А. Г. Жучков Прикосновение к тайне 23-24

                Глава 25. ТРЕТИЙ ВСЕЛЕНСКИЙ ПРИНЦИП

      Третий Вселенский Принцип принято именовать Вселенской Иллюзией, Майя, Проявленной Троицей, Пассивным Эфиром1) или иначе – Вселенской Корень-Субстанцией2). Наиболее точным понятием можно было бы признать Пассивный Эфир, как определяющего действительную физическую сущность (если можно и здесь говорить об этом) этого Принципа, определяя его как пассивное начало в новой материальной форме.

      «Механические законы никогда не будут в состоянии доказать однородность Первичной Материи, иначе как путем выводов, и как последнюю необходимость, когда не останется другого выхода - как в случае Эфира. Современная наука находится вне опасности лишь в своей собственной области и владениях; в пределах физических границах нашей Солнечной Системы, за пределами которой решительно все, каждая частица Материи, разнится от Материи ей известной, где Материя существует в состояниях, о которых наука не может составить себе ни малейшего представления. Эта Материя действительно однородная, находится за пределами человеческого познавания, если познавание это ограничено лишь пятью чувствами. ...В эту Материю - истинную Первоначальную Субстанцию, Нумена всей «материи», известной нам - даже некоторый из наших астрономов вынуждены были уверовать, ибо они отчаиваются в возможности когда-либо объяснить вращение, тяготение и происхождение любого механического закона, если только эти РАЗУМЫ не будут приняты наукою».(1,т.1,с.751)

      Исследование этого Принципа целесообразно проводить в неразрывной связи с предшествующими Первым и Вторым Вселенскими Принципами, что позволит не только увидеть последовательность их проявления, но и сохранение аналогии в механизме преобразования энергий.

      Проявление этих трех Вселенских Принципов символизирует собой завершение первого из трех витков проявления Абсолюта на новом этапе - этапе выявления Вселенских Принципов.

      Используя пример с голограммой, можно сказать, что:
- Первый Вселенский Принцип выполняет на этом этапе роль Луча, отраженного от объекта, то есть Луча, исходящего из Центральной Точки (Вечного Атома) - Седьмого Космического Принципа, несущего информацию обо всей Вселенной;
- Второй Вселенский Принцип выполняет роль «опорного» Луча, миновавшего объект, но способного выявить информацию, скрытую в первом Луче.

      Тем самым Второй Вселенский Принцип содержит в себе потенцию творческого начала, то есть способность к творчеству, но пока еще не реализованную, т.к. нет основы (пластины) на которой бы эта информацию была выявлена в виде изображения (голограммы); Третий Вселенский Принцип выполняет роль той самой пластины, на которой, при соединении двух предыдущих Лучей-Принципов возникает объемное изображение. Причем само это изображение визуально (зрительно) сложно назвать находящимся только на этой пластине. Оно как бы выходит за границы пластины, образуя объемный объект. Она как бы нигде, как бы не-существует, (по крайней мере, в воспринимаемом виде), и в то же время реально и доступно для восприятия.

      «Одинокий Луч», падающий в «Глубину Лона Матери», может быть принят, как означающий Божественную Мысль или Разум, оплодотворяющий Хаос. ...Она (идея) являет перед умственным взором картину Космоса, возникающего из и внутри безграничного Пространства, Вселенную, такую же безбрежную в ее величии, если и не бесконечную в ее объективном проявлении. ...Первичная форма всего проявленного, от атома до глобуса, от человека до ангела, сфероидальна; ...Но чтобы понять смысл, сфера должна быть представлена мысленно, как бы видимая из ее центра. Поле зрения или мысли подобно сфере, радиусы которой устремлены от мыслящего до все стороны и, простираясь в пространство, скрывают беспредельные горизонты вокруг. Это есть символический круг Паскаля и каббалистов - «центр которого везде, а окружность нигде».(1,т.1,с.111)

