Духовные скрепы Дмитрия Мизгулина

***


Техногенное общество, где единственной ценностью являются деньги, не способно воспринять живые идеи  (Совесть, Бог, Мать-Земля) по той причине, что такое общество  это  финансовая система – робот, механизм.  Такая система будет искать выход из техногенного тупика  с помощью технических  же средств.  Но  тогда  этот выход  будет найден там же, где был вход – в первобытном  состоянии общества.

Об этом давно  пишут многие  учёные, которые занимаются исследованиями человеческого сообщества. Всем известна классическая фраза: «Двадцать первый век должен стать веком гуманитариев, иначе его просто не будет».

Вопрос  о том, ЧТО  ожидает людей в будущем, видимо, укладывается в рамки природного  Закона  эволюции. Человек, как вид, поднялся до Уровня Самосознания. Ступив на этот уровень, человек обязан участвовать в эволюции, сделать следующий шаг – то есть, стать духовным существом. Неучастие в эволюции приводит к вырождению и гибели. Будем надеяться, что мы  сможем   этого избежать. Уповать на политиков в таких вопросах – дело безнадёжное. Покуда существует человеческая жадность, эгоизм (а это природные мотиваторы), до тех пор никакой правильной политики в мире не будет.

То, что есть люди, которые  помнят о Духовных ценностях и считают их приоритетными, вот это очень обнадёживает!  Такие люди были всегда. Пусть природа дарила их человечеству в малых дозах, ведь собиратели художественных ценностей – меценаты, редки, но именно   они  своим незаметным подвигом   указывали людям правильное направление развития.

Коллекционеры  художественных шедевров, такие как  Сергей Иванович Щукин или Иван Абрамович Морозов, оставили миру  богатейшие собрания живописи.  Сергей Иванович Щукин обладал не только художественным чутьём, великолепной  интуицией, но и  удивительной открытостью характера, что и делало его коллекцию доступной большому числу людей. Его дом был открыт каждое воскресенье для всех желающих, не говоря уже о художниках. Поэтому его можно считать создателем  мировых шедевров  наравне с импрессионистами, полотна которых и составили  эту знаменитую коллекцию.

Дмитрий Мизгулин  - собиратель художественных  ценностей 21 века. Но дело в том, что человек сейчас совершенно другой – даже в сравнении с веком 19, не говоря уже о более ранних этапах. То есть задача современного коллекционера- просветителя  на порядок  усложнилась, ведь сейчас  речь идёт не только о собирании и сохранности коллекций живописи или скульптуры, но уже  о спасении человека, как духовного существа. В животном состоянии он, естественно, сохранится и в техногенном мире. Но будет ли это человек или что-то иное? Развитие духовной составляющей  – только это, способно сохранить человеческое в человеке.

Но уже  достигнутые результаты на этом трудном пути – собрания  графических и живописных работ, работ мастеров художественных промыслов – говорят о том, что  удача сопутствует Дмитрию Мизгулину, человеку, принявшему на себя  миссию охраны искусства  и, следовательно,  охраны  духовного мира нашего  общего  будущего. В народе говорят в таких случаях – Бог помогает!

Техногенный мир, который с одной стороны  влечёт человека  в сторону  материальных приоритетов, с другой –  даёт прекрасные инструменты для  просветительства  широких масс людей. Издательская деятельность, фантастические полиграфические возможности современного оборудования, позволяют сделать любую коллекцию всеобщим достоянием.

Но всё это не отменяет личного  подвижничества  мецената-коллекционера Дмитрия Мизгулина, ведь  для прекрасно изданных книг с высококачественными иллюстрациями необходимы немалые средства. Это, во-первых. А во-вторых – не менее важно ещё и донести  издания не только до жителей родного города или края, как это было во времена Щукина, но и  распространить их  на великих просторах  России от Камчатки до Калининграда.

В этой подвижнической деятельности совершенно бесценна поддержка общественно-благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», который  тесно и плодотворно сотрудничает с  Дмитрием Мизгулиным.  Фонд «Возрождение Тобольска» привлекает  многих авторов со всей территории России – писателей, журналистов, историков, искусствоведов и просто ценителей искусства для пропаганды  коллекционных  художественных ценностей.

