Вспоминая себя на ЗИЛе 4 - Бесфундамента антресоль

На фотографии того времени - инженерное помещение сразу после реконструкции, за столами - сотрудники бюро двухосных автомобилей. Кстати, между дверью и кондиционером кусочек стены из стеклопрофилита. Вот из такого профилита мы и сделали потолок диспетчерской и бесфундаментной  антресоли.

Сначала расслабившись на соревнованиях грузовых автомобилей, а потом, когда я вдоволь оттянулся на НТТМ ВДНХ, меня опять удачно привлекли к не совсем решаемой проблеме в нашем цеху. В этот раз всякой там высоты, ширины и других параметров хватало  с  избытком. Проблема возникла совсем  в другом.
Опять же для непосвящённых, а именно для тех, к каким относился и я, когда впервые по временному пропуску отдела кадров попал на ЗИЛ.  Тогда, как вы знаете, я не только не знал, где находился такой гигант как ЗИЛ, но, естественно, даже близко не был ни в одном производственном цеху где-либо вообще. И вот я сразу попадаю не просто в цех, а на целый минизавод, который способен сделать полностью любые автомобили, правда, в единичных экземплярах.

Теперь действительно включите всю свою фантазию и представьте,   что это такое я увидел. Для облегчения этой задачи я предлагаю вспомнить кадры из всем известных художественных фильмов.   Ткачиха - СТАХАНОВКА берёт уйму станков в обслуживание, площади цеха не хватает, и для её РЕКОРДОВ ломают стены и ставят ещё больше станков, пока она, в конце концов, перестаёт справляться с ними. Картинка очень впечатляет, особенно огромный цех и бесконечные ряды ткацких станков.
Теперь резко переключаем ваше внимание на то, что увидел я. Столь же бесконечный цех, но заполненный не рядами однообразных ткацких станков, а совершенно разными, которых я  не  видел   никогда. Одни только расточные станки чего стоили по своей грандиозности в сочетании с точностью выполняемых ими работ, они - высочайшее достижение станкостроения.
Именно тогда мне, который хоть как-то был связан со строительством, пришла в голову мысль, которую я запомнил на всю жизнь. Скорее это даже была не мысль, а физическое ощущение, охватившее меня.
Я шёл среди этих станков и сожалел, что попал сюда в обеденный перерыв, свет был приглушен, и практически никого не было вокруг, было даже относительно тихо, но в этом была и некая загадочность.

Попав в такую ситуацию и увидев впервые это множество очень сложных металлических монстров, я четко ощутил свою крамольную мысль. Как постройка - САМ цех практически ноль по сравнению с   той ценой и мощью точнейшей техники, стоящей внутри этого сооружения. Цех - это просто крыша, причем несравнимо дешевая       по сравнению с этими станками.
Совершив такое «предательство» по отношению к строительному   делу, в тот момент я ещё не знал одну очень важную деталь, которая была скрыта от моих глаз.
Именно эта скрытая от глаз деталь теперь и позволила мне принять новое неординарное решение при строительстве бесфундаментной антресоли.

Конечно,  строительные конструкции самого цеха практически незыблемы всегда, поэтому им ровно столько лет, как их возвели при строительстве, трогать или передвигать их совершенно невозможно. Станки при всей их огромности, как ни странно, но приходится постоянно перемещать. Причин таких перемещений масса, самая  первая - постоянное обновление станочного парка, но и  перепланировки самого производства также не редкость. Сам цех  может простоять и сотню лет, а станки столетней давности – это, сами понимаете, просто смешно.
Вот это бюро развития, в которое меня не взяли, и которое курировал зам. начальника цеха ПАРАДАШВИЛИ, практически и занималось перетаскиванием станков с места на место. Естественно, при каждом перетаскивании приходилось строить новые фундаменты, старые долбить, новые заливать бетоном. Фундамент под станок - это вам не  то, что под дачу. Метра три в глубину почти всегда, и естественно, по всем нормам, с чертежами, арматурой, строителями и всем прочим.  Для этой непростой цели на заводе существовало целое проектное управление, и даже специальный строительный цех.
Работники нашего бюро развития цеха сами занимались в основном только выдачей заданий на эти сложные работы. Ну и, конечно, им приходилось курировать всех при строительстве, а это постоянная беготня за строителями, которые так и норовили улизнуть на другие объекты. Но и многого другого по мелочам также хватало.
Одним словом, вся эта строительная кухня почти точно такая же, как  и на любом объекте страны. Только от начала и до конца вашей стройки все это происходило внутри одного завода и почему-то проходило гораздо больше времени, чем требовалось по факту.

Теперь вам приблизительно понятно, что творилось под ногами, а именно под полом внутри цеха, которому уже больше пятидесяти  лет. Практически, начав копать, если не наткнешься на трубы или       кабели,  то обязательно попадёшь на глыбы бетонных фундаментов, оставшихся от постоянно перемещающихся станков.
После появления в ЦЕХУ сияющей новой диспетчерской, которая как бельмо в глазу была практически у всех, пришло много нового импортного испытательного оборудования для стендистов - тормозников.

Вот уже стройцех разворотил огромный котлован, так как это целый комплекс, а не отдельный станок. Более того, это был первый   комплекс с использованием чуда техники - ЭВМ. Работы велись долго, и вот  всё почти готово и, естественно,  задним числом вспомнили, а  где же  будут сидеть эти (новое слово)  ОПЕРАТОРЫ? Как же так,    про них  забыли, главное для всех, было втиснуть оборудование.

