Участь Абеляра

В духовной жизни человечества сохранилась исто-рия романтической любви Абеляра и Элоизы. Поток поэтиче-ских вдохновений  французского поэта Абеляра иссяк в 1117 году, когда враги его ночью оскопили на одной из пустынных площадей Парижа. Поэту было 38 лет. Больше поэт не подарил миру ни единой строчки, кроме сочинений по богословию.
 
Я помню участь Абеляра –
Враги поэта оскопили,
В расцвете сил, совсем не старый,
Лишился детородной силы.

Нет искрометности в стихах,
Не звонким, тусклым стало слово.
Что скажут там, на небесах
Про Абеляра Богослова?
Говоря о судьбе поэта, мне хотелось бы больше уделить внимание той, которая пострадала значительно боль-ше, чем Абеляр, хотя ее имя менее известно, чем имя ее воз-любленного. Это юная любовь поэта – Элоиза. Будучи маги-стром главной соборной школы Парижа, Абеляр познакомился с племянницей каноника Фульбера, Элоизой. Чтобы иметь возможность встречаться с ней, он поступает  в дом священни-ка учителем. Абеляр трезв в любовном выборе, им владеет эгоистический порыв – овладеть неопытной девушкой. И он, не без оснований, полагает, что достигнуть этого ему будет нетрудно. Об узах брака он не думал, так как брак полностью перечеркивал возможность сделать ему духовную карьеру. Элоиза, послушная учителю ученица, теряет голову от любви. Узы любви для нее священнее таинств брака. Она пьяна от счастья принадлежать учителю
Для нее нет меры любви. Любовная страсть овладе-вает и Абеляром. Вот слова, написанные самим поэтом: «Мы всецело предавались любви…Охваченные страстью, не упу-стили ни одной из любовных ласк с добавлением и всего того, что могла придумать любовь» Тайна влюбленных становится явью для окружающих – Элоиза ждет ребенка. Абеляр похи-щает ее из дома и увозит ее к себе на родину, в Бретань. Там Элоиза рождает сына. Чтобы утихомирить гнев Фульбера, Абеляр предлагает  заключить брачный союз с Элоизой. Абе-ляр после заключения тайного брака, перевозит жену в мона-стырь Аржантейль. Дядя не знает, что постриг Элоизы в мо-нахини фиктивный. В гневе он направляет своих людей, те ловят поэта и оскопляют его. После этого у оскопленного были бесчисленные скитания по монастырям, вражда с церковниками, редкие встречи с монахиней Элоизой. Жизнь Абеляра заканчивается в одном из монастырей 12 апреля 1132 года в ореоле раскаяния и святости.
Пьер был унижен, потрясен,
Он потерял изящность слога;
Он был в монахи пострижен,
Служил в раскаяние Богу.
Элоиза умерла спустя 21 год и была похоронена в одной гробнице с мужем  Пьером Абеляром. Святости она не достигла. Оказавшись в монастыре без внутреннего призвания, без связи с Богом, она по-прежнему полна желаний. Вот ее слова в одном из писем Абеляру: «Даже во время торжественного богослужения, когда молитва должна быть особенно чистой, грешные видения наслаждений до такой степени овладевает моей несчастной душой, что я более предаюсь этим гнусностям, чем молитве. И вместо того, чтобы сокрушаться о содеянном, я чаще вздыхаю о несовершившемся.» Старая латинская хроника о смерти Элоизы рассказывает так: «Когда умерла она и была принесена к гробнице, ее супруг, который скончался за много дней до нее, поднявши руки, принял ее в объятия».
Но женщина к служенью не готова,
Сквозь слезы проклинает мир.
Сквозь стены кельи рвется слово,
Могилой стал ей монастырь.

Виденья грешные телесные витают,
Ее душа возмущена,
Слова молитвы сухо тают,
Средь серых стен заключена она.

Так у кого страдания страшней?
У Пьера Абеляра?  Элоизы?
И для кого любовь была важней?
Не результат  мгновенного каприза.!

Эрос, любовь, секс…что скрывается за этими всем знакомыми словами? Совокупление, и только? Проявления пола глубже и шире того, что мы привыкли называть сексуаль-ной функцией. Их не сравнишь с другими функциями орга-низма. Простое удовлетворение физиологической потребности, подобное процессу питания или сна,  не относится  специально к человеческой жизни. Сексуальное влечение само по себе безлико, оно объединяет человека со всем остальным живым миром. Половое влечение  соглашается на замену, и замена, действительно, возможна. Любовь же, эротические переживания направлены на единственное, незаменимое лицо. Любви не помогут молитвы, посылаемые богине любви Венере.


Рецензии