Такова, например, география просветительской  работы, связанной с  изданиями серии «Сибирский художественный музей», посвящёнными графическим работам тобольского художника Александра Бакулевского, уникальной коллекции серебряных солонок в собрании Дмитрия Мизгулина, работам известного путешественника, учёного, философа и писателя Фёдора Конюхова, в собрании Дмитрия Мизгулина и Александра  Смирнова.

Каждая из этих коллекций поражает «лица не общим выраженьем». Давайте  же всмотримся  внимательнее в образы уникальных собраний художественных работ.

Коллекция графических работ тобольского мастера Александра Бакулевского – это мир, созданный светом и тенью, тончайшей вязью штрихов, соединённых рукой художника в единое целое – образ души. Это крылатое создание делает все графические работы А. Бакулевского живыми. И не важно, что изображено на той или иной гравюре или рисунке – всё равно это будет образ души. Вот перед нами овальная миниатюра «Кресло А.С.Пушкина»: ветер врывается в распахнутое окно, колышется лёгкая занавеска, летят осенние листья. Ветер листает страницы книги, лежащей на подоконнике. Приглушённый свет дня  высвечивает комнату. Кресло, в котором ещё минуту назад сидел поэт, опустело. Может быть, навсегда. Может быть, на мгновение. И сейчас в светлицу вернётся её обитатель, возьмёт в руки томик Вольтера и станет читать его строки, прислушиваясь к шороху листопада.  И ещё многое, многое остаётся за первым, видимым планом. Там, за  чертой видимого, целая жизнь, трагическая судьба поэта.

Тонкий психологизм, глубина, ювелирная точность образов – всё это делает  книгу графики Александра Бакулевского романом русской жизни, портретом недавних времён. Притяжение духовных святынь соединяет прошлое с настоящим. Свет веры и надежды художника возносится в горние высоты и рождает светящихся Ангелов, защитников Земли Русской – таковы образы-иллюстрации к поэзии Дмитрия Мизгулина. «Всё искупит моя свеча» - этот завет поэта воплощён  Александром Бакулевским в иконописных тонких рисунках гуашью, выполненных, кажется, одним росчерком пера.

Удивительна по своему замыслу, полиграфическому исполнению и смысловому наполнению книга, посвящённая коллекции серебряных солонок в собрании Дмитрия Мизгулина. Звучащая лунным голосом серебра история сибирских ремёсел рассказывает нам  о том, что жизнь при всей её трагичности полна волшебной духовной силы, которая руками человека творит мир прекрасного. Более двухсот художественных работ серебряных дел мастеров – солонки, вместившие в свои совершенные формы магический солнечный круг, таинственный свет лунного металла и языческую вязь орнаментов-оберегов, составляют уникальную коллекцию Дмитрия Мизгулина.

Нет ничего более информативного, исторически значимого, чем собрание художественных работ, пришедших к нам из глубины веков. Археологи по крупицам собирают вещественные свидетельства той или иной эпохи. Каждый артефакт бесценен. Коллекции  художественных работ Дмитрия Мизгулина вообще могут быть оценены лишь духовной мерой! Подвижник-меценат всегда совершает духовный подвиг. Об этом нужно говорить, это нужно нести людям, чтобы преодолеть подлое поветрие коммерческого подхода к жизни.

Новое пятое издание в серии книг «Сибирский художественный музей» посвящено работам всемирно известного учёного и путешественника, философа и писателя Фёдора Конюхова в собраниях Дмитрия Мизгулина и Александра Смирнова. Книга освящена напутственным словом Епископа Ханты-Мансийского и Сургутского Павла. 

Вступительная статья Аркадия Григорьевича Елфимова – всплеск душевной боли о порушенных святынях и основах жизни нашего народа, которые в одночасье рухнули под многолетним смертоносным напором чуждых лжеценностей, внедряемых с помощью вирусно-троянских социальных  технологий. Но это и рассказ о людях чести, меценатах-подвижниках, таких как Дмитрий Мизгулин и Александр Смирнов, положивших свои силы на возрождение духовных святынь России.

Таков же и главный герой этой уникальной книги  Фёдор Конюхов, который сначала рождён в Духе, а потом – в делах. Отец Фёдор, прежде всего – носитель духовной силы, но и плоть от плоти народной. Об этом все его художественные работы. По эмоциональным ощущениям они грандиозны. По философской глубине – неисчерпаемы. По их информационной составляющей – футуристически программны.

