***

                Современные российские барды…
                Кто они?!

                Сейчас в интернете сайты, посвященные авторской песне, изобилуют объявленьями о проведении слетов, фестивалей, встреч и пр. Часть из них имеют свою долгую и славную историю, к примеру «Грушинский» под Самарой, а большинство же, это новоявленные, возникшие, скажем, в  последние двадцать пять лет. Теперь, как говорится, куда ни плюнь, а каждые выходные где-нибудь летом под звездами у костров, а зимой – в каком-нибудь зале ДК звучат самодеятельные песни под гитару, баян и т. д. Среди них можно выделить фестивали организованные людьми, по-настоящему радеющими за авторскую песню, за ее преемственность и чистоту. Их организация, зачастую, незатейлива, бюджет минимален. На них проводят творческие мастерские, где начинающие авторы, молодые таланты могут с глазу на глаз поговорить о своем, да и не только о своем, творчестве с признанными авторитетами жанра.  Победителям в финале вручают в лучшем случае недорогой, но, как правило, полезный для автора приз, например, блокноты, струны для гитары, магнитные диски, сборники стихов и авторских песен. Но, существуют и такие слеты, которые открывают и проводят с такой помпой, что можно только удивляться: «А откуда же такие деньги свалились, особенно в наше время?» А творческая сторона ограничивается в лучшем случае поверхностным прослушиванием, так называемых, произведений. Призы на них бывают и денежными, а подарки роскошными (все зависит от бюджета). Их организаторы вообще не представляют что такое авторская (бардовская) песня и с чем ее едят. Поэтому с фестивальных подмостков звучат эстрадные, народные, «тюремные» и прочие песни, но совсем не бардовские. Жюри таких действ – постоянный коллектив «мэтров от авторской песни», кочующих от «поляны» к «поляне» за немалую плату. Теперь я думаю, что можно вернуться к нашей теме.
                Думаю, что большинство читателей имеют довольно расплывчатое, а иные не имеют совсем, представление о таком явлении, как авторская (бардовская) песня. Кто такие российские барды? Попытаемся в этом разобраться. Начнем, пожалуй, с методологии. МСЭС (малый советский энциклопедический словарь) поясняет, что БАРД – это певец-поэт у древних кельтов. Интернет дает расширенное толкование: «БАРД – слово, обозначающее певца или поэта, происходит от кельтского bardos, восходит к праиндоевропейскому gwer – провозглашать, петь. В настоящее время может иметь следующие значения: бард (средневековье) – поэт и певец в средние века; бард — представитель авторской песни; бард — то же, что и автор-исполнитель». Так почему же современных (я имею в виду ХХ век) самодеятельных авторов песен стали называть именно бардами, ведь наряду с ними в Европе существовали менестрели и др., а у нас на Руси были бояны. По моему мнению, это восходит к началу ХIХ в., когда в эпоху расцвета романтизма поэзии «золотого века» в особо значительных и торжественных случаях поэтов именовали бардами. В этом легко убедиться, обратившись к А. С. Пушкину. Аналогичное сравнение встречается и в поэзии «серебряного века» (начало ХХ в.). А теперь обратимся к появлению самого понятия – авторская песня. Существует несколько версий ее возникновения, но остановимся только на двух, по моему мнению, наиболее правдоподобных. Первая – родоначальником авторской песни явился «городской романс» конца ХIХ – начала ХХ вв., бытовавший в разночинской среде, вторая – авторская песня зародилась в студенческом сообществе (середина ХХ в.) в стройотрядах, в туристических походах, в экспедициях и пр. Обе эти версии объединяет одно – желание интеллигентных, интеллектуальных людей показать свое видение мироздания, выразить свои чувства и показать отношение к обществу, а также противостоять массовой культуре, продвигаемой в народ государством и «торгашами» от искусства. Не называясь еще авторской, новая песня подразумевала, что поэт, композитор и исполнитель были объединены в одном лице (возможны и другие варианты). Вот что еще в конце 80-х годов прошлого века сказал композитор Владимир Дашкевич: «Авторская – это наиболее независимая, наиболее интеллигентная, я бы сказал парадоксальная песня…»
                В чем же независимость и парадоксальность авторской песни? По моему разумению, прежде всего, в искренности чувств, в сопереживании и правдивости, которые затрагивают самые глубины человеческой души. Не на последнем месте стоит талант автора, помноженный на каждодневный труд его души. Такую песню, будь она лирической и веселой, философской или юмористической, героической или любовной, отличает четкое развитие сюжета, образность, рифмованность и ритмичность строк, а также нравственность и трепетность с правильно расставленными музыкальными акцентами и музыкальной гармонией. Именно эти качества позволяют видеть за конкретной песней конкретного автора. Вот за эти качества авторская песня удостоилась права на высокое звание бардовской песни, а ее авторы стали называться бардами в память о романтическом «золотом веке» русской поэзии.
