Под тенью вязов

NIL PERMANENT SUB SOLE
Ничто не вечно под солнцем.
  Гораций

A MALIS MORS ABDUCIT, NON A BONIS
От зол удаляет смерть, а не от благ.
  Цицерон


...Скамейка. Под тенью вязов сидел человек преклонного возраста и увлечённо вглядывался вдаль, как будто ждал кого-то. Стефан не сразу заметил его. Внимание мужчины привлекла тень, промелькнувшая рядом с одним деревом. Он опрометью кинулся туда. Никого. Только одиноко сидящий старик... «Не понимаю» подумал Стефан, оборачиваясь в попытке найти хоть какой-нибудь ключ. Догадки. Предположения... «Я не смогу выбраться отсюда».

1

Холодное осеннее солнце не переставало освещать помещение, но, тем не менее, уже готово было уступить место луне. Для Стефана не имело значения: день или ночь, он просто доживал... не думая о поре года, о времени суток, о погоде... Он молчаливо охранял покой своей любимой, а также покой остальных умерших. Изо дня в день слушал тишину безмолвного кладбища. И ждал. Просто ждал. И вместе с тем боялся, что не сможет...

***

«Ева, любовь моя, сегодня я видел сон. Там была ты... Что тебя беспокоит? Твой плач... Почему ты грустишь? Не надо, ведь осталось совсем чуть-чуть, и мы будем вновь вместе... » говорил сторож, склонившись над могилой возлюбленной. Холодные капли беспощадно окропляли землю, но Стефан даже не замечал этого.  Его взгляд был целиком и полностью на могиле. По многу раз в день он перечитывал строки на надгробии, которые сам и выгравировал:
«Время летит незаметно,
Как вода утекают года,
Но по-прежнему я в заточении,
Так было и будет всегда.
Теперь не имеет значенья,
Кто был виновен во всём.
Навечно застряв в заточении,
Наказанье вдвоём понесём.
По стенам бродят смутные тени,
Отголоски забытых сердец.
В голове только мысли потери,
А в глазах наш спаситель-отец.
Сам себя заточивший узник,
Не найдёт уж к спасению путь.
Сам закрывающий в прошлое двери,
Не сможет былое вернуть...»

Скрип главных ворот  заставил сторожа  немного содрогнуться от неожиданности. Ну кого ещё принесло сюда?
Стефан выпрямился и быстрым шагом направился к воротам, на ходу поправляя шапку, которая как обычно спадала назад.  «Давненько здесь не было гостей» думал мужчина, увидев вдалеке женщину, одетую в чёрное пальто и держащую чёрный зонтик. Она увидела приближение Стефана и поспешила сама подойти к нему.
- Добрый день, мистер...
- Мэйр. Чем могу помочь?
- Я недавно приехала из Уэльса. Здесь похоронили моего мужа... Месяц назад... Мне бы хотелось увидеть его могилу, - голос женщины был напряжённым, очень высоким.
- Вы... здесь впервые? – неуверенно спросил сторож.
Незнакомка молча кивнула.
- Ладно, пойдёмте, я покажу это место. Как его фамилия?
- Эдвин Рональд Гармелл.
Ветер усиливался. Стефан, не произнося ни слова, вёл женщину к могиле её супруга. Он хорошо помнил, где она находилась – возле могилы Евы.

***

- Да. Вот так и получилось. Я всё это время думала, не спала по ночам. Хотела приехать... Знаете, теперь, как будто камень с сердца упал. Но всё равно очень тяжело думать: простил он меня или нет...
- Постарайтесь не думать об этом. Вы всё правильно сделали, - успокаивал женщину Стефан.
- Спасибо за понимание.
Дождь прекратился, а ветер, похоже, не собирался умолкать. Довольно быстро потемнело. Стефан, только сейчас осознал, что впервые за полгода поговорил с живым человеком. Энистон, так звали женщину, показалась ему довольно приятной, хорошей собеседницей. При разговоре с ней ему не хотелось закрывать уши, параллельно о чём-то думать или смотреть куда-то в противоположную сторону, как он делал раньше при разговоре с другими людьми.
- Ой, я, наверное, вам уже так надоела...
- Нет, нисколько! – поспешил ответить Стефан.
- Спасибо. Иногда так важно найти понимающего слушателя и собеседника.
- Точно, - согласился мужчина.
- Но, боюсь, мне уже пора. Темнеет сейчас быстро и мне нужно добраться домой до того, как станет слишком темно.
- Вы живёте далеко?
- Не очень. Пешком отсюда минут двадцать.
- Позвольте вас проводить. Всё-таки безопасней будет.
- Если вам не трудно...

