Запуск Модульной Школы - Взлёт в Море Огня

Запуск Модульной Школы - Взлёт в Море Огня

ролик на Ютубе: https://www.youtube.com/watch?v=znJ4ovtOzBY
ролик длится пять минут. Начинать просмотр можно с отметки 2 мин 7 сек и до конца. Это потрясающе! И это передаёт "атмосферу" эксперимента в школе.

 
Первое Приложение к серии "Весь маразм советской общеобразовательной школы"
 
Есть на моё счастье фильм Александра Митты  "Экипаж", в котором снят потрясающий взлёт самолёта с погибающего в катастрофе аэродрома. Самолёт медленно набирает скорость. Экипаж чётко фиксирует фазы запуска и включения отдельных компонентов системы. Страшным ритмом звучит "Не готов!",  "Не готов!",  "Не готов!" Море огня преследует разгоняющийся лайнер, и вот начинает повторяться "К взлёту готов!", "К взлёту готов!", "К взлёту готов!" А между этим рефреном перечисляются блоки и механизмы уже включенные и подключенные и запущенные. Наконец звучит: "Точка принятия решения!" и затем - "Экипаж! Отрыв! Взлетаем!"
Есть ещё потрясающая песня "Наша маленькая стая уходит в небо!" Братьев Карамазовых.
Я самый счастливый человек на свете.
Мне довелось пережить всё это в своей жизни.
Конечно там, в момент проживания, всё это выглядело и жёстче, и подробней. Но само вот это ощущение непоправимого взлёта в море огня мне не забыть.
Запуск Модульной Школы.
Запуск последовательный, с подключением множества самых разнообразных блоков, с одномоментной переподготовкой многих специалистов, в обстановке явного и скрытого противодействия всех уровней участников эксперимента, от руководства площадкой, до последнего пьющего родителя чудом не лишенного еще родительских прав.
Запуск в запредельно ограниченное время. Запуск в обстановке, когда ошибаться имеют право все, кроме меня. Любая маленькая ошибка может стать фатальной.
Великий фильм "Экипаж"!
Пламя газового факела горит над северным городом - первооткрывателем западно-сибирской нефти. Это - вечный огонь. Это гигантский факел. И потому каждый вечер и каждая ночь в городе окрашены светом этого огня.
Я понимаю, что чудо воплощения замысла может быть прервано в любую секунду. Я понимаю, какое море ненависти разливается за бортом эксперимента со всех сторон, как быстро накрывает волна этого ядовитого пламени всё и вся. Нас ненавидят все сытые и одетые просто потому, что мы есть. Нас ненавидят за то, что мы "подрываем устои". Нас ненавидят за то, что мы осмелились идти вопреки. Нам желают провала. Большого провала. Гигантского провала. Кожей ощущаю пульс времени. Нам говорят, что впереди два года. Два года... нет, им нельзя верить. Это - простая декларация. У них впереди два года. А у меня? А у меня впереди максимум вот одна эта вторая четверть, эти вот самые семь недель.
У них одна проблема. Эксперимент уже Всесоюзный. Но ведь требуется и уровень Всесоюзного эксперимента. Чтобы оправдать идущее в Урай  оборудование для эксперимента - отправляемое тут же обратно со станции Устье-Аха, поскольку весь Всесоюзный эксперимент мыслился, похоже,  как одна большая фикция в борьбе за места под Солнцем в самой столице,  они рискнули и дали мне вытащить этот факел чистого огня  - огня того, чью печень потом десятки лет будет клевать орёл со скалы - очистительного огня эксперимента реального. Но это джин, которого очень опасно выпускать наружу.
Это круче мерцающих шахмат. В них все фигуры играют одновременно. А в этом эксперименте одновременно отсекается всё - буквально всё! - лишнее, выстраиваются комплексы принципиально новых организационных структур, вводятся в действие живые пропорции, пропорции непридуманной жизни.
