С высоты души

А.Бакулевский. «Сибирский художественный музей» - кн.4 – Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска» - 2013 г
__________________


Вот стоит в кувшине ветка черёмухи. Невелика она, но духом своим заполняет весь дом. Вот так и графика Александра Бакулевского. Графика – строгий чёрно-белый жанр, но в исполнении настоящего художника оставляет впечатление многоцветия мира.

Недавно пришла мне в руки книга, посвящённая работам  этого художника, в собрании Д.А. Мизгулина.  О высоком качестве издания книги говорит заслуженное, известное во всём мире, имя издателя – общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска».

Открывается книга портретом художника. Умный иронический взгляд, сдержанная улыбка. И всё! И ты уже хочешь узнать о судьбе этого человека, увидеть его душу, понять его мысли. Читаешь вступительную статью А.Г. Елфимова «Судьба и почва Александра Бакулевского» и убеждаешься, что первое впечатление всегда безошибочно.

Александр Бакулевский не только художник, но и Учитель. Не преподаватель,  а именно, Учитель. Его слова «Никуда мы не уйдём от этих мальчишек и девчонок, слишком дороги нам их успехи, слишком волнует нас будущее нашего искусства» - это мостик от его сердца к сердцам детей. Это живая связь с миром, которая и сохраняет душу. Каков бы ни был физический возраст, художник всегда молод. Художник творит и  живёт, пока юность не отпускает его.

Состояние души не спрячешь, тем более в таком жанре, как графика. Графические работы Александра Бакулевского – творения летающей души. Это она водила рукой художника, заставляя остановить мгновение, проявить моментальный отпечаток движения. Почти все графические полотна А. Бакулевского оставляют ощущение взгляда сверху – оттуда, с высоты, где и должна обитать душа.

Таковы иллюстрации к произведениям Г.Державина, А.Кольцова, А.Толстого, И.Бунина, к прозе и поэзии А. Пушкина, к роману  А.Ф. Прево «Манон Леско». И это несмотря на то, что «пропасть разделяет пушкиниану и «Историю кавалера де Грие и Манон Леско», где на одном берегу – свет чистых идеалов, а на другом – взрыв гибельной страсти» /Л.Кувшинская/.

Взгляд с высоты души, взгляд художника, высвечивает нам тайну жизни, где воедино и насмерть слиты добро и зло. С высоты – все святы.

Особенно по-живому, как-то больно хирургически, созданы портреты М.Цветаевой, А.Ахматовой, Б.Пастернака, С.Есенина, А.Блока. В каждом из них  на тесном пространстве графического изображения уместилась необъятная трагическая судьба  русского поэта, смертельно впаянная в такую же трагическую судьбу страны. Больно смотреть в глаза жестокой эпохи, но это именно хирургически необходимо.

Психологически точны и композиционно интересны портреты композиторов – Алфреда Шнитке, Дмитрия Шостаковича, Георгия Свиридова.

Особняком стоят иллюстрации к роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Это серия рисунков тушью с привлечением компьютерных технологий. Рисунки выполнены рукой художника без каких-либо вспомогательных средств, а затем  обработаны с помощью возможностей компьютера.

Мои скромные познания компьютерных программ позволяют сделать вывод о том, что  в обработке рисунков использовались лишь некоторые эффекты, делающие изображение более объёмным, приближённым к голографическому.

Применение таких программ никоим образом не устраняет авторских особенностей рисунка, наоборот – подчёркивает и усиливает их. Может быть, это не только интересный опыт, дающий дополнительные возможности художнику, но и начало нового направления в современной графике, рисунке и живописи.

Апофеоз, высшая точка этой серии иллюстраций –  рисунок, олицетворяющий Мастера и Маргариту на пути «К вечному приюту». По ощущениям, это икона земной любви, которая, может быть, не приводит человека в рай, но даёт ему вечный приют.

Книга заканчивается иллюстрациями к поэзии Д. Мизгулина. Говорящие  библейские сюжеты рисунков снова возвращают нас туда, где НАД миром обитает  вечно юное, летающее создание – душа человека.

Мир – это красивая
сферическая система,
где Информация (Бог)
рождает  энергию и вещество,
Жизнь и человека.
А Жизнь и человек
Рождают Бога.

