Пришелица

Пришла Любка домой с работы, а там гостья незваная. Вытаращилась на неё Любка:

-Ты кто и чё тут делаешь?, – спрашивает обалдело.
Девица сидит себе в кресле, вроде даже на неё похожа, как сестра, но явно моложе, с аккуратной модной стрижкой, маникюром, ножки вместе, спинка ровно, смотрит ясными  глазами и говорит:

-Не узнаёшь? Я – твой Идеал.

-Чего-чего? - говорит Любка. Не поняла. Какой-такой идеал? Идеалы и идеологии всякие в школе проходили, ну, там, у Добролюбова, Чернышевского. У философов всяких…Канта, Гегеля. Мне - зачем Идеал? Я сама по себе живу своей жизнью живой.

-Ну, как же, живой! Ты живой-то ещё не была, - обиженно надула губы Пришелица, - Столько лет меня воображала и хотела быть на меня похожей, а последнее время стала забывать, я и пришла тебя проведать, а ты и не узнаёшь!

-Любопытно! Я, значит, не живая! Да ты сама какая-то искусственная, у тебя – что - прут в спине? Расслабься! Пришла, так выкладывай честно, что у тебя на уме и зачем пожаловала, а то полицию вызову.

-Что-ты, что-ты, - защебетала высоким голосом молодая особа, - Зачем сразу полицию? Я - не воровка и не злоумышленница. И поймать меня может только господин Здравый Смысл. Я же небыль, туман, иллюзия!, - девица рассмеялась и продолжила назидательно, -Ты должна же к чему-то светлому стремиться, высокий образ перед собой держать, как звезду.

-Это зачем ещё?

-Я тебя вдохновляю, за собой зову, примером являюсь.

Теперь надулась Люба. Стоит руки в боки…
- Смотрите, какая цаца! Воображала ты! Да что ты знаешь обо мне, чтоб предлагать что-то лучшее?!

- Воображала, как раз – ты, а не я. Я следовала за тобой и была такой, как ты мечтала.
Да, я много чего знаю о тебе. Ты – слабая, ты живёшь с постоянной оглядкой – что о тебе подумают, что скажут люди. Ты хочешь им понравиться и нарисовала меня – вот такую, которая должна всем без исключения нравиться:
 Я знаю себе цену! Культурная, молодая  женщина – умница и красавица. Спортивная и с чувством юмора. Энергичная и смелая. Умелая и дружелюбная. Я – самодостаточная! Я – не курю и не пью. Да! Я не люблю грубость и хамство, мной не терпимы распутство и враньё, неряшливость и пошлость. Я – ценный и уважаемый человек, высококлассный специалист. Я – талантлива и добра. Я люблю жизнь, и я могла бы жить в тебе, а не витать облаком. Но ты – мечтательница и по-настоящему не делала никогда и ничего собой, ты подстраивалась! Ты вечно выкручиваешься и лжёшь! Во всем, всем и всегда.

-Это ты лжёшь, задавака холёная!

Незнакомка, не моргнув глазом, продолжала частить:
-Ты не любишь побрякушки, они тебе мешают на шее и руках, но у тебя их полно! Ты  думала, что этим нравишься. Ты боялась холода, но, зная, что закаливаться полезно и это относится к здоровому образу жизни, а он твой идеал, лезла в воду ледяную. Эго твоё прямо расцветало, когда ахали замерзаки-наблюдатели! Ещё и сфоткаться спешила.

-Правда…,- смутилась Люба.

-Ещё ты чётко усвоила, что хорошо быть образованной и культурной. Но культура твоя поверхностна! Она мираж! Нет у тебя глубоких знаний и истинных заслуг!

-Да, кто ты такая, чтоб мне тут хамить!

- Что? Не нравится? Ты же правду любишь! Так слушай!
Эго тебя вело, тебе всё легко давалось, за что ты рьяно бралась. Тебе с детства всё нравилось – много читала, рисовала, пела, танцевала, музицировала, писала стихи, шила и вязала, плавала, ходила в походы и путешествовала... Где ты только ни была!

-Правда…

-Это я тебя поддерживала, увлекала, ободряла.

-Да, разве это не я была?! , - с сомнением посмотрела Люба.

-Ты. Но ты часто начинала и бросала, в тебе много талантов не раскрыто и ты поверхностна, в отличие от меня. Да, у тебя два высших образования, и ты гордишься кучей корочек разных обучающих курсов, они придают тебе ту уверенность в себе, которой тебе всегда не хватало. Но сколько бы медалей ты не нацепила на грудь, ты чувствовала себя ущербной и недостаточной, жалкой! Ты презирала и не любила себя такую, какая есть! Но ты и не спешила стать собой истинной!