За решением далеко ходить не стали, моя диспетчерская, как я уже сказал, как бельмо, надо и здесь построить такую антресоль. Ребята, там, где диспетчерская, есть стены. От стены до стены - можно, а здесь вообще не к чему привязаться.
Давайте выроем ямы, поставим колонны и сделаем антресоль. Это что же, опять всё разворотить, долбить, заливать?
Вот честно, не вру, идут к СЛЕСАРЮ четвёртого разряда. Так, мол, и так, вот нужна антресоль, и чтобы была такая, как твоя в диспетчерской.

В прошлый раз, рассказывая про строительство диспетчерской, я случайно упустил один немаловажный момент. Дело в том, что тогда в диспетчерской нужно было обеспечить хорошую герметичность для возможности кондиционирования, и также предусмотреть в помещении обязательные условия - потолок должен пропускать свет.
Для этой цели у меня, да и во всей стране, не было ещё специальных потолочных стекол, но тогда для перегородок появился первый стеклопрофилит (смотри фото). Это такая прямоугольная в сечении стеклянная труба, но только для строительства перегородок, а не потолков. Мы поехали на завод - изготовитель, он располагался в Подмосковье. Там я заказал у них короткую, всего в метр длиной, нарезку такого стеклопрофилита (самим его резать практически невозможно). При такой короткой длине он, естественно, становился гарантированно прочным при укладке его даже горизонтально, а не вертикально, как положено. И мы сделали из этих коротких отрезков прозрачную крышу совершенно герметичную, теплостойкую,  прочную, по ней можно было даже ходить. Эта антресоль находились под общей цеховой крышей с фонарем для солнечного освещения.
Сорок лет простояла эта крыша, и только одну штуку профилита поменяли, и то, это кто-то сверху уронил гаечный ключ при починке фонаря самого цеха.
Так вот, новоиспечённые операторы на своей антресоли требуют,  чтобы у них была такая прозрачная крыша, кондиционер, их оборудование и они сами, конечно. Вся антресоль из металла, стекла, вес приличный, сомнений в надобности фундаментов для колонн ни      у кого нет.

Теперь стойте на ногах и не падайте.
Слова СЛЕСАРЯ - «Рыть ничего не будем, сделаем небольшие штрабы прямо в полу, заложим швеллера, получим жёсткую раму, и к  этой раме приварим свои колоны. У нас пол толщиной чуть ли не в  полметра бетона, да и там ниже - сплошные фундаменты, старые и новые. Простоит, никуда не денется».
Никто даже не посмел перечить ЭКСПЕРТУ, все согласились, и вот,  как и положено, антресоль стоит до сих пор, а потом по образу и подобию поставили ещё не одну такую антресоль для других новых комплексов цеха.
Вот такая антресольная история началась и продолжалась почти все двадцать лет. Так как цех - это уже давно построенное сооружение, то любая реконструкция практически обречена на оригинальные   решения. Причём совершенно объективно, катастрофически не   хватало  площадей буквально для всего, и при этом действительно существовали такие места, которые просто просились быть занятыми, но именно в этих местах существовали совершенно не решаемые препятствия.
Одним из таких мест было место территориально рядом с моей первой реконструкцией ИНЖЕНЕРНОГО помещения нашего бюро. Это большая лестничная клетка, которая располагалась в пристройке и   вела в наше бюро, где все инженеры-испытатели, в том числе и я – слесарь, имели свои личные шкафчики (смотри фотографию). Ежедневно я ходил мимо этого большого, как бы пустого, пропадающего пространства, и я знал, что многие мечтали его занять ещё до моего появления на ЗИЛе, но не могли. Практически при   любом решении все упирались в проблему невозможности пройти       по лестнице, и как говорится, «близок локоток, да не укусишь».
Уже прошло несколько лет, и я, как и все продолжал бегать по этой лестнице по несколько раз в день. Но вот однажды при какой-то очередной встрече с ПАРАДАШВИЛИ (а его, как вы понимаете, дополнительные площади волновали больше всех), он решил посетовать вслух: – «Вот ведь незадача, надо посадить новую службу,   а некуда. Вот у вас там, в пристройке пропадает такой объем, но кто только не пытался, так ни у кого ничего и не получилось». Я уже слышал об этой не решаемой загадке, но решил пообещать подумать, хотя практически, как и все не знал, как поднять пол для прохода      хотя бы  меня, а то ещё и МАЗЕПЫ под  два метра  ростом. Естественно, как  и все, он бегал по этой лестнице ежедневно и не раз.
И вот озадаченный этой проблемой, я, в очередной раз пробегая злополучное место, подумал: «Интересно, а сколько требуется поднять, чтобы прошёл МАЗЕПА?». Взяв рулетку, решил померить, оказалось, всего полметра, и проблему вполне можно решить. Конечно, весь  объём не использовать при любых условиях, но 60% можно попробовать получить, а это метров двадцать. Всего-то надо поднять   на эти полметра, а до потолка ещё больше трёх метров, вполне можно поднимать. Помещение получится буквой «Г», но это не столь важно, самое главное - светлое, тёплое, только ниже по высоте на полметра -  вот и всё.

Естественно, придется на верхней площадке лестницы сделать уступ  с небольшой лесенкой в четыре ступеньки. Но если вы пробежали три этажа, то ещё четыре ступеньки - это не проблема.
При следующем моем появлении перед ПАРАДАШВИЛИ, он, продолжая отрезать ножом кусочки большого яблока из своего сада, в очередной раз подумал: «Вот не взял я его к себе, конечно, зря, но хотя бы к МАЗЕПЕ послал, и то правильно поступил».

Продолжени:
 5.- Лирическое отступление               http://www.proza.ru/2013/07/09/1736


Рецензии