Интервью. Красный нефтяник вчера, сегодня, завтра

Если считать центром Санкт-Петербурга площадь Восстания, то нефтебаза «Красный нефтяник» находится практически в центральной его части: от этой площади её отделяют какие-то два километра. О сегодняшних днях и перспективах крупнейшей нефтебазы рассказывает генеральный директор ПТК Терминал В. Н. Попов.

- Виктор Николаевич, в перечне мероприятий, изменивших «лицо» "Красного нефтяника", первым стоит введение в эксплуатацию автоматизированной системы налива светлых нефтепродуктов в 1998 году. Можно ли это считать шагом к качественным изменениям на нефтебазе?
- И чужую продукцию можно разливать разными способами. Можно ведром, что, по сути, и было до нашего прихода на «Красный нефтяник», когда использовались обычные весы для контроля с погрешностью в 0,8%, а можно с использованием автоматической системы налива, гарантирующей точность розлива и качество продукции, которая с другими нефтепродуктами гарантированно не смешивается. Поэтому мы вправе говорить о том, что качественные сдвиги в работе с продукцией на «Красном нефтянике» начались уже с 1998 года, когда Петербургская топливная компания приобрела данную нефтебазу.
- Чем же тогда был обусловлен выбор именно этого первого действия в общем списке мероприятий?
- К тому времени, когда мы приобрели «Красный нефтяник», всё, что на нём можно было украсть, было украдено. Территория нефтебазы граничит с железной дорогой. Забора, естественно, не было. И на отрезке в 700 метров кто хотел, тот и ходил на нефтебазу с вёдрами и канистрами, и вообще за любым приглянувшимся ему имуществом. Так вот, первое, с чего мы начали, - мы отгородились забором.
- Может быть, и не стоило серьёзно вкладываться в этот промышленный объект, раз он был в таком состоянии?
- Не скажите. Мы ясно осознавали, что это супернефтебаза. Её местоположение было идеальным. Она занимается всей гаммой нефтепродуктов. Она в состоянии принимать и переваливать масла, мазут и битум и, конечно же, светлые нефтепродукты… И при этом полная запущенность и запутанность финансовых вопросов. С них-то, наряду с забором, мы и начали наведение порядка на нефтебазе. Следующая важная задача, ставившая нас в ряд современных предприятий, была – унифицировать все операции по движению нефтепродуктов на «Красном нефтянике» так же, как это делалось уже на нашей нефтебазе «Ручьи». Нам важно было сделать так, чтобы документы были идентичны для обеих площадок, чтобы была общая база данных. И мы добились такого положения, что клиенты «Красного нефтяник» без проблем получают нужную продукцию даже в том случае, если её на этой нефтебазе нет. И это тоже, при учёте наших объёмов, был революционный шаг в работе с нефтепродуктами.
- При всей революционности каждого шага просматривается чёткая эволюционная закономерность в планах модернизации «Красного нефтяника».
- Совершенно верно. И следующий шаг легко просчитывается – модернизация системы налива нефтепродуктов, и прежде всего светлых, как наиболее объёмных в нашем обороте. Приведение предприятия в современное состояние выявляет два следующих «узких места», потребовавших модернизации: систему приёма и разлива масел и систему приёма и отпуска мазута. И за короткий промежуток времени мы разработали, создали и внедрили автоматическую систему налива масел, исключающую операцию с весами, которая раньше отнимала большое количество времени. С мазутом всё было сложнее. К моменту освоения нами «Красного нефтяника» изменились ГОСТы обводнения отпускаемого мазута. Было 5%, а с 2000 года стало менее 1%. При этом технология приёмки мазута на «Красном нефтянике» от производителя была таковой, что разгрузка только одного эшелона, скажем, из Уфы в зимнее время занимала 15-20 суток… Была поставлена задача решить проблему сокращения выгрузки и снижения обводнения мазута в комплексе. И она была решена изменением технологии слива мазута из цистерн. Пришедший мазут разогревался уже не сверху паром, а горячим мазутом, подаваемым под большим давлением в цистерну через её нижний сливной люк.
- Не приходилось ли одновременно с производственными решать и социальные задачи?
