Гнев
Автор - Иегуда Штейнберг (1863-1908)
Перевод – Йосеф Берелехис
Она не гордится своими знаниями и образованностью перед соседками, когда те захаживают к ней в субботу, чтобы послушать слова еврейской мудрости. Нет, не гордится. Она даже завидует их невежеству и темноте.
«Во многой мудрости многие печали*». Эту фразу царь Соломон написал, наверное, про нее.
И ей совсем не стыдно, когда Эльяким Хелец, приятель ее мужа и частый гость в их доме, называет ее «полумужик». Когда он это говорит, она смеется ему в лицо. И это единственный случай, когда ее смеющееся лицо может увидеть мужчина. Она говорит себе: «Хватит с меня и того, что он, по крайней мере, это признает».
И вот уж о чем она действительно не жалеет, так это о том, что муж по сравнению с ней полный невежда, и кроме набожности и благочестия похвастаться ему больше нечем. Обратное ей даже трудно представить. Как бы она могла жить в подчинении мужчины образованней ее самой?
Она очень уважает царя Соломона, и ей даже кажется, что она понимает всю глубину его изречений, но все равно не может ему простить его «а женщины среди них не нашел**». Возможно, он сказал это после того, как женился на дочери фараона.
Она с трепетом относиться к религии, и очень любит еврейских мудрецов, но все равно злится на них за то, что они сказали «плоды рук жены – мужу***».
Все, что она имеет право сделать сама - она делает сама. В канун субботы произносит благословение над вином, омывает руки к трапезе, молится три раза в день, как и положено мужчине.
Но все равно, когда приходит Песах, она готовит все сама, даже пасхальное блюдо, но сам Седер проводит он.
Каждую субботу после утренней трапезы она проверяет, что выучили сыновья за неделю, но четыре пасхальных вопроса они задают отцу.
Она чувствует себя на седьмом небе, когда он спрашивает ее о семи днях, которые должны пройти до благословения Луны****, потому что в этих вопросах он не очень разбирается. Но ей больно, когда после точного подсчета даты, тот, кто в конечном итоге произносит благословение, возвращается домой и желает ей хорошего месяца, это он, а не она. А ей остается только сказать «амен» на его благословение.
Иногда в канун субботы, когда она выдает галахические постановления по вопросам варки или выпечки, она вдруг вспоминает, как мало заповедей даровано женщине, и как они малозначительны, и тогда ее охватывает гнев, гнев гонит ее в постель, где она, симулируя болезнь, приказывает мужу готовить халы вместо себя. Она смотрит со стороны, как он управляется с тестом, и в душе смеется над ним.
И вообще, муж находится в ее полном подчинении. Она всегда смотрит на него сердитым взглядом. Да, она знает, что он хороший и добрый человек, хороший муж, уважает и почитает ее как еврейского мудреца, слушается ее советов как обычный простолюдин. Иногда, когда она вспоминает, что ему приходится от нее терпеть, ей становится его жалко. Она никогда не говорит ему теплых, нежных слов. Никогда не смотрит на него так, как жена смотрит на мужа в моменты любви. Он для нее всегда «преступник». Когда он не получает от нее нагоняй, она молчит и полностью о нем забывает, как будто его нет дома и он пустое место. Иногда она думает о том, что ему досталась тяжелая, горькая доля.
Но в эти моменты она прощает самой себе, потому что по-другому говорить с мужчинами она просто не может. Даже к собственным сыновьям она относится хуже, чем к дочерям. С дочерьми она добра, ласкова, легко прощает им любые проступки, тогда как с сыновьями крайне строга, и часто кричит на дочерей, если те вдруг взялись помогать братьям, или приносят им что-то по их просьбе.
«Ну вот, раскомандовались», - кричит она на них, - «вырастите - тогда и найдете себе рабынь».
Милостыня и прием гостей у нее не в чести, хотя она и не злой человек. Свой отказ раздавать милостыню и принимать гостей она объясняет своим товаркам так: «У меня нет ни нужды, ни желания прибавлять награду за исполнение этих заповедей мужчинам в раю. Хватит с них и того, что у них уже есть».
Очень редко она разрешает мужу пригласить друзей в дом на одну из трех субботних трапез или трапезу «мелаве малка». Когда это все таки случается, она готовит им много водки. Ей нравится наблюдать за их пьяными выходками.
Но она еще никогда не позволяла ему приглашать друзей на Хануку, даже, несмотря на то, что на восьмой день Хануки приходится йорцайт его отца.
В дни Хануки гнев не оставляет ее ни на минуту. Даже соседок, обычно захаживающих к ней, чтобы немного поговорить о святости праздника, она в это время просто не выносит. На все их вопросы отвечает коротко и строго.
«Конечно же было там чудо. Но чья в этом была заслуга - неизвестно, уж точно не мужчин».
«Ну, разумеется, в этом заслуга женщин, - говорит одна из женщин, - ведь Йеудит*****...»
И тут у нее лопается терпение.
«Йеудит, Йеудит, вляпалась в эту дурацкую авантюру!»
Товарки слушают ее слова и из вежливости вздыхают, как будто соглашаясь с вынесенным им приговором суда. Но она уже открыла рот и не может остановиться. «Мало того, что они воздают ей почести и восхваляют, устраивают в ее честь праздничные трапезы, как будто все в этой истории правильно, достойно и порядочно. Рады, что им от этой истории польза вышла».
«А Двора? Мирьям? Хулда? Разве они ничего не сделали для евреев?» После этого вопроса она поднимается на баррикаду и задает следующий вопрос:
«Как такое возможно, чтобы такие великие женщины не написали за всю свою жизнь никакой мудрости или морали как, к примеру, царь Соломон?»
Ей кажется, что в той вечной мудрости, передавшейся от поколений к поколениям, была часть, написанная женщинами-мудрецами, та часть, которой так не хватает, та часть, которую уничтожили.
И ей хочется поделиться своими сомнениями с этими глупыми женщинами, но она знает, что это ужасный грех, сродни греху подстрекательства, за который во времена Храма еврейский суд приговаривал к смерти. Она страшится ада. Даже ад и рай они прибрали к своим рукам.
Она обязана остановить свой гнев, обязана смолчать.
__________________________________________________
* Экклезиаст (1:18) – здесь и далее прим. пер.
** Человека нашел одного среди тысяч, а женщины среди них не нашел (Экклезиаст, 7:28)
*** «Плоды рук женщины» Понятие в Галахе об обязательстве женщины выполнять домашние обязанности взамен обязанности мужа обеспечивать жену средствами к существованию (часть обязанности мужчины по отношению к жене, помимо обязанности одевать жену и удовлетворять сексуально)
**** Благословение луны - молитва, произносимая после новолуния
***** Юдифь – персонаж библейской «Книги Юдифи», еврейская вдова, спасшая свой город от нашествия ассирийцев.
Свидетельство о публикации №213070800911