Время ангелов! Время Высоцкого, Цоя, Талькова.
Во мне тоже засел ангел. Он словно считывает целыми страницами Книгу Жизни Больших Школ. Академия Платона и Лицей Аристотеля в основании этих построений.
Решение о локальной экспериментальной площадке - вот она - моя ЛЭП! - принимается за две недели до осенних каникул. За это время нельзя успеть. Невозможно успеть! У Куркина уже наверняка готов итог: Вот - проверили идею, и она "не пошла". Такое количество разговоров "по теме предстоящего" мне не доводилось проводить в моей жизни ни до, ни после. Я общался на тему эксперимента с каждым из ста двенадцати педагогов школы. Каждому разъяснял, втолковывал и каждого слушал, вникал, вдумывался. Сама мысль о том, что дети пойдут в школу без портфелей, набитых учебниками и тетрадями, угнетала их. А ведь это была просто параллельная проверка на практике еще одной абсолютно понятной идеи. Если учебник есть и дома и в школе, зачем тащить его туда и обратно? Из таких простых и понятных идей складывался весь "корпус модулюс", всё тело эксперимента. Школа, где дети учатся только на "пять". Школа рейтинга. За каждый успех ребенок получает пятёрку. В случае неудачи не получает ничего. Но имеет новые попытки. То, что превосходно отработано шахматными тренерами, никак не укладывалось в головах "учителей с небольшим педагогическим стажем". Одним из открытий эксперимента стало то, что именно самые опытные педагоги с большим педагогическим стажем намного легче адаптируются к новым условиям и становятся реальной движущей силой перемен. Возникло два понятия: "здоровая оппозиция" и "нездоровая оппозиция". Здоровая оппозиция - это оппозиция конструктивная, оппозиция объясняющая свои идеи и противодействие. Нездоровая оппозиция - это оппозиция глухого и яростного "нет" с пятью восклицательными знаками. Нет и никаких объяснений! Нет, ни в какую! Ни при каких обстоятельствах! Это "нет!!!!!" я ломаю тридцатипятиминутным уроком. Этот урок - мой бензин. На этом уроке я проведу этот эксперимент вопреки всему и вся!
Накануне первого дня эксперимента я стоял около здания четвёртой школы и смотрел на неё, напоминающую в плане "кукурузник". Совсем маленький носик, широко расправленные крылья главного учебного корпуса, короткое тело и хвост с мощным оперением.
- Мы взлетим! - думал я про себя. Раскручу все твои "двигатели", вырулю на "старт" и мы взлетим! Не бойся, родная!
И она меня, похоже, услышала.
И улыбнулась мне в ответ открывающимися дверями.
Да! Завтра взлёт.
Всем смертям назло!
Я знаю, что меня хотят убить.
Не по-киношному, а реально.
Я знаю, что меня рано или поздно убьют.
Потому что  боятся того, который во мне сидит. Боятся крепко сжимающего штурвал ангела.
Но я буду это делать вопреки всему чудовищному сопротивлению материала.
Я буду прогибать эту пружину сопротивления до упора.
А иначе зачем жить?
За что умирать?
Как оправдаться перед Богом за то что ешь, пьёшь, имеешь глаза и уши?
Вот моё Куликовское поле, вот моя Сталинградская битва.
И вот те, кто поверил мне и пошёл за мной.
"Забудь моё имя, идущий за мною".
Мне не нужна слава.
Мне не нужны деньги.
Всё бренное уже отлетело от меня.
Мне нужен взлёт этой школы.
Мне нужен этот бой.
И я уже чувствую, что это будет чудо.
Бог оперирует людьми.
И свои чудеса он совершает людьми, как инструментами.
Эта школа будет чудом, которое Бог явит миру мною.
Завтра и здесь.
Чудо, явленное мною...
Я словно вышел из забытья.
Вокруг прозрачная осенняя урайская ночь. Такая же прозравчная, как ночь гибели "Титаника".
Весь небосвод озаряется всполохами нашего гигантского факела на Головных.
Море огня накроет нас, если мы не успеем... Но мы успеем!
