Заслуженная старость

Я сидела на лавочке в одном из дворов города К. Это была вновь оборудованная детская площадка. Слава Богу, раз в четыре года бывают выборы в народные депутаты, так и детские площадки обновляются. Чувствуется, что кандидат в депутаты постарался для детей: тут и качели, и горки, и ящики с песком. Детям очень нравится площадка. Они весело бегают по ней. Домик с горкой им кажется то космическим кораблем, то полицейским участком, то обычным домом, где они играют в папу и маму.
На улице стоит невообразимая жара, в тени 33 градуса, а где нет деревьев, наверное, все 50. Я сижу под деревом, читаю книгу японского писателя Кавабата, сопереживаю с его героями, ухожу от жаркой действительности.
Вдруг слышу крик внука: он уже лежит на лавке, а двое сорванцов из соседнего дома его растягивают в разные стороны. Пришлось вмешаться.
 Села на лавочку, чтобы продолжить чтение изумительных романов. Посмотрела на дорожку и увидела там женщину, худенькую, совсем согнутую под весом двух авосек, наполненных овощами. Она подошла ко мне и сказала:
- Можно я возле Вас отдохну! Такая жара, что невозможно дойти до дома.
- Конечно, отдыхайте, - сказала я ей.
- Вот хочу засолить огурцы. Может быть, знаете хороший рецепт?
- Я закрываю огурцы одним способом. Обычно они стоят у меня пару дней, квасятся, а потом я сливаю рассол, кипячу его, заливаю в банки с огурцами и закатываю крышками. Так они сохраняются хорошо и без уксуса, что лучше для желудка. Правда сейчас такая жара, что я не знаю, сколько дней им нужно кваситься, может достаточно и одного дня.
- Вы мне подробнее расскажите, как Вы это делаете? – попросила женщина
- Да все как обычно. В помытые банки закладываем пряности, туда помещаем огурцы и заливаем рассолом. Огурцы перед засолкой можно подержать в холодной воде часов восемь. Только вот у Вас в городе почему - то вода из холодного края течет почти теплая!
- Да, это так. Я постараюсь из холодильника добавить льда.
- Может быть и так. А, что у Вас большая семья?
- Семья небольшая, со мной живет внучка, ей восемнадцать лет.
- Так, почему же она Вам не помогает? Вот принесла бы Вам огурцы с базара, все было бы легче!
- Да, но ей некогда. Она учится в университете.
- На каком факультете?
- На факультете социологии. Но ведь еще не самое страшное, что она не помогает носить мне продукты. Ведь с нами живет еще пес – питбультерьер. Она принесла его маленьким, а сейчас ему семь лет. Ему жарко, он все время стряхивает шерсть, тогда я загоняю его в будку, а он начинает на меня смотреть злыми глазами. Я боюсь, что он меня когда-то загрызет. Да и выгуливаю его только я, внучка не хочет.
- Так нужно что-то делать. Может быть, есть какие-то приемники для собак?
- Есть, конечно, но чтобы содержать там собаку нужно продать квартиру, а я и так еле
перебиваюсь. Вы же знаете, какие у нас пенсии! Устроилась консьержкой в своем подъезде, дежурю по трое суток в неделю. Платят очень мало, но это уже кое-что. За квартиру не плачу, потому что не откуда. Вот выселят за неуплату!
- А что же Ваша дочь, почему не воспитывает свою дочь, Вашу внучку?
- Ей некогда. Она у меня умница! Пишет стихи, занимается музыкой. Вот только нигде не работает. Она культурно –массовый работник, а сейчас, такие люди не нужны. Да и по складу своего характера она не «хапуга». Вроде бы всем нужна. На ее стихи пишут песни, только
вот денег ей за это не дают. Она все время занята, всем нужна.
- Как же так? Ведь ей пора подумать о том, что у нее взрослая дочь. Пусть устроится в детский садик воспитателем, или гувернанткой к богатым людям.
- Да что Вы? Она никому и вида не подает, что нуждается, она у меня гордая!
- Так пусть пожалеет Вас! Вы извините, но, сколько Вам лет? Почему Вы должны выгуливать собаку? Воспитывать ее дочь! Носить тяжести с базара! Работать консьержкой!