-Спешила я…Но…бег на месте, всё суета. А каких медалей? Ну да, я лауреат…ну там на детской выставке…грамоты где-то лежат…

-Дело не в медалях, я образно сказала, - продолжила девушка, - кстати, ты мне и имя придумала - Светлица, внутренне желая, чтоб от твоего лица Свет шёл.

-И что? Идёт?, - с надеждой спросила Люба.

-Идёт…идёт…по крыше воробей.
Обе замолчали…

- В корочках мало толку, - вздохнула Люба,- пусть они будут, но это мировые знания, уму данные, рассказанные мне. Я хотела бы другие знания иметь, внутренние, от Бога идущие, но не в идеале, а по-настоящему. Он, Бог - истинный, ему Идеалами не понравишься, Его корочками не удивишь. Есть только то, что есть. А что у меня ЕСТЬ? По сути, не так много. Намерение. Устремление. Понимание, что иллюзией не спасёшься.  Я всё как будто для кого-то жила, желая нравиться, быть хорошей, соответствовать…

- Вот-вот, Любочка! Нравиться – следовательно, надо угождать, улыбаться, жертвовать, одаривать, прислуживать. Ещё ходить в гости, когда зовут, даже если неохота, потому что неудобно человека расстроить. НАДО так! Опять же, подарок купить, лучше дорогой, а ты жадноватая, точнее, пустоватая – то всё разбазаришь направо-налево, то за ерунду уцепишься. Скопидомство и расточительство – это шараханья. Центра нет! Вот и ломаешь комедию, каждый раз обшаривая глазами комнату – что готова отдать…Ты многих не любишь, а играешь в добрые чувства, не желая злой и равнодушной выглядеть. Я, собственно, потому и пришла. Устала я у тебя работать актрисой, всё время надо подстраиваться и маски менять, и словами играть, и позы менять. Только в один образ войдёшь, а тут новая встреча, и опять надо прикидываться, но уже по-другому. Выходных нет, зарплаты не платишь, только нервами, временем и всё меньше и меньше мне внимания.
Любка так и села. Даже не знала, что сказать.

-Ну, ладно, ты… это…давай чай попьём, раз пришла.  Какой ты любишь?

-Ты же знаешь! Всё – полезное. Зелёный, с мёдом, лимоном и имбирём. Хотя, - она хитро блеснула глазками, - от мёда ты становишься вялой и сонной, как муха. А, если переешь мёда, болит желудок. Ты ешь за пользу гречку и боишься кока-колу и чипсы, ты совсем себя не слышишь – что хочешь именно ты и в чём нуждаешься, твои клетки уже орут от тебя, я-то вижу!
Чай стелился ароматом…

-Ещё…ещё расскажи.., - лепетала Любка.

-Если честно, ты  никудышная хозяйка, руки у тебя не оттуда, как-будто, растут, но, в идеале, то есть у меня,  в доме должно всё блестеть…Я-то – хозяйка! И вот, когда гости на пороге, ты мечешься, сразу меня на помощь зовёшь, рассовываешь всё по углам. Надоели авралы…Правда, давно не звала…и что-то чисто у тебя непривычно…

-Да, я тут кое-что поняла, - поделилась Люба, - знаешь, всё вокруг – моё пространство. Как вокруг – так и во мне. А я хочу чистоты, правда. И стала всё в доме менять потихоньку, у меня от этого всё внутри радуется и покой приходит, лучше думается. Каждая вещь сигналит – моя или не моя. Стала я  избавляться от чужих, провожая их. Словно воздух появился. Но трудно бывает расстаться, привычка пристроить или на потом убрать.

-Ты справишься! Знаешь, ты мне как-то родней становишься, мне приятна чистота у тебя.
Знаешь, а у тебя лицо светлее становится. Они подошли обе к зеркалу и посмотрели на себя.

-Знаешь, Светлица, мне уже не хочется маникюра, в нём что-то ненатуральное, как в лаке на причёске… А, может, завтра возьму и сделаю…СЕЙЧАС не хочется. Может быть, без правил, выпью в гостях или ругнуться захочется на какого-нибудь козла, и я не буду душить в себе слово живое.
Я должна только себе самой. Звучать собой натуральной. Бесстрашной. Это и есть свобода – позволить себе быть и сметь.  Идеал – это Я сама живая, счастливая сама по себе, пьющая жизнь чувствами, щедро отдающая и неиссякающая, как родник. Всегда свежая и новая.

Чай стыл. Было не до него.

Знаешь, Светлица. Я тут кое-что поняла. Ты - картинка в уме, подстройка под общество. А всем всё равно не угодишь, смешон будешь, и не надо. Я тебя отпускаю.
Я – сама себе указ, Бог во мне. Я буду жить моментом и в нём только решать. Да!
Всё в моменте решу! Всё уместно и нет неправильного, если велит во мне голос Его!

