И артиллерист, и десантник
К моменту вступления в Афганистан дивизию в основном расформировали, но сохранили 345 полк. Когда формировался этот полк, из артиллерийского полка к нему добавили артиллерийский дивизион. Капитан Тараканов к моменту вступления полка в Афганистан был начальником штаба этого дивизиона. Десантников 345-го отдельного парашютно-десантного полка учили действовать в горах и в пустынной местности.
Примерно за полгода до ввода в Афганистан основных сил из города Ош один батальон этого полка переправили в Баграм - якобы для охраны и обороны аэродрома и городка военных советников. Постепенно и другие подразделения полка стали перебрасывать на эту авиационную базу. Тараканов туда попал в ночь с 19 на 20 декабря. Несколько подразделений полка находилась на авиабазе Баграм, а другие были направлены в Кабул – обеспечивать охрану и оборону Кабульского аэродрома и других стратегически важных объектов. Специалисты 345 парашютно-десантного полка должны были выполнить ещё одну важную стратегическую задачу - обеспечить посадочный десант Витебской 103 дивизии ВДВ.
27 декабря капитан Тараканов был оперативным дежурным по базе Баграм, где находился узел связи с засекреченной аппаратурой, с помощью которой осуществлялась связь со штабом ВДВ, с Ферганой, со штабом 40 армии. Примерно в 19 часов поступил сигнал «Шторм 333», всем известный теперь: с него началась афганская война. Дежурный доложил командиру полка, подполковнику Н. И. Сердюкову (это всего лишь однофамилец известного лица). Тот был в штабе – обсуждал с группой офицеров какие-то оперативные дела. От волнения Сердюков встал, сел, снова встал – в числе немногих высших офицеров Николай Иванович знал, что означает этот сигнал.
Командир полка Сердюков дал команду вызвать всех заместителей, командиров батальонов, командиров отдельных подразделений. Зачитали приказ о начале боевых действий и каждому поставили задачу: какой объект захватить и нейтрализовать. Операция началась. Уже за первые сутки с начала этих событий потери в полку составили десять человек убитыми и столько же было ранено.
Вскоре стало ясно, что эта война совсем не похожа на ту, которую изучают в военных вузах, когда противоборствующие стороны разделяет линия фронта, тут враг был повсюду, а война больше напоминала партизанскую, особенно когда выходили в горы, прочёсывали кишлаки. Юрий Владимирович вспоминает: «Там кругом был фронт. Постоянно поступали разведданные. Например, спустилась с гор банда и терроризирует мирное население. Задача – уничтожить бандитов. На рассвете по темноте выступаем, окружаем посёлок. Они уходят в горы, догоняем. Нам оказывают сопротивление. Артиллерия могла действовать только на плато и вдоль дорог. Проводились огневые налёты, точечные поражения».
Юрий Тараканов находился в Афганистане почти три года, участвовал в пятидесяти шести боевых операциях, из них шесть рейдов (по месяцу-полтора), в которых было до десятка операций. Подготовка к каждой операции включала осмотр всей техники, изучение карт местности будущих боевых действий, а также разведданных, подготовка амуниции, тренировка бойцов и многое другое. Одна из операций – Бомианская, в апреле 1980 года, памятна тем, что за участие в ней Тараканов получил свою первую боевую награду.
На одном из участков душманы открыли огонь по колонне . Вражеское пулемётное гнездо ДШК располагалось в одном из ничем не приметных домов, каких было много в округе. Враги подбили БМД. Движение колонны было приостановлено. Тогда командир полка приказал: «Орудия – на прямую наводку. Уничтожить огневую точку противника!». Капитан Тараканов дал команду: «Расчёт, к бою!» Стали разворачиваться, но душманы открыли шквальный огонь. Молодые солдаты не выдержали и спрятались в укрытие, не успев привести гаубицу в состояние боеготовности. Тогда капитан Тараканов обратился к остальным: «Добровольцы есть?» Вышли трое. Вместе с капитаном под огнём неприятеля подползли к гаубице, развели станины, спрятались за щиток. А пули цокали об землю. Со второго снаряда удалось поразить вражескую огневую точку. За мужество и героизм капитан Тараканов был награждён медалью «За отличие в воинской службе 1 степени».
Но чаще всего наградные бумаги каким-то образом бесследно пропадали в недрах военной бюрократической машины. По самым скромным подсчётам, шесть раз приказом командования капитан Тараканов был представлен к правительственным наградам, но не получил их. Только в седьмой раз политрук, который оформлял документацию для утверждения «в верхах», уведомил командира полка о такой несправедливости, и «с седьмого захода» в 1981 году Тараканов, к тому времени – майор, командир дивизиона - получил орден Красной Звезды.
А ещё один орден - «За службу Родине III степени» - артиллерист получил уже в Литве, куда его направили для дальнейшего прохождения службы. Поступок, за который офицера представили к высокой награде, действительно был героическим.