- Вы во всем правы, но меня никто не пожалеет. Мне кажется, что внучке пес дороже, чем я.
И, если он загрызет меня, то никто особо печалиться не будет.
- Так пожалейте себя сами! Поговорите с дочерью, чтобы пожила со своей дочкой!
- Это невозможно, потому что она живет в гражданском браке, и в той семье ее дочь никому не нужна.
- Но ведь Вы живой человек! Я всегда возмущаюсь, почему многие дети не понимают своих родителей и считают, что даже когда им за сорок, то родители должны их содержать, делиться своей крохотной пенсией, где-то подрабатывать. Как говорится « ни сна, ни отдыха измученной душе». Вот и у меня знакомые женщины, у которых детям за сорок, вынуждены о детях и внуках беспокоиться. У одной женщины - старшей дочке уже сорок пять, внучке
двадцать пять и никто не работает. Вот и ездит эта семидесятидвухлетняя женщина по селам: то валенки кому-то сошьет, то платье какое-нибудь, то картошку переберет в обмен на продукты, что дадут ей селяне. И тащится она с этим грузом по электричкам, с больными черными ногами из-за сильного варикозного расширения вен после рождения третьей дочери. А другая знакомая! Все время решает проблемы со своим сыном – ведь ему тоже уже сорок два года, а она вынуждена его вытягивать из запоев, возить по врачам. Он лишь на какое-то время останавливается, а потом опять запивает. Только напоминает ей, что за квартиру у него не оплачено уже за четыре месяцев, да и туфли совсем износились, а то вообще в доме хлеба нет. Какое материнское сердце это выдержит? Вот и крутится эта женщина, пошла опять на работу в рентген - кабинет в свои шестьдесят лет. Почему мы от своих родителей ничего не требовали, почему старались всю жизнь работать, почему не обременяли их своими заботами? И единственная обида у них была на нас, что не так часто к ним приезжаем. Вот и мама говорила мне: «Опять только на минуту показались, и уже уезжаете» И так стыдно мне, что у нас не хватало времени на общение с родителями.
- Ведь родители Ваши, наверное, жили вдвоем. А я ведь живу одна, а это удел всех одиноких женщин помогать своим детям. Да и вроде еще я должна быть благодарна за это, что живу при ком - то.
- Да, Вы правы! Но все равно нужно отстаивать как-то свои права. Вот и пес в Вашей квартире совершенно не нужен, отдайте его кому-то. Может можно сдать его в научно- исследовательский институт?
- Никто его не заберет! Во-первых, он уже старый, а во-вторых, такая порода, что еще и побоятся взять. Его усыпить можно, но это же «грешно» и я не хочу брать грех на душу. Если Вы узнаете, что кому-то нужен такой пес, то сообщите мне, я Вам дам номер своего телефона. Ой, засиделась я с Вами, мне уже пора.
- Давайте мы с внуком поможем донести Вам эти продукты.
 Я позвала внука, взяла сумку у женщины, и пошли мы провожать эту женщину, которой еще десять лет тому никто не давал ее возраста, как поведала она мне. А сейчас со мной шла согбенная, седая старушка, под весом огурцов и других продуктов и массой нерешенных проблем.
 Интересно, поможет ли внучке факультет «социологии» разобраться в своих и бабушкиных проблемах?


Рецензии
Какая же кругом бедная, необеспеченная жизнь! И особенно это касается пенсионеров, которые даже вынуждены подрабатывать, поскольку крохотной пенсии им зачастую не хватает, чтобы приобретать самое необходимое. К сожалению, у многих из них дети не проявляют должного внимания к своим родителям и не оказывают им ни материальной, ни духовной поддержки. Не помогает и статус "социолога"!

Алла Валько   11.03.2014 20:47     Заявить о нарушении
Спасибо Вам Алла за добрые слова и понимание! Всегда пишу о вещах, которые меня потрясают и волнуют!
Всего доброго Вам и Вашим близким!
С уважением

Рая Легкая   13.03.2014 12:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.