Полемика о признании этой песни за новый жанр началась практически сразу же с ее появлением. Она испытывала гонения, к примеру, Александра Галича в 1974 г. выслали из страны (тогда СССР) за границу без права возвращения на родину, организаторов концертов Владимира Высоцкого сажали в тюрьмы, а фестивали авторской песни проводились тайно где-нибудь в лесу под видом туристских слетов и пр. Это теперь уже «былинное» время, открыло имена, ставшие сейчас легендой: это – М. Анчаров, А. Галич, Б. Окуджава, Ю. Визбор, Н. Матвеева, А. Городницкий, В. Берковский, Е. Клячкин, А. Якушева, Ю. Ким, Ю. Кукин, С. Никитин, А. Дулов, Б. Рысев и еще многие и многие. Популярность авторской песни в кругах интеллигенции (и не только) росла и ширилась, ей было тесно у костров, она рвалась из «подполья» к людям. А тут случилась «перестройка и гласность», и поэтому молодежной политической организации (ВЛКСМ) было поручено взять авторскую песню под свое крыло, в надежде, что она сможет контролировать «неблагонадежных» авторов. Авторская песня вышла из тени; и хотя бы с разрешения так называемых худсоветов (читай цензуры), но всё-таки стали выходить в свет сборники авторских песен, правда под названием «Туристские песни» и т. п., ряд песен прозвучали в художественных кинофильмах, прошли первые «легальные» всесоюзные фестивали. Именно на них бардовская песня пополнилась новыми именами талантливых авторов: это – А. Дольский, В. Музыкантов, А. Перов, Ю. Лорес и др. Тогда, четверть века назад, с объявлением свободы и гласности, на которые общество возлагало большие надежды, казалось, что еще чуть-чуть и появится все то, хорошее и прогрессивное (и в искусстве в частности тоже), о котором говорили тайком только на кухнях, еще один шажок, и белое станет белым, а черное – черным, и барды займут достойные сцены страны, и тысячи поклонников станут осаждать театральные кассы, чтобы купить хотя бы один билетик. Ведь на концерты А. Галича, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима попасть было практически невозможно, – маленькие залы районных и заводских клубов и домов культуры не вмещали всех желающих…
                Время не стоит на месте и, к сожалению, как это всегда случается, появились и «попутчики», жаждущие незаслуженной славы (читай денег) на волне всевозрастающей моды на авторскую песню. С середины 80-х гг. прошлого века авторской стали называть даже эстрадную песню. Поэтому в августе 1988 г. Вероника Долина в литературной газете написала: «Разрешите размежеваться. Разрешите! Раз-ме-же-вать-ся. Ни свежей выпечки «бард» с нескладными виршами, ни сверхпопулярный герой нашего времени, оснащенный гитарой, не имеют к авторской песне никакого отношения… У них другая жизнь и другие законы у их корявого творчества. А тут еще и норовят примешать сюда же песню, коротко говоря, хаотическую, живущую по совершенно другим правилам… Это вообще неграмотно и некстати». И в этом же году уже в сентябре в главной газете КПСС «Правде» Булат Окуджава продолжил тему: «Мне кажется, что авторская песня в том понимании, в каком она существовала, благополучно умерла. Умерла, оставив несколько имен. То, что есть сейчас, – не авторская песня. Это любительская песня, массовая культура, которая не имеет ничего общего с тем, с чего мы тогда начинали».
                Новое поколение выбрало «попсу и пепси», а старое – озаботилось проблемами выживания в новой обстановке. Телеканалы и радиоэфир захлестнула волна бездуховности, пошлости и безнравственности. Авторы-исполнители новой волны (попутчики 90-х гг.) внесли совершенно иное звучание в жанр авторской песни. Вот что писал о них Булат Окуджава: «…прекрасно играют на гитарах, умеют петь и… пишут плохие стихи ни о чем». А дальше и того хуже, особенно в провинции – срифмовал несколько строф (зачастую очень коряво) и, гляди-ка уже поэт, положил эти, с позволенья сказать вирши на два-три аккорда под аккомпанемент ненастроенной гитары – бард… А на уме только одни деньги, известность и слава любой ценой…
                Но кто же теперь они современные барды? Знаем ли мы их? Возможно, они живут с нами по соседству, ходят с нами одной улице, ездят с нами в одном автобусе или вагоне метро. История еще назовет новые имена. Канет в лету буффонада административно организованных песенных фестивалей для галочки в отчетах о работе с молодежью и прочим населением. Останутся неравнодушные к жизни, «думающие» и по-настоящему талантливые люди, которые продолжат традиции интереса к человеческой личности, к ее духовной ценности через такое социально-культурное явления, как авторская (бардовская) песня. 
                2003 г.


Рецензии