***

Стефан вновь проснулся посреди ночи. Опять кошмар. Тяжело вздохнув, он привстал на своей скрипящей кровати и взял с тумбочки стакан с водой. Немного отпив, он встал и, выйдя на улицу, вылил на себя оставшуюся воду. «Брр. Может хоть это поможет прийти в себя».

2

«Нет. Она не придёт» думал Стефан, глядя на водную гладь озера.  А вечер приближался, темнота беспощадно заглатывала участки солнечного света, оставляя за собой безысходность и запустение. Впереди был очередной кошмар, который, как казалось мужчине, не закончится никогда. Но сейчас это было не важно. Он просто хотел увидеть Энистон, ещё так много нужно было сказать...

3

Очередной день. Наверняка и он пройдёт впустую. О, как же невыносимо ждать! Как мучительно надеяться!..
Ворон сидел на могильной плите, жадно поглощая Стефана взглядом, как будто хотел что-то сказать. Сторож хотел было согнать птицу, но побоялся. Он просто прошёл мимо, направившись к озеру. Переливающиеся серебром волны напомнили Стефану о том, как он, ещё будучи мальчишкой, купался в этом озере, только с противоположного берега. Вряд ли он когда-либо думал, что через много лет будет стоять здесь и вспоминать то счастливое время, когда был беззаботным, невинным ребёнком. Когда в его жизни не было ни расставания, ни смерти, ни Евы... «Ева!» Стефан неожиданно вспомнил, что за всё это время ещё ни разу не пришёл к могиле любимой, даже не вспомнил о ней, и поспешил исправить это.
Его сердце замерло... Выражение лица теперь выражало то ли удивление, то ли испуг. «Что за чертовщина?».  Памятник почти наполовину треснул. Огромная чёрная трещина, словно шрам, вертикально разделяла камень на две части. «Что произошло?»...

***

Горячий кофе немного помог взбодриться, но сторож всё равно не мог понять, как это случилось и почему. В голове всё перемешалось.
Зайдя в мастерскую, он подумал, что давненько сюда не заглядывал. Да. Последний раз он был тут, когда гравировал надпись на памятнике Евы. Ну, сейчас он будет вынужден заняться тем же самым на новой могильной плите.
«Ой!» вскрикнул Стефан. Долото больно ранило его руку. Невольно выругавшись, он пошёл искать бинт. Перерыв все ящики комода, мужчина всё-таки нашёл то, что искал. Звук с улицы заставил замереть его на месте. Наспех перевязав руку, он побежал к воротам...

4

- Я так ждал...
- Что у вас с рукой? – испуганно спросила Энистон.
- Памятник... надпись гравировал...
- Сколько крови! Давайте я вам хорошо перевяжу...

***

«Какие нежные руки, - думал Стефан, когда Энистон забинтовывала
ему рану, - от неё исходит какая-то особая теплота, рядом с ней я готов про всё забыть».
- Вот так уже лучше, - сказала женщина, заканчивая перевязку.
- Спасибо. Я в последнее время такой неуклюжий, всё из рук валится, ничего по-человечески сделать не могу...
- Я, признаться, тоже, - ответила Энистон, улыбнувшись.
Эта улыбка вызывала у сторожа чувство полёта, невесомости и желание...
Он даже сам не заметил, как их губы соприкоснулись, как он дрожащими руками обнял её, как два одиночества в один миг стали одним целым...