Вот перед нами литография «Старые годы или дни ненастья. Старая Чукотка» - образ женщины, прожившей долгую жизнь в единстве с самой Матерью-Природой, и поэтому ставшей земной Богиней, умеющей без слов разговаривать с животными, птицами,  водой и землёй. Мы входим в мир Фёдора Конюхова через душу этой богини Природы и Труда. Мир огромен, катастрофически безбрежен. Человек исчезающе-мал. Таково первое ощущение, рождаемое  образом литографии «Одиночество». Человек  ничтожен перед грандиозным замыслом Бога. Но он же, малый и слабый, наделён силой духовной, поэтому противостоит смерти и объединяет себя с Божьим замыслом.

Животные в рисунках Федора Конюхова (собаки, волки, птицы) – это его личные друзья. Что говорить, у человека, впустившего весь мир в свою душу, другом становится даже кит. И душа кита и его дружба легко прочитываются в сильном взмахе глянцево-чёрного хвоста  (рис. «Мой кит»). Удивительны и надписи Фёдора Конюхова, сопровождающие художественные работы. Например, «Мой кит пасётся в районе 250  южной широты и 1300 западной долготы в десяти милях к югу от острова Питкерна». Одна эта фраза отсылает нас к истории «Маленького принца» Антуана де Сент Экзюпери: моя планета, мой кит, моя вселенная – потому что «мы в ответе за тех, кого приручили».

Работы Фёдора Конюхова так глубоки и многоинформационны, что каждая из них требует отдельного разговора. Каждая из них открывается конкретному человеку именно той гранью, которая необходима в данный момент. Если нужна помощь, человек получит её в виде образа, идеи или энергетического посыла. Если нужен совет, он будет найден, ибо Человек Мира, отец Фёдор, знает пути реальной помощи Творца своим детям – людям планеты Земля.

Но, друзья мои, всё это надо было увидеть, понять, принять Духом, присоединить  к своей жизни и дать возможность другим людям приобщиться к миру мудреца и философа, нашего духовника Фёдора Конюхова.
Мы можем буквально подержать в руках и прижать к сердцу удивительный мир художника,  благодаря подвижникам-меценатам.

Что ещё удивительно  в данном случае, так это то, что Дмитрий Мизгулин не только меценат-коллекционер, но и  настоящий поэт. Пожалуй, другого такого примера и найти невозможно. Ведь высокая организованность и рациональность  собирателя художественных шедевров, в обычном понимании, плохо совмещаются  с поэтической музой. Но Дмитрий Мизгулин удивительным образом сочетает в себе, казалось бы, взаимоисключающие личностные  качества.

Но  все вопросы на этот счёт снимаются сами собой, когда читаешь вот такие строки Дмитрия Мизгулина : «Как тяжек груз грехов незримый,/ в запасе годы или дни?/ Расплата ждёт неутомимо –/ спаси, прости и сохрани...» Становится ясно, что Дмитрий Мизгулин из той породы людей, которые  не могут быть винтиками системы за деньги, даже очень большие. А ведь многие довольствуются  малым – то есть просто деньгами. Но для людей, несущих Бога в душе, жить хорошо – значит,  жить  по совести,  быть мыслящими и творческими,  иметь Свет в душе.

Мир сейчас меняется с такой фантастической скоростью, что  любая фантастика бледнеет. Реванш Зла  - так можно назвать происходящие процессы.

Природа и предназначение  Зла  и его зеркального антипода (Добра) – это вопрос, на который человечество, казалось бы, знает ответ. Но каждый конкретный человек для себя  решает   заново эту задачу. Решение у каждого своё, но  все,  хотя и разными путями,  приходят к одному и тому же итогу. И Добро (Бог) и Зло (Дьявол) – это сам человек. И царство Божие и царство Зверя – всё внутри человеческого Сознания и  только наш Выбор определяет,  кем быть и как жить.

Людмила Козлова,
г. Бийск, Алтай

 


Рецензии
Интересные биографии, неповторимое творчество...

Владимир Нургалиев   20.05.2019 15:07     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.