Образ действий

История 1. «Медвежья» обслуга.

Как-то решил я подработать в выходные дни доставкой газеты «Медведь».
Сотрудница редакции, назвавшаяся Ириной, сообщила мне, что платят они 41 коп. за доставку каждой газеты. Газет много, кроме «Медведя», есть ещё другие газеты, рекламные листовки. Никакого письменного договора мне не предложили – всё на словах.
Потом мне позвонила сотрудница, представившаяся Натальей: именно она, оказывается, занимается доставкой. Она сообщила, что газеты мне привезут ночью. И не соврала! Газеты действительно привезли где-то около 6-30 утра, потому что в 7-00 я – чуть не написал «ВЫШЕЛ» – хотел выйти с Гошей (это мой пёс) погулять – но дверь не открывалась. Это шофёр так выгрузил «Медведей», а было их 1467 штук, согласно накладной. Тяжеленные пачки лежали прямо под дверью: открыть её оказалось невозможно.
Когда сосед вызволил меня из заточения, я обнаружил и накладную со строгим указанием Натальи: «В ПОДЪЕЗДЕ НЕ ВЫГРУЖАТЬ!» Наталья вообще – очень энергичная, по голосу чувствуется, - то, что называется «крутая». Говорит отрывисто, собеседника не слушает. Авторитетная.
Как раз тогда у нас начинало таять, по улицам текли ручьи и реки. Все дома моего участка находятся выше моего дома: газеты надо было тащить в гору. План участка составлен безобразно: некоторые дома там вовсе не числятся, в других указаны 2 подъезда, а их на самом деле 5, вовсе нет кодов или они не те – так что не попасть в подъезды.
В общем, за субботу и воскресенье я не успел разнести все газеты.
Деловая и энергичная Наталья в понедельник утром позвонила. Узнав, что доставку я не закончил, она отрывисто сообщила, что вечером они оставшиеся газеты заберут, а мне ничего не заплатят. Я возразил, что вообще-то насчёт сроков мне никто ничего не говорил, если же мне не заплатят за работу, я вынужден буду обратиться в государственную инспекцию по труду. Этого Наталья не испугалась, а подтвердила, что вечером газеты заберут – чтоб я был дома.
Мне, между тем, пришло в голову, что доставка «Медведей» организована нерационально. «Медведи» - звери толстые, массивные. Доставить полторы тыщи по ящикам – это работа. Не проще ли договориться с одной бодрой, нестарой пенсионеркой в каждом доме – ну, или в 2-3 соседних домах? Такие доставщики никуда не денутся, а при нынешней системе жуткая текучка кадров неизбежна. В результате, у нас, например, «Медведь» в почтовом ящике появляется нечасто.
И я изложил свою идею в письме Наталье. Вскоре она мне позвонила. Отрывистым голосом она сообщила, что читать моё письмо не собирается и идея моя глупая. Что вообще все мужчины – слабаки, а умеют только глупости болтать.
Тогда я черканул письмецо главреду «Медведя» Павлу Бровкину. Непосредственному начальнику и работодателю Натальи, то есть.
На следующий день звоню, интересуюсь, почему она не забрала газеты. Она отрывисто – но уже не так, как раньше - объяснила, что тогда не сможет мне заплатить – так что, так уж и быть, пусть уж я их доставлю с опозданием.
И я доставил все газеты – но только в четверг (до того был занят). Газет «Всё ясно» не хватило, а вот «Медведей» оказалось слишком много – пачки полторы пришлось выбросить в мусорный контейнер. О чём я тоже сообщил Павлу Бровкину.
И вот пришла пора мне получить заработанное! Звоню Наталье, спрашиваю, сколько мне причитается. Оказалось, за доставку 1467 «Медведей» + столько же «Всё ясно» + столько же рекламной листовки мне начислено 1027 рубликов. Мне захотелось узнать, как получилась такая цифра. Наталья отрывисто объяснила, что за каждого «Медведя» - по 41 коп., за «Всё ясно» - по 21 коп., за листовку – по 10 коп.
Я возразил, что впервые об этом слышу. Уговор был, что по 41 коп. за газету, любую. Если мне именно так не заплатят, как обещали, то я буду вынужден обратиться в прокуратуру. Наталья сказала (отрывисто), что ей нужно работать, и выключила телефон.
Я тогда в самом деле с помощью электронной формы написал и в инспекцию по труду, и в прокуратуру. Причём, электронная форма – это обращение В ГЕНЕРАЛЬНУЮ ПРОКУРАТУРУ – вот туда я и накатал телегу на «Медведя».
На следующий день звонит Наталья, спрашивает – и уже гораздо-гораздо менее отрывисто, даже – о, чудо! - совсем почти не отрывисто! – когда же я приду за своими денежками. Я объяснил, что мне некогда, приду, когда смогу.
И пришёл. Но оказалось, что начислено уже не 1027 руб., а почти полторы тыщи! Вот что значит найти правильный педагогической подход к дикому, недрессированному «Медведю»!
И я получил всю эту кучу денег, правда, за вычетом 13% налога. Интересно, что ни моего ИНН, ни номера пенсионного свидетельства бухгалтер не знала, и я ей не сообщил – но налог она всё же вычла.
При этом она предложила мне подписать договор подряда, датированный 4 апреля. Я подписал, но число переправил на 20 мая, поскольку дело было именно 20 мая.
Вся эта история, разумеется, сама по себе не стоит самой маленькой скорлупки от выеденного яйца – но всё же давайте задумаемся: если бы я не был таким вредным и противным, мне вообще хоть копейку заплатили бы? Если принять во внимание глубочайшую порядочность, уважение к людям и организационный талант Натальи. Как вы полагаете? А если бы я пожалел 5 мин. на петицию в генпрокуратуру, сколько бы я получил?
Вот то-то и оно!
Когда имеешь дело с «Медведем», надо проявлять твёрдость духа и решительность! Тогда тебя и Бог не выдаст, и «Медведь» не съест!
В подтверждение чего расскажу и ещё одну историю, в том же роде.