Думаю, особый разговор в данном случае необходим о человеке, который сумел  увидеть и понять, что мы имеем дело с уникальным художником, что Александр Бакулевский – это Имя. Поверьте, не так-то просто в сумасшедшем потоке времени и  суетных дел остановиться и заметить рядом летящую Вселенную. 

Мы привыкли вглядываться в мелочи, которые легко способны поглотить  и муравья и гиганта. Мы, с  упоением проживающие физическую жизнь,  почти расплющены её магнитом. Есть ли у нас  возможность оторваться от этой  телесной, вещественной силы?
Однако  находятся люди,  умеющие  делать это.  Кажется всё просто – оглянись вокруг,  вспомни, что ты живой, что у тебя должна быть душа. Позови её и откроется духовное зрение. Но почему же так мало прозревших?  Потому что  душа откликается на зов  любви. «Возлюби ближнего своего, как самого себя» -  перейти этот Рубикон  могут лишь званые.

И хорошо, что  таковые есть. Ведь, что может подвигнуть человека на собирание полотен рядом живущего художника?  Сколько ни думай, но ответ будет один. Если человек делает это, значит, он зряч.

Дмитрий Мизгулин,  украсивший книгу графикой Александра Бакулевского,  относится как раз к  такой породе –   имеющих  зрение и подтверждающих своё духовное призвание делами. Яркое тому доказательство  не только книга графических работ  любимого им художника, но и его собственные поэтические книги.

«Жизнь не просто прошла – пролетела.
Оглянуться б, да поезд умчал.
Лишь беззвёздная ночь онемела,
Да разбилась волна о причал».

Ощущение катастрофически малого срока, подаренного человеку для того, чтобы  оставить след на  предначертанном  пути,  есть ничто иное, как ощущение Бога. Без этого ощущения (memento mori)  нет поэта.  Именно  чувствование Бога  позволяет  понять трагичность  смертельного единства Добра и Зла, Жизни и Смерти.

«В суете, в круговерти,
В суматохе разлук,
Я подумал о смерти
Неожиданно, вдруг.

Я как будто очнулся,
И качнулся перрон.
И вокзал пошатнулся,
И отчалил вагон.

Я исчезну во мраке
Беспросветной ночи.
Не залают собаки,
И луна промолчит.
...........................»

Вот такие простые, на первый взгляд, строки написать очень и очень не просто. Ведь главное здесь не самовыразиться, как это сплошь и рядом делают современные стихотворцы – главное, чтобы тебе поверили. Поверить можно лишь правде и искренности.

Нет более правдивого портрета, чем  поэзия. Если солгал в стихах – ложь спрятать не удастся!  Она всегда  проявится, выглянет где-нибудь из-за угла,  хитро и нагло, прикрываясь святостью, красивостью, громким бряцанием ходовых лозунгов.
Поэзия Дмитрия Мизгулина  подлинна, потому что правдива:

«Во мраке нас вела любовь.
Душа печалилась, но – пела.
А нынче только дым да кровь –
Разгар последнего раздела»

Спросите любого простого человека (хотя простых людей не бывает!) о том, что происходит сегодня, и вам ответят  другими словами, но именно то, что  сказал поэт Дмитрий Мизгулин – даже не сказал, а  просто вдруг стала слышна боль его сердца, и заболела  душа у каждого, кто прочёл эти строки.

«Не унывай, когда в сомненье
Душа скорбит в ночной тиши,
Молись, сердешный о спасенье
Своей мятущееся души»

Молитва поэта Дмитрия Мизгулина  одна из самых  божьих –  это делание, собирание души  собственной и  ближнего своего, и дальнего, и каждого, кто озабочен  поисками смысла жизни.

Замечательному художнику Александру Бакулевскому и нам, читателям, повезло:  познакомившись с его графическими работами в собрании Дмитрия Мизгулина мы  получили самое драгоценное –  свидетельство о том, что человек  не одинок, ибо  есть посланники дружбы и помощи в этом мире.

Людмила Козлова,
Г. Бийск, Алтай


Рецензии
Просто о непростом... Прочувствованно, глубоко, талантливо....

Владимир Нургалиев   20.05.2019 15:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.