Принцип толерантности 70 лет спустя

... имеется в виду, что еще в 1911 году до него мог бы легко додуматься Виктор Шелфорд (США). Очень уж он близко к нему подошел.
 
Мысли о принципе толерантности, управляющем живой природой, зародились у меня в 1973 г., а в 1983-м была опубликована математическая работа, в которой этот принцип стал основой для построения алгебр с внутренней толерантностью. В 1990 г. этот принцип стал базовым уже для описания человеческой (земной) науки, ее понятий и методов (см. в сб. ИВЧ, т.е. Императивы выживания человечества), в 2000 г. также и для концепции противодействия старению (см. ИВЧ), а в 2007-м для представления, от имени Природы, рекомендаций международным институциям (тоже есть в сб. ИВЧ).

Эта краткая информация, хотя и не полная, говорит об эвристической ценности принципа толерантности (ПТ), показывает его связь с одной из важных проблем – с императивами выживания человечества -- и ставит вопрос, были ли нечто подобное предложено раньше.

По запросу "principle of tolerance" Гугл выдал Принцип толерантности Броновского, каковой "является суждением, что если два случая считать достаточно похожи, то лечение можно проводить одно и тоже". Что же касается принципа толерантности Карнапа, то в нем утверждается, что "каждый волен выстраивать свою собственную логику, т.е. свою собственную форму языка по собственному желанию".

Как можно видеть, и тот и другой от биологических понятий весьма далеки.

Другое дело с Законом толерантности Шелфорда, по которому "любой организм – индивидуум или вид – является субъектом для экологического минимума, максимума и оптимума по любому специфическому экологическому фактору или комплексу факторов. При этом диапазон от минимума до максимума представляет пределы толерантности по фактору или комплексу."

Американский ученый Виктор Шелфорд был зоолог, и можно думать, что его закон толерантности относится лишь к животным организмам, поскольку говорить “организм”, глядя на конкретное дерево или цветок, как-то не принято. Но растения, как отдельные особи (организмы), так и их комплексы (леса и луга), все-таки очевидно подпадают под юрисдикцию закона толерантности. Это значит, что имеется серьезная причина сравнивать принцип толерантности, имеющий общебиологический характер, с законом толерантности Шелфорда, также имеющем общебиологическое значение.

Принцип и Закон принадлежат, т.о., к одной и той же области знаний и близки друг к другу, так что их сравнение имеет смысл. Более того, есть даже необходимость их сопоставить, так как Закон датируется 1911 годом(!), тогда как первое публичное упоминание Принципа относится к 1983 г. Это значит, что принцип, появившийся 7 десятков лет спустя, должен доказать свою самостоятельную ценность, чтобы можно было считать, что он имеет научную новизну.

Чтобы доказать, что мой ПТ до 1983 г. был науке неизвестен, я должен показать, что ПТ и ЗТ достаточно различны. Самое главное различие: ЗТ  говорит о пределах толерантности для организма или вида, тогда как ПТ утверждает, что любое свойство вида меняется от организма к организму, т.e. имеет допустимый интервал изменений, или интервал толерантности. Кратко: объекты интереса ПТ – сами виды, тогда как объекты ЗТ -- условия их существования.

При таком рассмотрении ПТ мог бы считаться следствием ЗТ. Но ПТ имеет математическую формулировку: для любого вида, фазовый объем пространства его признаков не есть величина нулевая. Это дает основания говорить о самостоятельном значении ПТ. Такой вывод подтверждается тем, что ПТ имеет, в отличие от ЗТ, применения в социологии, эпистемологии, педагогике, профилактической медицине (на моем сайте, который сейчас временно недоступен, есть даже страница "Философия с толерантностью: tvinteltech.narod.ru/phil_with_tol.html), и, благодаря его семантической связи с математическим понятием «отношение толерантности», позволяет строить альтернативную математику. Более того, ПТ позволяет провести еще и обобщение и на неживую природу – в виде обобщенного принципа толерантности, т.е. может считаться философским принципом, относящимся ко всему материальному миру.

 


Рецензии