Южная опера

Мы только что вернулись из пригорода, ездили в небольшой, но древний городок на воде Чжу-цзя-цзяо, которому 1 тысяча лет! Он напоминает Венецию, и таких тут, в окрестностях Шанхая и Сучжоу, полно. Мало того, что красота неописуемая, так под конец еще попали на спектакль, о котором я и мечтать не могла — "Пионовая беседка". Это древнее произведение (автор – современник Шэкспира), и это южная опера, знаменитый жанр кхунь-цюй.
Вам это ни о чем не говорит, но я вам скажу, что за свою долгую жизнь я повидала много интересного, но этот спектакль-опера – самое большое впечатление в моей жизни!!!
В этом древнем городке есть древняя усадьба, которая уже сама достойна восхищения, мы долго шли по дорожкам классического южного сада, минуя павильоны резиденции. Я не разобралась, что за богач там когда-то жил. Иду вперед, и не могу понять, где же само помещение театра.
Сначала нам раздали ароматные браслетики на руку, отпугивающие комаров, потом – веера с пропиткой, которую боятся комары, потом смотрю – красивый резной павильон, и все туда идут, павильон, как и положено, открыт со всех сторон, и все рассаживаются на старинные широкие лавки.
Хорошо, думаю, значит, выступление будет на улице, но где же сцена?! Перед нами – то ли река, то ли канал, первый ряд – прямо над водой. На другом берегу (а расстояние совсем небольшое) – высокая, красивая беседка, внизу – бамбуковый мостик, сходни к воде из огромных старых камней. Слева вдали – каменный мост, изогнутый, как арка. Слева вблизи – прелестная бамбуковая роща, справа и вдали – много деревьев, кустов.
Когда рассаживались, было еще совсем светло, часов семь. Вдруг смотрю, плывет к нам старинная лодка, а в ней – люди в старинной одежде. У меня сердце замерло, я подумала, что это мне снится: я попала в древние времена. Это были артисты. Вдали, в роще, вдруг заиграл почти невидимый оркестр, сумасшедшей красоты древний чжэн (на вид немного похож на гусли, но все же – совсем другой, а звучание – какое-то космическое, неповторимое). Ну, и дальше действие пошло своим ходом, т.е. мы были свидетелями реальной жизни, артисты и в лодке плавали, и по роще ходили, и в беседке ночевали, и по мостам ходили (появлялись и уходили).
Это что-то из другой, неземной жизни! Какие костюмы! Как играли, пели! Какое содержание (о любви, конечно). Стемнело почти сразу же, как начался спектакль, южная ночь приходит сразу, и очень темная. Все перед нами красиво подсвечено, но, как я ни оглядывалась, не могла понять, откуда. Прямо, как с небес. Ощущение нереальности: вверху – огромные южные звезды, низко над нами и над артистами летают мои любимые летучие мыши, какие-то светлячки, сверкающие в лучах софитов, а перед нами – настоящая жизнь, со страданиями, надеждой, счастьем и любовью, которую мы невольно подсмотрели.
Я такого восторга не испытывала никогда! И вряд ли испытаю.


Рецензии