Медицинский роман Абрахама Вергезе, впечатление от

Медицинский роман Абрахама Вергезе

Абрахам Вергезе – известный врач,  доктор медицины, профессор Стэнфордского университета. Родился и вырос в Эфиопии, там же начал заниматься медициной.
Работая в США, в бесплатных больницах и госпиталях, получил огромный клинический опыт как практикующий врач.

В его библиографии уже две книги: «Моя страна: история доктора» и «Рассечение Стоуна».

К сожалению, первый роман на русском языке мне найти не удалось.

Зато второй роман вполне отвечает анонсу на его титульном листе: «Если за год у Вас хватает времени только на один роман, прочтите этот».

Автор рисует всеобъемлющее полотно жизни во всех ее проявлениях. И при этом не спешит наклеивать ярлыки, что хорошо, а что плохо. Жизнь приемлет все: и бездну страдания, и пики наслаждения.

Монахиня, умирающая родами, хирург, которому все его искусство не помогло спасти любимую, дети приемных родителей, поклоняющиеся умершей матери, словно Ангелу, близнецы, которые, словно планеты, то притягиваются, то отталкиваются друг от друга, оставаясь неразрывно связанными – все это вмещает в себя роман.

Наверное, как и подлинную жизнь, подобные сюжеты нельзя просто сесть и выдумать. Их можно лишь «списать с натуры». Описать людей, которых знал в разные времена, наделить их историями, которыми с ними приключались, а может быть, могли бы приключиться.

Не каждый автор способен уловить, запомнить и преобразовать в слова простейшие биения существования, которые длятся  и происходят со всеми нами бесконечно, и на первый взгляд, кажутся невыразимо скучными. По крайней мере, не представляются сюжетом для романа.

Там, где люди, всегда есть чувства. Они пылают ярко или тлеют подспудно, не видные глазу. Но они сопровождают всегда человеческую жизнь и являются локомотивом для ее движения.

Все наши поступки так или иначе определяются чувствами.

И, конечно же, Абрахам Вергезе, не пренебрегает чувствами. Он мастерски описывает, как они «ведут» героев, как определяют повороты их судеб.

Любовь, замешанная на ненависти, обиды, которые нельзя простить и ценности, ради которых можно умереть – все это предстает перед читателем как нечто простое и обыденное, то, что происходит с любым буквально каждый день.

Впрочем, ведь так оно и есть на самом деле…

Мы чувствуем, не испытывая никакого пиетета перед эмоциями. А иногда и не утруждаем себя тем, чтобы дать своим эмоциям название или как-то оценить их.
Но вот описывать такой внутренний мир можно по-разному.

Подлинное мастерство автора в том, что он умеет выразить чувства через поступки людей. Так же, как это происходит с нами постоянно, изо дня в день.

И именно поэтому подобный сюжет кажется нам подлинным, а герои – реальными людьми. Мы готовы узнать в них себя.

Простой пример.

Можно написать о том, что кто-то любит своего отца. Но можно сказать о том же по-другому, с искренности и проникновенностью, которые не способны оставить равнодушным.

«Мне хотелось, чтобы он передал мне всю свою мудрость до капли. Сыновьям следует записывать каждое слово из того, что им говорят отцы. Я записывал».

Трудно показать еще ближе сокровенные чувства, любовь и горе, и близость родной души в момент, когда расстаешься с ней навсегда.

Эти короткие фразы – из эпизода, когда сын прощается с умирающим отцом.

И нет никакой надуманности и гротескности ситуации в том, что семья сидит рядом с умирающим отцом в его последние минуты и пытается сказать все, что еще не было сказано, но становится таким важным именно здесь и сейчас, в этот момент последнего вдоха.

И нет никакой пафосности и наигранности, нет никакого элемента театральности в том, что происходит в этот момент.

Автор однозначно не  постановщик и не сценарист. Он не задумывается о том, как это выглядит со стороны. Он просто представляет в этот момент себя или людей, которых хорошо знал, и любые образы получаются у него естественными и реальными.
«Рассечение Стоуна» часто называют «медицинским романом».

Видимо потому, что речь идет о хирургии, и есть много специфичных сцен или терминов, характерных для этой профессии. Однако же, действие погружает нас не в глубину профессии хирурга, а в глубину человеческой души – страдающей, любящей, ненавидящей, прощающей.

Если герои Абрахама Вергезе готовы открыть тело во имя его исцеления, то сам автор открывает перед нами душу своих героев.

Одной из важных черт, безусловно, является любовь к профессии, знание ее в мельчайших деталях. И любовь к ней, несмотря ни на что.

Всем известно, что у дежурных врачей в стационарах часто безумный график, что хороший хирург работает без праздников и выходных, зная, что его в любой момент могут вызвать в больницу.

