Мы - не рабы, рабы - не мы...
Давайте попробуем разобраться, опираясь на самые простые понятия, почему же нам так трудно живется в современном мире. Для этого нам дан разум и способность мыслить, а значит, анализировать.
А что такое – разум? Это, исходя из исследований культурно-исторической психологии, инструмент для выживания человека в мире-природе. Каждый из нас с рождения учится пользоваться своим телом так, чтобы плотности этого мира поменьше доставляли боли. Новорожденный осваивает силу тяжести, особенности движения, а также способы различных взаимодействий с другими людьми, животными и природными стихиями. Но если с ветром, водой, огнем и дикими зверями договориться о ненападении невозможно, то с себе подобными, то есть с другими людьми, мы можем достичь договоренности о правилах поведения, допустимых приличиях и массе других условностей, называемых законами общественного устройства. И здесь уже одного разума не достаточно, вступает в силу мышление («мы – слить») – инструмент для выживания в мире-обществе. То есть задача прокормиться на земле и цель жить в ладу с обществом объединяются.
Здесь можно начать разговор о крестьянском философском жизненном подходе и, условно говоря, «аристократическом». Чем они отличаются?
Крестьянин напрямую зависит от природных стихий: от урожайностей его полей и плодовитости скота. Это обеспечивает выживание его семьи, сохранение рода, в конечном итоге. И его битва за жизнь составляет суть ежедневного, ежеминутного существования. Крестьянская разумность, смекалка, приспособляемость, всесторонняя обученность различным навыкам ведения хозяйства, маленьким хитростям в любом ремесле делают его успешным, устойчивым, неуязвимым при любых опасностях и позволяет выжить в любых условиях.
Здесь праздник и очистительные любошные бои несли освобождение от гнета рутины, оживляли тело, давали простор для широкой русской души, которая проявлялась в плясах, в душевном пении и глубоком чувстве единения с родовой общиной и природными силами, гуляющими в каждом из нас. Все деревенские обряды, ритуалы, игры и так называемая «деревенская магия» были направлены на жизнь, на плодородие и возвращение раз за разом живости телу и жизненной охоты в душе.
Для «аристократии», то есть тех, кто стоит выше скотоводов и землепашцев и не занимается ручным трудом, задача выживания в мире-природе становится неактуальной. Главное – занять выгодное место в обществе, иметь хороший доход и быть уважаемым членом своего сословия. Здесь имеют вес манеры, образованность, знание определенных правил и этикета.
А теперь ради смеха представьте одну картину: крестьянин, напахавшись в поле или на сенокосе, надевает спортивные лапти и начинает бегать по дороге туда-сюда – спортом занимается. Смешно и нелепо! А вот для аристократов спорт – вещь понятная и естественная, ведь надо же как-то физическую форму поддерживать! Таким образом, с появлением господствующих классов в обществе появляются изысканные виды развлечений: балы, светские приемы, барская охота и спортивные состязания. Английское слово «спортсмен» изначально переводилось как «охотник за несъедобной дичью». Так, чисто из спортивного интереса. Причем в каждом виде, как вы знаете, существуют четко прописанные непререкаемые правила игры: у боксера – свои, у футболиста – свои. Бой идет всегда «на победителя», при этом боль, травмы и даже угроза для жизни не берутся во внимание. И в итоге знаменитые спортсмены к старости приходят с многочисленными переломами, травмами, проблемами со здоровьем. Дело обычное, все к этому привыкли. Главное – почет, награды, кубки, известность и слава победителя. Но слава так мимолетна. А если вдуматься, стоит ли вся эта мишура потерянного здоровья? Ради чего чемпион положил жизнь? И чем ее заполнить потом, после ухода из «большого спорта»? Все это загадки из разряда аристократического мышления.
Если же баре решили поохотиться на дикого зверя, то уж с рогатиной на медведя точно не пойдут – это не цивилизованно и не прилично. А прилично пригласить с десяток друзей, усадить всех верхом на чистокровных лошадей, выпустить свору из сорока борзых – и галопом по полям навстречу лисе или кабану, подгоняемому сзади егерями. Причем лисья шкурка или мясо убитого кабана охотников абсолютно не интересует. Главное – азарт. А сколько посевов потоптали, а сколько загнали коней, кто ж считал? Боже мой, какие мелочи!
А вечером – бал. Дамы в вечерних туалетах и бриллиантах, кавалеры – в элегантных фраках и мундирах с золотыми эполетами. «Вчера у Вронских давали бал. Пели, танцевали, музицировали. Много стрелялись». Этот анекдот я прочитала на днях в одной из газет. Смешного тут мало, мораль соответствует истине. Дуэли были распространены в высшем обществе, причем поводом для них могли быть сущие пустяки. Правила этикета ценились выше человеческой жизни. Бились насмерть. И это было прилично. С шести шагов всадить пулю в противника – это здорово! Или получить. Вы помните, как европейская мода на дуэли сыграла злую шутку с Пушкиным. Игры аристократов. Это – «из – мышления». Не зря существует такое понятие. В итоге Наталья Николаевна осталась вдовой с четырьмя детьми на руках (Сашка, Машка, Гришка, Наташка) и кучей долгов. А как пригодился бы подрастающим детям папа, жене – муж, а России – неувядающий гений русской поэзии, не случись ему так некстати повздорить с Дантесом. Зато приличия соблюдены, честь супруги не запятнана сплетнями и домыслами.
Вообще, если есть господин, то должен быть и раб, холоп, то есть низшее сословие, обеспечивающее своему барину сытую жизнь и процветание. Так, если мы все сегодня вышли в «господа», кто ж пахать-то будет? Понятно, что быть рабом никто не желает по доброй воле. Но так получается, что для нас задачи выживания никто не отменял. Только вот решать их мы зачастую пытаемся методами аристократов – при помощи законов, правил и ограничений, втискивающих человека в узкие рамки общественного мышления. Ценность одной человеческой жизни сведена к нулю. Идет битва насмерть. На этой волне и возникают различные течения в обществе: готы, эмо, неофашисты и другие, пропагандирующие романтику смерти. Но ведь моя задача, да и всех здравомыслящих людей, не только выжить, но и создать материальную и нравственную основу для всех последующих поколений. Для этого сегодня приходится вкалывать по полной, особенно ярко ощущая себя господами в переполненном транспорте. Да не наступайте же вы на ноги!!! Не делайте мне больно, господа...
Свидетельство о публикации №213070700597
Спасибо.
Елена Вознесенская 04.05.2019 19:40 Заявить о нарушении