      Именно отсюда приходит понимание характеристики Третьего Вселенского Принципа как Вселенской Иллюзией, Майя, как своеобразного Вселенского Миража. Все это позволяет понять и суть утверждения, что Мир - это Майя, это Иллюзия, что реальным Мир можно считать только в плане нашего уровня восприятия. В действительности же Мир совершенно иной, нежели он доступен нашему восприятию. Иначе говоря, Мир - это голограмма, но не только в зрительном, но и в ином чувственном восприятии. Даже плотность, кажущаяся нам реальной, в действительности воспринимается нами таковой из-за грубого уровня чувствительности наших органов.

      Характеристика Проявленная Троица во многом аналогична характеристики Изначальной Троице Космических Принципов, но в отличие от последней, она является Проявленной, то есть выявленной из «развернутых» Космических Принципов.
«Первая символическая фигура дает простой диск        . Вторая, в этом архаическом символе, являет диск с точкой в нем    •   , указывая на первую дифференциацию в периодических проявлениях извечной Природы, бесполой и бесконечной - «Адити в ТОМ» или потенциальное Пространство внутри отвлеченного Пространства. В третьей фазе точка превращается в диаметр     , символизируя этим божественную, девственную Матерь-Природу, внутри всевмещающей, абсолютной Беспредельности. Когда горизонтальный диаметр пересекается вертикальным, он становится крестом мира. ...  Третий символ - круг, разделенный пополам горизонтальным диаметром, означал первое проявление творческой Природы еще пассивной, ибо женского начала. ...Потому Природа женского начала и до известной степени объективна и осязаема, а Принцип Духа, оплодотворяющий ее, сокрыт».(1, т.1,с.39)

      В отличие от Космических Принципов, на этапе выявления Третьего Вселенского Принципа дальнейшее выявление происходит как бы «во вне», то есть меняет направленность. Он продолжает вмещать в себя все последующие выявления, и они остаются в нем, являясь их самим, но уже в выявленном виде. Меняется  лишь ориентация выявлений: от центра - «во вне».

      «Развертывание» изнутри наружу не означает, что эти процессы происходят где-то или в чем-то вне ранее проявленных Принципов.  Все эти выявления происходит в «рамках» Абсолюта. Приведенные выше схемы из «Тайной Доктрины» как раз свидетельствуют о том, что все происходящие процессы (точка, диаметр, крест) происходят в самом круге (диске), а «развертывание» происходит от центра. Третья фаза (круг, разделенный диаметром) символизирует этап проявления Третьего Вселенского Принципа, и, как мы читаем в приведенной цитате, означает формирование Матерь-Природы или женского начала. На этом этапе завершается формирование Высшей Триады проявляющейся Вселенной (Проявленной Троицы).

      Три Вселенских Принципа могут и должны рассматриваться как Триединство. Триединство их определяется единым источником (Логосом), выявившим из себя два начала - пассивное и активное, которые продолжают оставаться составляющими Логоса. Все взаимодействия этих начал являют собой лишь новые уровни выявления самого Логоса.

      «Чтобы составить ясное представление того, что означает, что Единый становится Двумя, а затем преображается в Троичность, ученик должен вполне ознакомиться с тем, что мы называем Кругами. Под Кругом понимается периодическая эволюция нарождающейся материальной Природы семи Глобусов нашей Цепи, с их минеральными, растительными и животными царствами; человек включается в последнее и стоит во главе его на протяжении всего периода Цикла-Жизни; последний был бы назван браминами «Днем Брамы». Короче говоря, это есть одно обращение «Колес» (наша Планетная Цепь), состоящего из Семи Глобусов или семи отдельных «Колес», на этот раз в другом смысле».(1,т.1,с.292)

      Выявив из себя последовательно Второй и Третий Вселенские Принципы, Логос создал Вселенскую Корень-Субстанцию, которая представляет собой ту Основу, ту наитончайшую на Вселенском уровне материальную основу, форму, посредством которой в дальнейшем будет осуществлено их комбинирование, создание различных совокупностей, и которая в дальнейшем на этапе Пятого Вселенского Принципа будет именоваться Вселенской Материей.