В начале мая 1982 года началась Пандшерская операция, которой руководил подполковник Грачёв. Майор Тараканов был тогда командиром дивизиона, корректировщиком. Вот как рассказывает об этом эпизоде Юрий Владимирович:
«Во время операции по зачистке Пандшерского ущелья, в районе местечка Гульбахор, мы взяли «духов» в большое кольцо, но рота, которая шла в авангарде, тоже попала во вражеское окружение. С ними находился и я. Было это вечером, в сумерки. Вертолёты вызвать было нельзя: пока прилетят, совсем стемнеет. Получилось так, что зажимают нас, уже кричат: « Русские, сдавайтесь!» Я Грачёву передаю открытым текстом: «Нас окружают большими силами. Я предлагаю бойцов спрятать за дувалы, в дома, я буду рисковать один». Взял радиостанцию, забрался в дом муллы и вызвал огонь на себя. А «духи», когда наши их обстреляли, отступили, оставив около двух десятков убитых».
Юрий Владимирович Тараканов был в Афганистане с 19 декабря 1979 по 22 сентября 1982 года - почти три года. Довелось служить под началом трёх командиров полка: вначале полком руководил Н. И. Сердюков, ему на смену пришёл Ю. В. Кузнецов (впоследствии – Герой Советского Союза), а следующим командиром полка стал подполковник П. С Грачёв. О своих командирах ветеран вспоминает с большим уважением. О Павле Сергеевиче Грачёве говорит так: «Это был боевой, грамотный, толковый, уважаемый командир. В Афганистане он был дважды: сначала – командиром полка (почти три года), а потом – командиром дивизии, тоже около трёх лет. При нём стали чаще вручать награды тем, кто отличился в боевых операциях, как солдатам, так и офицерам. Призывал всех быть осторожными. Я запомнил такую его фразу: «Больше пота – меньше крови». Грачёв учил офицеров беречь солдат и самим беречься. При проведении боевых операций он требовал артиллерии и авиации «долбить, долбить – всё там перемешать». И только потом пехоту пускал».
По мнению Юрия Владимировича, не каждый из тех, кто получает военное образование, может быть командиром:"Командир – это прежде всего лидер, человек, который за основу воспитания солдата берёт основное правило «Делай, как я». Пользуется непререкаемым авторитетом у подчинённых. Именно таким и был Павел Сергеевич Грачёв".
Судьба ненадолго свела Тараканова с ещё одним легендарным человеком – Александром Ивановичем Лебедем, человеком, также оставившим заметный след в современной российской истории. В 1981-1982 годах он принимал участие в боевых действиях в Афганистане: командовал первым батальоном 345-го отдельного парашютно-десантного полка. Проявил себя знающим командиром, а его командный голос, а также образные афоризмы помнит каждый, кому по долгу службы доводилось с ним общаться.
Подполковник ВДВ Ю.В. Тараканов отдал службе в армии двадцать шесть лет жизни. За это время совершил почти четыреста прыжков с парашютом, освоил наиболее сложный вид десантирования – десантирование вслед за техникой. По его словам, раз двадцать мог погибнуть, но всё же удалось обмануть смерть.
Ю. В. Тараканов окончил службу начальником артиллерии 331 парашютно-десантного полка в Костроме.
Все эти годы его воодушевляла поддержка семьи. 13 мая 2013 года супруги Таракановы, Юрий Владимирович и Зоя Ильинична, отметили славную дату – сорок шесть лет со дня свадьбы. Дата не круглая, но весьма солидная: не всем семьям военных довелось праздновать такую дату – по разным причинам… А Таракановым повезло. Сейчас у них двое детей, четверо внуков и даже правнучка есть!
08.07.2013
P.S. 4 июля 2016 года Юрий Владимирович скончался...Память о нём навсегда сохранится в сердцах людей, которые знали этого замечательного человека.
Свидетельство о публикации №213070801149
Может, развивая эту мысль можно её продолжить и сказать примерно так: не каждый командир может быть министром?
Приятно было прочитать характеристику П. С. Грачева, которую ему, как командиру полка, дал герой этого очерка. А вот о министре Грачеве такого - теплого, искреннего, от души, читать не приходилось. Или это большая власть меняет людей?..
Спасибо, Татьяна, за замечательный очерк.
Константин Кучер 02.12.2014 13:02 Заявить о нарушении
Татьяна Руцкая 02.12.2014 23:25 Заявить о нарушении
Татьяна Руцкая 02.12.2014 23:28 Заявить о нарушении
Кстати, в армии это видно очень хорошо. Зачастую пара лычек меняет человека до неузнаваемости. К счастью, такое происходит не всегда.
Константин Кучер 03.12.2014 08:15 Заявить о нарушении
Татьяна Руцкая 05.07.2016 11:42 Заявить о нарушении
Константин Кучер 06.07.2016 10:09 Заявить о нарушении
Татьяна Руцкая 26.10.2017 10:56 Заявить о нарушении
Спасибо, Таня, что помнишь. Напоминаешь всем нам.
Хорошего тебе дня. И крепкого здоровья!!
Константин Кучер 26.10.2017 14:15 Заявить о нарушении
Татьяна Руцкая 26.10.2017 21:03 Заявить о нарушении