5

Проснувшись с криком, Стефан испуганно огляделся. Один и тот же кошмар каждую ночь пугал его всё сильнее. Солнце начинало показывать свои первые лучи. Энистон спала с улыбкой на лице. «Хоть у неё сны счастливые» подумалось Стефану. Душу сторожа не покидало чувство беспокойства, постепенно перераставшее в страх.  Да такое раньше было, но... Ева. Её взгляд. Такой холодный и укоряющий. «Что я наделал?..» Посмотрев в окно, выбежал на улицу, забыв про обувь, про пальто. Улица... почему так темно? Что происходит? Он должен был как можно быстрее увидеть это...
«Бог мой! Что за...» сторож остолбенел. Просто стоял и молча смотрел на могилу – большая чёрная дыра в земле, сломанный памятник и больше ничего. Увидев странное белое свечение, Стефан не удивился – он прекрасно знал, что будет дальше. Помнил весь сценарий наизусть.
«Нет! Я не позволю тебе ничего с ней сделать!»
Сердце бешено заколотилось. Мужчина на бешеной скорости рванул к сторожке. «Только бы успеть. Только бы успеть...»

***

- Стефан, куда мы бежим? – волнуясь, спросила Энистон.
- Долго объяснять. Но оставаться здесь небезопасно.
- Я не понимаю.
- Знаю, милая, знаю. Я тебе всё объясню, но потом.
Больше женщина ничего не спрашивала. Бежать дальше не было сил, но она не останавливалась, до тех пор, пока силы не иссякли окончательно. Стефан мигом подхватил её и до самой железнодорожной станции нёс на руках.
- Всё хорошо. Мы ещё успеем на рейс до Хантингтона, - успокаивал женщину сторож.
- Зачем нам в Хантингтон? Не понимаю, - спросила Энистон, чуть ли не плача. Видимо она начала обо всём догадываться. Стефан рассказывал ей о своих снах. О Еве.
...Белое свечение. «Нам не убежать...»
- Отпусти нас! – просил Стефан, приближаясь к поезду. «Осталось совсем немного...»
Поезд уже начал медленно двигаться. Сторож прибавил скорости насколько мог и...

***
- Мы успели... Ангел мой, мы успели!
Почти задыхаясь, Стефан сидел на полу и держал Энистон. Она молчала... Более того – не дышала...

6

Голова бешено кружилась. Сторож начал терять сознание... Свечение. «Это конец...»

Солнечный луч разбудил Стефана. Открыв глаза, он увидел древесную листву, а в просветах – серое небо. Мужчина с удивлением заметил, что у него идёт пар изо рта. «Странно, но мне даже не холодно». Вправо вела какая-то дорога, края которой обрамляли... вязы.

***

... Скамейка... старик. Всё правильно. Сценарий вновь повторяется.
«Сейчас я раз и навсегда разберусь, в чём дело» думал мужчина, подходя к старику.
- Что здесь происходит? – спросил Стефан чуть более грубо, чем хотелось бы.
Старик и не собирался отвечать. Он медленно встал и... просто пошёл в обратную сторону. Сторож замер, не ожидая такого исхода.
- Постойте! Объясните мне, что здесь... – мужчина не успел произнести до конца вопрос, как старик резко обернулся... То есть не совсем старик...
7

Этот взгляд... он просто пожирал меня.
- И что же тебе объяснить? Это твой мир. Ты его сам выбрал, а теперь сетуешь?..
Ева говорила и приближалась. А небо становилось всё темнее.
- Прости... – пытался произнести сторож, но вместо слов получилось хриплое сипение.
- Всё это бессмысленно. Теперь, всё что ты видишь – твоё заточение. Не к нему ли ты так долго искал путь? Ну так иди же к нему! Что? Не хочешь лицезреть свою мечту?
Стефан молчал, его мысли перемешались в голове. Он почти не мог стоять, как будто неведомая сила тянула его вниз.
- Вот так ты мне отплатил за любовь? Ну что ж. Ты сделал свой выбор. Неси своё наказание вместе со своим новым «ангелом»... если, конечно, найдёшь её... – дальше Стефан не слышал ничего кроме ироничного смеха Евы. Смеха, который он никогда не сможет забыть.

...Скамейка... Под тенью вязов в который раз сидел старик... Тени. Голоса. «Я не смогу отсюда выбраться...»


май, 2009 год


Рецензии