      «Материя как Субстанция вечна и никогда не была сотворена. Поэтому Симон Волхв, так же как и все великие Учителя гностиков и восточные философы, никогда не говорили о ее начале».(1, т.3,с.405)

      (Для читателя может возникнуть определенная трудность в понимании «Корень-Субстанции» и «Материи» относительно Третьего Вселенского Принципа. Поясню, что оба эти понятия характеризуют определенный материальный уровень, что соответствует принципу понимания представления о «материи» на разных уровнях в зависимости от представления  относительно соотношения духовного уровня к материальному, рассмотренных при анализе  Принципов. Сама же Вселенская Материя, как таковая, будет проявлена лишь на уровне проявления  Пятого Вселенского Принципа.)
 

      Е.П. Блаватская, отвечая на вопрос: «Имеется ли на каждом из семи планов материи относительно однородная для каждого плана?» поясняет:
      «Имеется, но эта материя является однородной только для тех, кто пребывает на одном и том же плане восприятия. Поэтому, если «Протил3)» современной науки и будет когда-либо открыт, он будет однородным только для нас».(4,с.14)

      Выявление Третьего Вселенского Принципа необходимо рассматривать как этап формирования Кинетической энергии проявляющейся Вселенной, или как было сказано выше, проявление активного (женского) начала. Но в отличии от всех предыдущих процессов проявления Кинетической энергии (на уровне Космических Принципов), данный процесс несколько отличается. Если ранее преобразования одного вида энергии в другой происходил без общей дифференциации Единого (в его рамках), то на данном этапе происходят первые дифференциации. В предыдущей главе, когда мы рассматривали Ах-Хи, мы говорили, что на уровне Второго Вселенского Принципа они еще не дифференцированы. На этапе Третьего Вселенского Принципа происходит их дифференциация. Чуть ниже мы будем рассматривать сам этот процесс, а сейчас мы лишь скажем, что дифференциация эта приводит к формированию Семи Центров Сил или Семи Начал.

      Данный этап вызывает определенную сложность в понимании происходящих процессов. С одной стороны мы говорим о материальности этого этапа, с другой - о формировании Сил4), которые, в обычном понимании, могут рассматриваться и как материальные, и как Нечто нематериальное.

       «Теории, построенные на отрицании Силы, вне и независимо от чистой или простой Материи, все оказались ошибочными. Они не  покрывают и не могут объяснить всего и многие научные данные, таким образом, оказываются ненаучными. ...Материализм не может допустить существование чего-либо вне Материи, потому что с принятием невесомой Силы - источника и начала всех физических Сил - другие разумные Силы должны быть допущены, и это продвинуло бы науку очень далеко. Ибо науке пришлось бы принять, как последствие, наличность в человеке еще более духовной мощи - совершенно независимой от какого-либо вида Материи, о которой физики нечего не знают. Следовательно, кроме гипотетического Эфира Пространства и грубых физических тел, все звездное и невидимое Пространство в глазах материалистов является беспредельной пустотою в Природе - слепой неразумной и бесполезной».(1,т.1,с.733)

      В примечание к этой главе показана научная трактовка понятия «сила». Рассматривая ее как «способность» к определенным изменениям или как «меру механического действия», наука фактически уходит от конкретного раскрытия содержания силы. «Способность» или «мера действия» не могут рассматриваться как величины, имеющие физический смысл, а более уподобляются неким философским понятиям. Физический аспект силы наука признает лишь на уровне известного ей понимания материи, наиболее тонким из которых является полевой. Не имея точного представления о «поле», наука, вместе с тем не отрицает, что поле материально. Не случайно «физическое поле» она рассматривает как «особую форму материи». Допустить нематериальность «поля» для науки означало бы отказ от материализма, на позициях которого она продолжает оставаться. Поле действительно материально и разумно, но необходимо лишь понять уровень этой материальности и разумности. Но материализм, будучи основан на первичности материи и вторичности сознания, предполагает материальность всего сущего, в том числе и то, что принято относить к духовной сфере, но не допускает разумности на таком уровне.