Она говорила самой себе. Идеал растворился. Была живая Любовь. Она смотрела на себя светящимися глазами.


Рецензии
Светлана

Сама по себе тема внутреннего диалога традиционна для всемирной литературы. Достаточно привести в пример Ф.М. Достоевского, которого лично я бы назвал "русским Фрейдом", гением психоанализа.
Тема эта не может обойти архетипы и потому вызыает интерес а-приори.
Но сюжет и исполнение, если быть откровенным, мне не понравились.
Я стараюсь избегать писать публичные негативные рецензии на произведения ЛИЧНО МНЕ симпатичных авторов.( На несимпатичных - сколько угодно! Но, сохраняя при этом главный критерий любого конструктивного анализа: быть максимально объективным при высказывании своего субъективного мнения. :))Если угодно, могу высказать свои замечания в привате (придётся немного подождать, когда у меня появится "окошко"). Если Вы полагаете, что способны отнестись с пониманием к дружественной критике и даже извлечь пользу из неё- могу написать и здесь. Выбор Ваш.

С уважением

Игорь Пришелец   18.07.2013 03:46     Заявить о нарушении
Добре, Игорь!
Доверяюсь дружеской руке, которая, если и несёт розги, то для ценной учёбы, сбивающей эго, невежество, предрассудки и шелуху идеализаций, в которой я сегодня нуждаюсь и сумею принять достойно, рассмотрю и не премину воспользоваться тем, что сочту важным для себя. Дружеская рука ударом может и провоцировать на способность смело парировать, отбивая атаки, повышая в себе качества воина. Нет здесь только схватки злых козней и оскорблённой важности. Пусть будет ОТКРЫТОЕ любое высказывание, но и сами будьте готовы к любому ответу. Благодарю за прочтение готовность к отклику

Светлана Кременецкая   18.07.2013 11:58   Заявить о нарушении
Перечитала свой ответ и вижу, что нагромоздила...а можно ПРОСТО, но стирать уже не буду, миг прошёл.
Просто - "СОГЛАСНА НА ОТКРОВЕННЫЙ И ЧЕСТНЫЙ РАЗБОР "Пришелицы" от Пришельца":))
С уважением, Светлана.