- Котельная на «Красном нефтянике» в год потребляет 2,5-3 тысячи тонн мазута. При нынешней стоимости горючего  издержки впечатляют. И мы перевели отопление котельной с мазута на прогрессивную и недорогую  водно-мазутовую смесь, где вода составляет до 15-20%, плюс специальные добавки. Это потребовало внедрения системы термической утилизации смесей нефтеотходов. В разрезе этой же проблемы мы активно сотрудничаем с Портофлотом, который зачищает грузовые емкости танкеров, транспортирующих мазут и другие нефтепродукты, и собирает нефтесодержащие воды на акватории порта. Мы собираем эти жидкости на «Красном нефтянике», производим утилизацию воды, смешиваем с добавками и получаем то же самое печное топливо, которое пока используем в своей котельной, решая одновременно проблемы экономии и экологии. В перспективе это топливо мы планируем продавать. Реальные потребители его уже есть.
- В планах «Красного нефтяника» косвенно постоянно учитываются интересы горожанина-автомобилиста. А есть ли программы, которые эти интересы учитывают напрямую?
- Горожанина, приобретающего топливо, интересуют три вещи: его качество, цена и то, чтобы в бак его автомобиля горючее залили в соответствии с потраченными деньгами. Ценовая позиция от нас не зависит, так как мы не имеем своей скважины и горючее не производим, а являемся только операторами. А вот донести качество продукции до потребителя – это во многом наша задача. И первое, что мы сделали на этом пути, - это создали и аккредитовали на федеральном уровне лабораторию качества. Госстандарт выдал нам лицензию, позволяющую нам проводить сертификационные испытания по тёмным нефтепродуктам, плюс по охлаждающим и тормозным жидкостям.
В связи с этим у нас изменился подход к приёмке всей продукции от производителя и к отпуску её потребителю. Контролируется каждый шаг прохождения топлива, масел и другой продукции. Где кондиция и где некондиция и что необходимо предпринять, чтобы исправить ситуацию.
- В разговоре о «Красном нефтянике» промелькнула фраза: «Возможен отпуск товарных масел через линию фасовки в мелкую тару». Что значит для такого гиганта, как эта нефтебаза, «мелкая тара»?
- Тара у нас считается от одного литра. И мы такой розлив производим на «Красном нефтянике». Хотя автоматической линии налива в такую тару у нас нет. К этому мы придём уже в ближайшем будущем. А пока мы имеем два цеха по фасовке масел в тару от литра до десяти, скажем, в полуавтоматическом режиме. Продукция эта под маркой ПТК идёт в розничную сеть, в частности, на наши автозаправочные станции. Вся гамма наших российских масел, ориентированных на отечественные автомобили. Фасуем и сторонним организациям, в том числе их продукцию в их тару, при предоставлении, разумеется, разрешительной документации.
- Из нашей беседы следует, что каждое начинание ПТК Терминал, производимое на «Красном нефтянике», продиктовано, прежде всего, улучшением обслуживания петербургских транспортников и горожан, владеющих автомашинами. Не могли бы Вы показать масштабы этого обслуживания в цифрах и познакомить нас с перспективами развития нефтебазы.
- Мы развиваемся, и в то же время мы в чём-то ограничены. Скажем, мы можем отпускать наливом порядка 20 сортов масла. Объём резервуарного парка по маслу  - это 7 тысяч тонн, по мазуту – 15 тысяч тонн, по бензину – 12,5 тысячи тонн (кроме 98-го – все присутствуют на «Красном нефтянике»).
Есть такой важный показатель – «заполняемость нефтебазы». Так вот, на наш приход на «Красный нефтяник» два года назад этот показатель равнялся 2-5%, сейчас он доходит до 60%. Это очень хорошо, учитывая то, что 30-процентная заполняемость уже считается нормальной. Потому что доход нефтебазе приносит хранение нефтепродуктов не только своих, но и, прежде всего, сторонних организаций, а ещё этот доход множится перевалкой топлива и масел и иных услуг, связанных с движением нефтепродуктов.
Клиентами нефтебазы «Красный нефтяник» являются многие организации. По светлым нефтепродуктам это такие известные компании, как «Фаэтон», «Базальт», «Бисойл» и другие (в пределах 15-17), по маслам – «Услуга», «Техноком», «Нафтахолдинг» и ещё 10-12 структур.
И, наконец, мы начали на этой площадке совершенно новое производство для ПТК – здесь, буквально за год, вырос завод по производству специальной тротуарной плитки для АЗС.

Мы подошли к карте и нашли то место на улице Салова, где располагается «Красный нефтяник». Это действительно был почти центр города. И уже за рамками беседы заговорили о том, как это ответственно во всех отношениях для руководства ПТК Терминал.

Журнал Скорость, №2 (18), 2001


Рецензии