      Если не замечать некоторых принципиальных моментов, то можно сказать, что материализм прав, ибо, как мы убедились еще при рассмотрении Космических Принципов, а особое состояние Материи сохраняется даже во время Пралайи. Но эта Материя не имеет ничего общего с общепринятым пониманием материей наукой, фактически отождествляющиеся с совокупностью неких твердых, неделимых «материальных точке» и которые так успешно используются той же наукой при характеристике некоторых процессов и явлений. Признать нечто выходящее за уровень научной «материальной точки», например, разум, энергию, силу как таковые, означало бы отказаться от основ материализма, а, следовательно, и научности.

      Эзотерическое представление о Материи, как уже говорилось, совершенно иное. И чтобы понять это, обратимся к высказыванию Гермеса:
      «Все движение порождается в неподвижности и неподвижностью. Тем самым, движение Космоса и любого материального животного не будет побуждаться вещами, внешними к космосу, но вещами, внутренними направленными наружу к внешнему - такими вещами, как душа, или дух, или подобными бестелесными вещами.
Тело не приводит в движение живущее в себе; даже целое [тело вселенной - меньшее] тело даже если в нем нет жизни.

      Нечто-в-теле, то-что-движет неодушевленные вещи, это, несомненно, не имеет тела, поскольку оно двигает обоими телами, несущим и несомым. Поэтому неодушевленная вещь не может двигать неодушевленное. А движитель другой вещи является одушевленным, ибо он производит движение».(6,с.52-53)

     Как видим, Гермес прямо указывает, что то, что движет вещи, само не имеет тела. С одной точки зрения это можно считать «нематериальным», имея в виду отсутствия привычного плотного тела, с другой - оно материально, ибо Материя есть энергия. Даже рассматривая Третий Вселенский Принцип как Вселенскую Корень-Субстанцию, мы можем говорить о ее энергетической сущности и материальности, но отрицать материалистическую материальность.
Для того чтобы понять суть данного Принципа используем следующую схему:


                •       ;     • •     ;;;   
      


                1              2                3
                где: 1-3 - этапы проявления Первого, Второго и других
                последующих Вселенских Принципов.
Рисунок 28.

      Данная схема отображает лишь очень приблизительный механизм проявления Вселенских Принципов, а не реальную картину проявления, т.к. тогда бы второй этап проявления (2) надо было бы изобразить не в виде двух кругов с разделенными центрами, а в виде нескольких кругов с  центрами, максимально близких друг к другу, то есть получили бы нечто похожее на схему первого этапа (1), где их окружности и центры, сливаясь на схеме, образовали бы единую окружность и единый центр. Схема в данном случае достаточно условна, но она позволяет понять сам механизм дифференциации.
Примерно также можно было бы изобразить и третий этап (3), где расстояние между центрами было бы чуть меньше, но внешне это были бы почти сливающиеся окружности и их центры. Ко всему этому необходимо добавить, что все эти процессы происходят в одном и том же месте (если понятие «место» в данном случае вообще допустимо).
В письме Кут Хуми - А.О. Хьюму (10.07.1882 г.) данный процесс описан следующим образом:

      «Назовем первичный атом А. Будучи неограниченным центром деятельности, но начальной точкой Манвантарного вихря эволюции, он порождает новые центры .. и т.д. бесчисленно. Каждая из этих точек рождает меньшие центры. Ни первичное А, ни его спутники, ни их многочисленные порождения не потеряли ни одной йоты своей первичной силы или жизненной субстанции развитием своих порождений. Сила здесь не превращается в нечто другое, но с каждым развитием нового центра, действуя изнутри самой себя, умножается до бесконечности, никогда не теряя ни частички своей природы в количестве и качестве своего естества, лишь приобретая еще нечто, прогрессируя в своей дифференциации. Это так называемая «Сила» является, поистине, неуничтожимой в смысле, принятой членами Королевского Общества. Скорее можно сказать, что она растет и развертывается в нечто другое, тогда как ни  ее собственная потенциальность, ни самая сущность ничуть не затрагиваются этим превращением».(7,с.272)

      Количество этих энергетических центров действительно бесконечно и на рисунке 28 (3) обозначен лишь сам принцип, а не конкретный конечный результат.

      Далее Кут Хуми поясняет:
      «Существует лишь единый элемент. ...Этот элемент является, говоря метафизически, единым Субстратумом  или неизменяемой причиной всех проявлений в феноменальном мире. Древние говорят о пяти постигаемых элементах -эфире, воздухе, воде, огне и земле и об одном непостигаемом элементе (для непосвященных), о шестом принципе Вселенной - назовите его Пуруша Шакти. Говорить же о седьмом вне святилища было бы наказуемо смертью. Но эти пять лишь дифференцированные виды единого. Как человек является семеричным существом, так и Вселенная - Семеричный микрокосм по отношению к семеричному Макрокосму то же, что капля дождя по отношению к туче, откуда она упала и куда с течением времени она вернется. ...(Что бы избежать путаницы, запомните, что рассматривая этот вопрос со стороны нисходящей шкалы, абстрактное Все или вечный принцип будет численно обозначен как первый, а феноменальный мир как седьмой, будет ли принадлежать человеку или же Вселенной; рассматривая с другой стороны, численный порядок будет в точности обратным)».(7,с.273,274)

      В «Тайной Доктрине» об этом говорится следующее:
      «Таковы даже ее Первородные «Четыре Сына», которые «Едины и становятся Семью» - Сущности, качествами и именами которых восточные оккультисты обозначала четыре из семи космических первичных «Центров Силы» или Атомов, развившихся впоследствии в великие Космические «Элементы», ныне разделенные на известные науке семьдесят или около того суб-элементов». (1,т.1,с.129)

      В дальнейшем, при анализе Четвертого и Пятого Вселенских Принципов мы еще возвратимся к этим центрам. Сейчас же приведем лишь еще одну цитату:
«Комментарии гласят: «Через и от излучений семи Тел, семи Степеней Дхиани, рождаются семь различных Величин (Элементов), движение и гармонический Союз которых порождает проявленную Вселенную Материи».(1,т.1,с.325)

      Вселенская Иллюзия, наряду с понятием Проявленной Троицы, именуется еще и как Пассивный Эфир. Это, с одной стороны, подчеркивает, что речь идет не об одной какой-то Корень-Субстанции, а об их бесконечный совокупности - Вселенской Корень-Субстанции, образующей само понятие Пассивный Эфир. С другой стороны, это характеризует сам Эфир пока еще как пассивный, то есть как основу, из которой в дальнейшем будут формироваться не только остальные четыре Вселенские Принципы, но и последующее выявление Вселенной.

      «От этого, от этого Самого Я, произошел Эфир,» говорят Веды. Таким образом становится ясно, что не этот Эфир, - возникший при четвертой стадии от излучения «Разума, соединенного с Неведением» - является высоким Началом, Божественной Сущностью, обоготворяемой греками и латинянами под наименованием «Отец, Всемогущий Эфир» во всей его совокупности. Досадною загадкою для всех отраслей знания является всегда семеричная градация и бесчисленные подразделения и различия, делаемые древними между силами Эфира, взятыми коллективно, начиная от его внешних границ действия, известных нашей науке, и вплоть до «Невесомой Субстанции», когда-то принятой как «Эфир пространства», но ныне почти отвергаемой. Разница, устанавливаемая между семью состояниями Эфира - который сам есть один из Семи космических Начал, тогда как Эфир древних есть вселенский Огонь - может быть найдена в соответственных указаниях Зороастра и Пселла. Первый сказал: «Советуйся с ним только, когда он не имеет ни формы, ни облика». «Когда он имеет форму, не обращай на него внимания», учит Пселла, «но когда он без формы, повинуйся ему, ибо тогда он есть священный огонь и все, что он раскроет тебе, будет истинным». Это доказывает, что сам Эфир есть аспект Акаши, и, в свою очередь, имеет несколько аспектов или «начал».(1,т.1,с.409-410)

