Прощание

   Я смотрела , нет, я боялась смотреть на его лицо, такое родное  и такое чужое сейчас, такое далёкое и такое бледное. Света, его жена,рыдала, прижимая к глазам платочек, наклонилась и поцеловала его лоб, что-то шепча. Мне стало не по себе. Нет, я ни за что этого не сделаю и  потому, что боюсь видеть так близко смерть, и  боюсь ощутить холод этого мёртвого лица. Нет, я не могла,я не хотела видеть это застывшее лицо и закрытые глаза. Это было лицо незнакомого, совсем другого человека - это была жуткая  маска смерти.
 Я осознавала, что вижу его лицо в последний раз , но ноги  приросли к полу, тяжёлые, будто на них были надеты кандалы, не  пускали меня сделать хотя бы один  шаг: меня сковал холод и нежелание видеть это мёртвое лицо, когда - то близкого мне человека. Перед лицом смерти  уходят все обиды , далёким и нереальным становится  прошлое.Стоя здесь, далеко от гроба, я поняла, насколько неважными и мелкими становятся  наши разногласия и размолвки , когда уже  ты не можешь попросить прощения и никогда больше не сможешь услышать его смех  и увидеть его улыбку  и ты прощаешь всё, лишь бы видеть его живым,смотреть в его лучистые и огромные голубые глаза ,смеяться над его остротами и шутками. Одарённый многими талантами, мягкий и улыбчивый человек, он был страстным и увлекающимся человеком и я понимала это и тогда, в нашей совместной жизни , я давно простила его , нанёсшего мне такой ощутимый удар по моему самолюбию. Позже я поняла, что при такой   богатой фантазии, умеющего любить,и тонкого ценителя женской красоты , он не мог принадлежать только одной женщины - его любви, щедрой и безграничной , хватало бы  не на одну. Но не это примирило меня с ним, а эта мгновенная его смерть, неожиданная и ранняя.
  Нет, я не могла смотреть на это неживое лицо, я хотела, чтоб он остался в моей памяти таким, каким я его помнила: любящим, трогательно нежным, деликатным и безмерно щедрым, искрящимся остроумием, ироничного  и доброго,с  выразительным лицом и детскими глазами.
Я подошла, положила цветы и, не глядя на его лицо, отошла подальше от гроба и во время отпевания стояла далеко от гроба.Я не хотела идти на кладбище:вид этой юдоли печали всегда пугал меня,вызывал такое скорбное впечатление, что я никогда не посещаю кладбищ - музеев ни в Москве, ни в Питере, ни в Париже - нигде, и не ходила на кладбище,если только не хоронили  кого-то из родных людей.Я пережила в детстве такое потрясение, такой ужас, когда посетила Мавзолей Ленина, что навсегда пропало желание видеть подобное.
  Вот и сегодня я ушла, как только закончилась панихида и стали выходить люди, я быстро свернула в боковую улицу в надежде, что этого никто не заметит. Но вскоре услышала звук шагов и голос Эвы. Именно Эва, сестра Бориса, позвонила мне в субботу и сказала, что умер Борис  от обширного инфаркта и похороны состоятся во вторник.Мы знакомы были с ней давно, но мало общались, потому что она жила в другом городе и переехала в этот город, когда умер их отец :её муж к этому времени умер, детей у них не было и Эва переехала к
единственно родному человеку - брату. Она была намного старше Бориса и по-матерински опекала его, считая это своим долгом.Она встретила меня на вокзале и предложила остановится у неё, но я отказалась.Она отвезла меня в гостиницу и мы договорились, что утром она зайдёт за мной и мы вместе пойдём в кладбищенскую церковь, где будет панихида.
 В церкви она подошла к Свете, что-то прошептала ей и стала рядом с ней.Я не подошла к ним, а отошла в противоположную сторону.Слёз у меня не было, я была в каком-то трансе, никого не видела и ничего не слышала.
  Эва сразу сказала:
- Не хочу видеть, как Борьку будут хоронить.Мы хоть и сводные брат и сестра, но видеть, как гроб будут опускать в могилу- не могу. Да и видеть эти фальшивые слёзы Светки и её причитания: "На кого ты меня оставил, Боренька7 Как я без тебя жить буду?"- не хочу!
- Эва, не надо, Боре это слышать было бы неприятно.
 - Ты думаешь он ничего не понимал? Да, ей было нелегко с ним после инсульта, он ходил плохо и рука почти не работала.Но уверена, что она рада, что так случилось . Не сомневаюсь, что как только она  вступит в права наследства, поспешит найти очередного любовника и уедем куда-нибудь в Европу.Ненавижу её!
- Эва, успокойся. Раз Борис её полюбил, значит, она    того заслуживает- не надо унижать его любовь.
- Лиза, давай ко мне пойдём, Борьку помянем,а?
- Извини, Эва, не хочется никуда идти.Но в кафе зайдём , хорошо?
 Мы зашли в ближайшее кафе, заказали водку и закуску, помолчали.Выпили , не чокаясь,и почти одновременно сказали:" Пусть земля будет ему пухом".
 После долгого молчания Эва спросила у меня:
- Что случилось тогда у вас? Борька прибежал ко мне с круглыми глазами, заперся в папином кабинете и ничего не сказал.Он очень любил тебя.
 Мне не хотелось вспоминать  прошлое,  но я пересилила  себя и сказала :
-Да, я знаю.Но к тому времени у нас исчезло ощущение праздника жизни, всё стало обыденно и привычно, ушла теплота отношений, мы отдалились и каждый жил своей жизнь. Как-то я получила  письмо и , когда открыла его, высыпались фотографии  целующихся Бори и Светы.
Я показала ему, он , ничего не сказал, оправдываться не стал, а забрал их и ушёл в свою комнату. Утром я уехала    к маме, куда на каникулы отправили мы Лену. Я ждала звонка, какого-то объяснение, но он не звонил. Я подала на развод, он молчал, а потом женился на  Свете. Мы не перестали общаться, сохранили нормальные отношения. А через год  я встретила Лёню, Лена с ним подружилась и я вышла за него замуж.Лена называет его по имени, а Борю и обожает, и любит.
- А почему она не приехала?
- Она лежит на сохранении - мы ждём малыша.
- Прости за вопрос, а ты любила Борьку?
- Да. Но так бывает, что прошедшая и нынешняя любовь не противоречат друг другу, а совпадают, дополняясь.Я благодарна Борису за его любовь, но женское моё самолюбие тогда сыграло злую шутку: я  была оскорблена.  Потом всё улеглось, я поняла его и простила, но к этому времени я уже любила Лёню.
- Ты счастлива?
- Да. Эва, прости, но я хочу сегодня уехать домой.
 Мы вышли из кафе, зашли в  гостиничный номер, я собрала вещи и мы поехали на вокзал.
 Эва обняла меня , поцеловала и зачем-то сказала:
- Спасибо тебе : Борьке было бы приятно видеть тебя.
- Эва, когда пойдёшь на кладбище, положи за меня цветы , хорошо? А ты приезжай к нам, у нас большой дом и мама тебя помнит, приезжай.
- Обязательно.
  Эва ушла и я мне показалось, что вместе с ней ушла та часть моей жизни, тёплая  и счастливая , которая была связана с Борей.Я заплакала и стало грустно-грустно: сегодня я попрощалась с Борей, я больше никогда не приеду в этот город, никогда.








-

-
-
 


Рецензии