Василий Зернов

               
   
               Эта реальная история о жизни советского человека.

               Преклоняюсь перед людьми, на долю которых выпало столько испытаний! А если даже, в конце концов, неудачи их сломили, всё равно вечная им память за то, что они были и отчаянно боролись за своё существование!
              СССР - 1942 год, июнь месяц. Вот уже год, как Красная армия отбивается от насевших дивизий гитлеровской Германии. Потери Советского Союза в живой силе и техники огромны...
               Василий Зернов в это время отбывает свой второй срок заключения. У него это была, как он сам говорил, «вторая ходка». Родине было не до «зеков»: кормили крайне плохо и когда «предложили» кровью искупить свою вину, заключённые охотно «пошли» на фронт.
               Штрафные батальоны кидали на самые опасные участки, где выжить практически было невозможно. Шустрый, сообразительный Зернов был небольшого роста, но сумел не только выжить первые месяцы штрафбата, но ещё и попасть в разведгруппу. Не раз он ходил за линию фронта, добывая необходимые сведения о противнике. Командование отметило его боевые заслуги, наградив орденом и медалями. Казалось, что прошлое навечно кануло в историю. Он искупил свою вину перед отчизной и сейчас стал таким же советским гражданином, как и раньше, перед своими «ходками» по тюрьмам. Он любил свою родину и воевал за её светлое будущее. В один из своих рейдов к немцам Василий всё-таки попал в плен.
               В лагере для советских военнопленных он был недолго. Вскоре к ним пришёл фермер-немец, которому нужны были работники и забрал несколько человек к себе. Он не плохо говорил по-русски. Оказывается, фермер после первой мировой войны побывал в плену в России. По прибытию на ферму он сразу предупредил, что главное для него это работа. Так же сказал, чтобы у него на ферме, никаких драк из-за женщин не было. И ещё добавил, чтобы в селение, недалеко от фермы, никто не появлялся потому, как там находится военная комендатура. Василий Зернов на ферме встретил друзей по плену. Он не называл нам их имён и фамилий, просто сказал, что один из них был капитаном «Смерша». Это Советская контрразведка – расшифровывается, как смерть шпионам.
              К концу войны фермер собрал своих  работников и сдал их снова в лагерь. Видимо понял, что скоро ему будет не до сельских работ... И действительно, лагерь для советских военнопленных вскоре был освобождён американцами. Дня через три в лагере появился майор советской армии. Он приехал, чтобы забрать своих бывших солдат на родину. Сразу ему никого не выдали. Только на другой день американцы выстроили всех в шеренгу и сказали, что кто хочет вернуться к себе на родину, чтобы сделали два шага вперёд. Почти все шагнули вперёд и Василий Зернов тоже. Не было у него вины перед родиной. Награды были, а вины не было. Капитан «Смерша» остался на месте, да ещё человека четыре тоже не сдвинулись с места. Знали видно, что им-то пощады уж точно не будет. При их-то званиях и вдруг руки кверху...
              Пароход с советскими военнопленными прибыл в сорок пятом году в город Одессу. Солнечный день. Голубое небо. На пристани оркестр бравой музыкой встречает советских мытарей. Сколько всего позади и вдруг такая встреча! Не ожидали! На глаза навернулись слёзы. Их не забыли, их помнят.
              Только смолкла музыка, как сзади оркестра неожиданно появились автоматчики, окружили всех прибывших с парохода. И началось... Сотрудники НКВД со знанием дела занялись своим контингентом. Здесь вернувшимся бывшим советским солдатам ещё раз напомнили, что в Красной армии пленных не бывает, есть только предатели. Награды Василия Зернова не спасли его от «третьей ходки» в зону. Он оказался в лагере под Анадырем, это Чукотский автономный округ. Условия были тяжелейшие, еды не хватало, отношение к заключённым скотское... Многие не выдерживали, жизнь медленно угасала. Умершего прятали в снег, а на вечерней поверке кто-то за него громко выкрикивал «Я». Тем самым можно было на некоторое время его баланду брать себе. Иногда отрезали мясо от замёрзшего трупа, но это было крайне редко, но всё-таки было! Не раз там, в лагерном бараке, на нарах он лежал и вспоминал сделанные им эти свои роковые два шага вперёд...
              В 1953 году, после смерти Сталина, Василий Зернов вышел на свободу. Волей судьбы он оказался в Эстонии в маленьком городке Тапа. Работал в котельной, своей работой давал тепло людям. Все его называли просто по имени Вася. Здесь в Тапа, он встретил Зину – добрую и хорошую женщину. Сюда, в Тапа стали приходить и письма от его друзей, которые в далёком сорок пятом решили тогда не возвращаться в СССР. Капитан «Смерша» жил в далёкой Австралии, другие в США и жили хорошо. Все эти восемь лет Василий выживал, боролся за свою послевоенную жизнь в далёкой холодной Чукотке, а его товарищи по плену спокойно вживались все эти годы в свою новую послевоенную сытую жизнь. Прожил Василий с Зиной лет десять, но так случилось, что она ушла из жизни раньше его. Детей у них не было. Для него уход Зины оказался неожиданным. Она была для него всем. Василий с горя запил... Потом ещё одно несчастье свалилось на его голову: ему ампутировали ногу, сказалась травма, полученная на Чукотке. Всё чаще можно было от него слышать такие слова: «Кому я нужен, старый и без ноги…». Он замкнулся, ушёл в себя, ни с кем не общался. Василий продолжал глушить своё горе водкой... В 1972 году он повесился в своей квартире  на люстре.
              От нас лично хочется ещё раз сказать: вечная память Василию Зернову и таким людям, как он, на чью долю выпало столько страданий! Мне кажется, если бы он не остался в одиночестве - он бы добровольно жизнь не покинул. Инвалидность, старость и одиночество - эти три молоха любого могут перемолоть, если даже по жизни и был человек настоящим бойцом...
             

                Июль 2013г. 
    
   


Рецензии