В эту - последнюю перед запуском ночь я сплю как младенец.
А в шесть утра  "Рота! Подъём!"
Подобно тому, как Ан-24-ый раскручивает сначала один, и только потом второй свой двигатель, мы запускаем сначала жесткий модуль для второй ступени, потом для первой ступени. Во время подготовки к запуску переоборудуем учительскую в кают-компанию, расширяем библиотеку, готовим расписание резервных замен, оборудуем место диспетчера стабильного расписания,   переделываем зал столовой, решительно перестраиваем внутреннюю оргструктуру школы, организуем семь модульных групп педагогов: языкознание, математика, естесствознание, социология, начальные классы, полужесткий модуль, управление.Я - универсальный преподаватель. Пока только один, но за мной идеологема Вальдорфской школы. За мной великий Висконсинский опыт. Отсекаем руский язык от литературы. Выводим в полужёсткий модуль иностранные языки. Организуем школу иностранных языков. Выводим из классов всех второгодников и организуем ночную учебную группу для них.  В общем все это - существенные и далеко не всем и не сразу понятные элементы. Распечатываем рейтинг-листы, убираем портфели из распорядка движений в школе дублируя учебники и тетради дома и в классах, и уже в первый день запуска принимаем решение об отрыве. Время сжимается до миллисекунд. У всех есть свои вопросы и на все я обязан отвечать, оразъяснять, отстаивать и защищать. Но народ так сильно хочет перемен и имеет такой мощный стимул - тридцатипятиминутный урок - что школа медленно но верно запускается. К концу первой недели вопросов уже почти не задают, в середине второй обнаруживаем прекращение опозданий учеников на уроки. Военкомат призывает наших старшеклассников на комиссию но они - о чудо! - хотят посещать занятия! И наступает момент, когда я иду по стабильно работающей школе и вдруг обнаруживаю, что в ней... ТИХО! Как в лайнере на высоте десять тысяч метров! Просто тихо!
Это - не предвиденный момент. Не просчитанный. Оказывается в школе с тысячей учащихся в кабинетах и на переменах может быть просто стабильно тихо. И все ( не "всЁ", а именно всЕ) - все! - работают! Двусменная перегруженная школа работавет в модульном режиме двухпоточного стабильного расписания. И оно не падает! В 14.30 жёсткий модуль закрыт! Все просто знают и понимают, что это - стабильность - основа нормального функционирования общеобразовательной школы. В школе - порядок!!! И, что очень важно, он нравится всем участникам процесса.Даже нездоровой оппозиции!
В дальненйшем руководству Всесоюзной экспериментальной площадки пришлось применять специальные техники, методы и меры, чтобы системно за полугодие приглушить, а затем задушить этот эксперимент. Расследование этого преступления перед нацией ещё впереди. Но рано или поздно оно состоится. Важно понимать, что этот эксперимент задел очень большую группу учащихся и некоторые из них - я верю в это - ещё напомнят о том, что они из "той самой модульной школы".
Потому что это было действительно потрясающее время и потрясающее явление в образовательной жизни СССР. И оно стоило того, чтобы жить и даже умереть.
Но там и тогда я не умер...
Вожак стаи промахнулся или киллер оказался слишком занят другими...
Не знаю.
Шли годы, десятилетия. Сколько всего ждало каждого из нас.
Но тот запуск школы....
Мне иногда, когда я ложусь спать, вспоминаются кадры из фильма Александра Митты. Лайнер, набирающий скорость на раненном аэродроме, море огня за ним и череда рапортов и команд "К взлёту готов!", "К взлёту готов!", "Точка принятия решения", "Точка невозврата!", "Отрыв!" ... "Взлетаем!"!!!


Рецензии