Светлана Кременецкая   18.07.2013 12:33   Заявить о нарушении
Хорошо.
Начнем сначала. Не знаю, как сейчас обстоят дела с образованием в России, но у МОЕГО поколения была отличная, всеобъемлющая система образования ( возможно, слегка перегруженная идеологией, но тем не менее-СИСТЕМА, позволявшая талантливому педагогу разглядеть наклонности и способности ребёнка ещё в раннем детстве).И были Учителя. Люди, в большинстве своём, пришедшие в педагогику с полей самой страшной и кровопролитной войны в истории человечества.Они были не только Учителя, но и Воспитатели!Так вот если, сев в машину времени и перекрутив таймер лет на пятьдесят назад, очутиться за партой советской средней общеобразовательной школы прямо на уроке литературы и русского языка, то мы увидим воотчую КАК преподаются азы писательского ремесла.
Светлана, Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему на первых, титульных страницах произведения помещают портрет или фотографию писателя? Ответ прост: чтобы читатель мог получить хоть какое-то представление о ЛИЧНОСТИ автора.К примеру, если читающий "Консуэлло" искренне убеждён, что роман написал некий мужик по имени Жорж, то отношение к автору будет несколько иное. И отсюда- восприятие всего произведения.Поскольку мне мало известно о Вас , придётся "придумать" Вас, для лучшего понимания произведения. Не обессудьте, если этот имидж не соответствует действительности. Поэтому, чтобы не расстраивать Вас ( или рассмешить) я не стану воспроизводить его здесь.
Но довожу до Вашего сведения сам факт, чтобы объяснить некоторые нюансы работы "кухни" моего анализа данного произведения.
Прежде всего произведение аморфно. Три классические части любого литературного произведения будь то рассказ,миниатюра или роман не прочитываются чётко. Есть завязка:
<Пришла Любка домой с работы, а там гостья незваная.>
Есть и развязка:
<Она говорила самой себе. Идеал растворился. Была живая Любовь. Она смотрела на себя светящимися глазами.>
Я , как Вы понимаете, выделяю ключевые моменты,опуская всё остальное. А где кульминация? Я не могу проследить нарастания конфликта, диалог скорее напоминает цепь синусоид, то Любовь соглашается, то оспаривает Светлицу... В какой-то момент вообще становиться задушевным. До чаю даже доходит. Интересно сколько чашек Любовь налила? Одну,две? ( Отступление. Здесь, как и везде в романе, Вы пренебрегаете своей прямой обязанностью ОПИСЫВАТЬ происходящее. Тщательно, подробно, выдавая читателю достаточно точных, художественно оформленных, деталей. С той целью, чтобы он САМ мог осмыслить суть написанного.Вы же вносите всё новые подробности, пуская своё воображение в свободный полёт!А потом вдруг неожиданно вспоминаете об "остывшем чае"!)Если две, то либо ей срочно надо обращаться к психиатру, либо автор решает, в каком стилевом ключе он пишет произведение, так сказать "по ходу пьесы".А как быть читателю? Судя по вполне прозаичному зачину ( пришла Люба с работы) всё реально и осязаемо.Ну сидит в комнате кто-то. Бывает.
А потом оказывается, что это её собственное воображение сидит! Читатель вполне может подумать, что работа Любы состоит в дегустации галлюциногенов. Тем более, что потом оказывается Люба общалась со своим зеркальным изображением ( заметьте: она ПОТОМ подошла к зеркалу!)
А потом вдруг "обрыв цепи"!То есть кульминации как таковой нет.
Нет и важнейшего элемента любого произведения: РЕАЛЬНОГО конфликта, в борьбе и преодолении которого расскрывается личность характер героини.
Вы ничего не сообщаете о своей героине, кроме того, что она пришла с работы, налила чай и подошла к зеркалу. Потому, что считаете это несущественным. В Аы читателя спросили, что для него существенно, что нет? Всё , что мы узнаём о Любе, это СУБЪЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ двух женщин.
В где же Вы- беспристрастный свидетель, рассказывающий увиденное? Читателю нужна Ваша ненавязчивая, но полезная помощь. Но Вас- то, как раз нигде и нет."Любка, хрупкая, голубоглазая блондинка, одетая в аккуратный, слегка поношенный серый костюмчик,пришла с работы", или "Любка, бойкая брюнетка со стреляющими по сторонам, небрежно сбросила на диван яркий блайзер, придя с работы!, или... Какая она,эта Любка?
Я могу себе что угодно вообразить, но ведь это ВАША Любка! Я привел примеры на скорую руку. Вовсе не обязательно так подробно: какой-то штрищок, деталька от автора и читатель уже имеет представление о героине.
К сожалению, Вам не удалось избежать трёх ОГРОМНЫХ соблазнов, часто дежурящих у компьютеров начинающих прозаиков. Первый соблазн: высказывать (почти навязывая) своё кредо "в лоб", вкладывая его в слова или мысли ЛГ.Гораздо лучше наводить читателя на мысль, чтобы он считал её своим открытием, прочувствовав её до конца. Второй: не следует вводить в произведение религиозную патетику. Это всегда смахивает на попытку автора, устами ЛГ, "наставить на путь истинный". Но мы все, с младых ногтей, развили в себе негативное отношение к нотациям ( если конечно не считаем таковыми справедливую критику). К тому же, если я правильно понял, это не рассказ для младшего школьного возраста.
А учить уму-разуму читателя, чей опыт и знание жизни вполне может оказаться значительней, чем твоё собственное ( комментируя, скажу что я , когда пишу произведение, всегда исхожу из того, что читатель превосходит меня, или, по крайней мере, соответствует моему уровн. и того, и другого. Многие пищущие серьёзно больны"звёздной болезнью". Как правило, на пустом месте. Кажется, именно в неуважении и принижении читателя Вы меня обвиняли при первом знакомстве?) И наконец, третий соблазн : желание увековечить, или на худой конец, пропиарить себя любимого! Какая необходимость была называть героиню второго плана "Светлицей"?:)

Спешу предупредить возможную попытку оспаривания моего СУГУБО ЛИЧНОГО ЧИТАТЕЛЬСКОГО МНЕНИЯ. Всего одним , но весьма глубокомысленным замечанием. Если, по воле случая и вашей воли,этот рассказ , в числе прочего, будет опубликован тиражом, скажем 25 000 экземляров, у Вас не будет ФИЗИЧЕСКОЙ возможности ответить своему читателю.:)
Мне часто возражают : я пишу для себя и мне всё равно кто читает его и читает ли вообще! Думаю, что это лицемерное заявление.Не отрицаю: мне всё равно хвалят моё произведение или ругают, потому что это больше из области, восприятия, вкусов, культуры и т.д. и т.п. Но если бы мои произведения НИКТО не читал, для меня это было бы явным признаком моей бездарности. И, как человек самолюбивый, я бы, скорее всего, перестал публиковаться и закрыл уже опубликованное.

К сожалению, должен прерваться здесь и собираться на работу.
Если мои критические замечания Вам показались интересными и полезными, могу продолжить анализ. При первой возможности.

С уважением

Игорь Пришелец   20.07.2013 05:02   Заявить о нарушении
Игорь, спасибо! Я со всем согласна. Сейчас уезжаю.

Светлана Кременецкая   21.07.2013 01:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.