Те врачи, которые пришли в профессию по призванию, отлично понимают, что спасать жизни – пусть сложная, но все-таки работа.

И однажды, для кого-то, она может стать рутиной. День за днем одно и то же, разрезы и рассечения, зажимы и скальпель, кровь и марлевые тампоны.

Удача и неудача…

Недаром Абрахам Вергезе, сам врач, снова и снова повторяет, насколько важно не растерять человечность именно в этой профессии, не превратиться в мясника, талантливо разделывающего очередное тело на стерильном столе.

Каждый раз – снова и снова – перед хирургом оказывается человек, а не просто набор связок и мускулов в разной степени повреждения.

Любовь к своей профессии для хирурга должна означать любовь к людям, прежде всего. И как говорит главный герой книги, самое важное при самой тяжелой травме дать пациенту слова поддержки, слова утешения.

Способность на эмоциональное сопереживание для врача не менее важна, чем его сугубо профессиональные навыки.

Раз за разом, в разных ракурсах, сценах и деталях, автор показывает, как и почему это важно. Почему неприемлемо, чтобы пациент на столе олицетворял собою лишь интересный диагноз…

Никто ни от чего не застрахован в жизни. Любой хирург однажды может оказаться пациентом у своего коллеги.

И помимо профессиональных навыков, знания и опыта, он будет ждать тех самых простых слов поддержки и утешения. Как и любой другой человек.

Наверное, это понимание может прийти не сразу.

Наверняка, оно приходит не ко всем.

И автор, безусловно, знаком и с одной, и с другой ситуацией.

Но любовь к своему делу, любовь к людям, желание спасать, и ради этого применить свой талант и энергию – вот то, что приносит подлинное удовольствие от жизни.
«График был жестокий, изматывающий, бесчеловечный.

Я был от него в восторге».

Я сознательно не хочу сейчас пересказывать сюжет. Этот роман действительно надо читать, а не слушать о нем.

Он чем-то сродни древнему эпосу, где герои и люди, боги и основы Мироздания сплетались в единое неразрывное целое.

Для того, чтобы так достоверно рассказать о чувствах с точки зрения хирурга, надо самому окунуться до глаз в океан боли и страдания, проникнуться духом чужого и своего отчаяния, пропитаться собственным бессилием или упоением той секунды, когда понимаешь: «У меня получилось!»

Не правда, что боль и физические страдания человека облагораживают. Об этом, конечно модно писать и говорить.

Но в физическом страдании нет ничего привлекательного – ни снаружи, ни изнутри. Оно стирает зачастую тот тонкий налет человечности, который остается в человеке, обнажая все подлинное, безыскусное, не цивилизованное, иногда – звериное.

Врач, через руки которого проходит поток пациентов, очень хорошо это знает. И еще знает – кому еще можно помочь, а кому – уже нет.

Наверное, это самый трудный дар в искусстве хирурга: отступить, когда пришло время Бога.

Поистине жизнь и смерть – на одном столе - уступают друг другу место в бесконечном танце.

Может быть, поэтому многим проще воспринимать больного именно как его травму, таким образом, отрешаясь от своей роли выиграть эту жизнь у смерти или ее проиграть.

Слишком высока цена ошибки, слишком велика ответственность. Не каждый способен ее взять на себя.

Куда как проще думать об очередном «объекте» среди ослепительного блеска хирургических инструментов, как о «сломанных ребрах» или «кровотечении в желудке».
И может быть, иногда правильно сосредоточиться именно на том, с чем будешь работать, забыв о своей власти над живой душой…

Не только судьбы в своей обнаженной простоте показывает автор, но и такие вот сложные, почти неразрешимые вопросы, которые ставит перед нами жизнь так же обыденно, как мы выпиваем свой утренний чай.

Глубина характеров, четкость изложения, хорошо прорисованный узнаваемый стиль делают этот роман по-настоящему выдающимся.

За последний год я прочла всего три романа такого уровня –«Шантарам», «Пасадена» и «Рассечение Стоуна». Они разные и о разном, авторы не похожи друг над руга точно так же, как и их герои, но сила впечатления, которое они производят, действительно огромна.

И каждый из них останется со мною навсегда.


Рецензии
А вот такой пример. Роженица производит на свет ребёнка, она мучается в болях и это все видят, сочувствуют. А малышка, ещё не сделавшая и одного вздоха, терпит не меньшую боль! Удушающее давление, выталкивания в жизнь, отрыв от родного тела, становления самостоятельного существа в этом огромном мире с его всевозможными вариантами сценариев жизни. Он этого ещё не знает, но через боль рождения входит в этот Мир. И никто не хочет знать о его болях и мучениях, все радуются его рождению, тому что ему придётся испытать всё, всё, всё в этом Мире. Жестоко. Но это жизнь.

Пётр Гусев   05.09.2020 17:40     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.