      В пассивном Эфире все будущие Корень-Субстанции уже обозначились как самостоятельные, но они пока еще не дифференцированы и находятся в состоянии близком к понятию слившиеся, как это указывалось выше. Удобнее будет использовать выражение взаимопроникновение, которое более точно характеризует суть явления.

      Это можно считать одним из первичных состояний Вселенной, хотя еще и не проявляющейся, но находящейся «в точке». (Обычно это понятие применяется для характеристики первого этапа проявления - до Великого Взрыва - или последнего этапа сжатия проявленной Вселенной при ее «свертывании»). В данном случае речь идет именно о таком аналогичном состоянии, но только относительно Вселенских Принципов, то есть своеобразная первичная точка, в которой заключены все Корень-Субстанции. Здесь потенциально заключена вся будущая проявленная Вселенная, а также еще не проявившиеся перед ней оставшиеся Вселенские Принципы, которым еще предстоит проявиться.

      Выявление Проявленной Троицы соответствует Первому из семи Творений Тьмы, именуемое как Махаттатва, которое в эзотерической литературе определяется как период начального выявления потенциальности Второго и Третьего Вселенских Принципов, то есть переход в деятельное состояние Вселенского разума в его тончайшем проводнике (носителе) и этого этапа начинается Творение Вселенной.
(Хотелось бы еще отметить следующее: то, что мы говорили о разъединении Принципов не означает общепринятое понимание отталкивание, ибо последнее будет возникать лишь на последних Вселенских Принципах и являет собой наиболее сложную форму разъединения. На первых же этапах это разъединение, как характеристика, означает «невзаимодействие».

      «Неизменность закона космического магнита идет, переплетаясь со всеми энергиями. И все проявления развиваются в притяжении энергий. Конечно, привыкли называть и принцип отталкивания, но Мы скажем: притяжение действующая сила!»(4,ч.1,с.132)
Невзаимодействие, суммируясь, создает единое воздействие, которое обычно принято считать отталкиванием. Например, магнит, обладая сильно проявленной направленностью внутренних составляющих, проявляет такую степень невзаимодействия, которая и воспринимается как отталкивание.)

      «Творческий принцип устремляет все энергии к сочетанию. Различие устремленных энергий не теряется в пространстве и сила каждой энергии возрастает с сочетанием. Каждая энергия, привлеченная творческим принципом, в силу своего импульса умножает свои силы, и каждый сочетающийся устремленный атом рождает энергию, потому все космические энергии так являют мощь творчества».(4,ч.2,с.17-18)

                Список использованной литературы

1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
     Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17.    -    "    - ,           Агни-Йога,           -     "     - .
18.    -   "     - ,           Беспредельность, -    "    -.
19.    -    "    -,            Иерархия,              -    "    -.
20.    -    "    -,            Сердце,                -    "    -.
21.    -    "    -,            Мир Огненный,    -    "    -.
22.    -    "    -,            Аум,                -    "    -.
23.    -    "    -,            Братство,                -    "    -.
24.  Е И. Рерих,  Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25.  Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26.  Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27.  АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28.  В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая  школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
      т ом., М, 1963-1966, т.4.
29.  Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30.  К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31.  Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33.  Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская  энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44.  И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45.  Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,

______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 7 июля 2013 г.
   Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3


Рецензии