а затем обратилась к Анастасу:
- Ну что ж, батюшка,  вот пришло и твое время.

 По  уходу священника рядом с  Анной  находились сыновья и муж,   а  за несколько минут до рассвета  она  попросила оставить ее  наедине с Мариной.
- Не хочу, чтобы муж и дети все это видели. А ты побудешь со мной? К этому привыкнуть невозможно. Каждый раз очень страшно.

 Первый рассветный луч еще теплого сентябрьского  солнца прорвался  в комнату, когда  веки Анны Византийской часто затрепетали,  глаза закатились, рука крепко сжала из последних сил руку подруги, тело выгнулось, а  душа покинула этот мир.

Продолжение-http://www.proza.ru/2013/07/12/188


Рецензии