История 2. Возрождение «Возрождения».
Зашёл я как-то в банк «Возрождение»: получить деньги, переведённые по системе «Western Union». 300 долларов, помнится. Очередь была сносная: один человек. Отстояв эту очередь, я очутился у окошечка кассы. Увы: кассир – миловидная девушка – хладнокровно сообщила, что эта касса операций с валютой не производит, а производит их касса соседняя. Там очередь была тоже небольшая: 3 человека.
Однако я человек вредный, нехороший человек. Я в другую кассу не пошёл, а попросил симпатичную девушку объяснить мне, где тут написано, что операции с валютой эта касса не производит.
В общем, через 5 минут я уже беседовал с какой-то большой банковской начальницей, а ещё через 5 минут не только эта касса, но и все остальные ПРОИЗВОДИЛИ ВСЕ МЫСЛИМЫЕ И НЕМЫСЛИМЫЕ ОПЕРАЦИИ.
Выяснилось, между прочим, что странное указание насчёт того, что одна касса чего-то там не производит, а другая – производит, получено в устной форме с самого банковского верха, а вот низовые труженицы «Возрождения» им были недовольны, потому как в одни кассы вообще клиент не шёл - и кассирши томились от безделья на рабочем месте, в другие же выстраивались солидные очереди.
Я получил свои 300 зелёных. И милая девушка, мило улыбнувшись, сказала мне:
- СПАСИБО ВАМ, ЧТО ВЫ К НАМ ПРИШЛИ!
Она имела в виду, что моё появление волшебным образом уничтожило дурацкое правило, спущенное сверху, которое все внизу считали идиотским и поэтому неукоснительно исполняли – и исполняли бы по сей день, если бы в банк не забрёл я, человек противный и злокозненный. И эта милая, послушная девушка была мне очень благодарна. Вполне искренне, между прочим!

Само собой, моя привычка вот к такому ужасному и противному образу действий иной раз становилась и причиной неприятностей, в том числе - достаточно крупных. Далеко не всегда всё так хорошо кончается.
Тем не менее, замечу, что:
1) нет, конечно, такого поведения, которое можно рекомендовать как всегда правильное: нормальный взрослый человек (и я, в том числе) ведёт себя ПО-РАЗНОМУ, предвидя возможные последствия;
2) в некоторых странах, например, таких, как Франция, и т.п. – такой образ действий является типичным и нормальным, а у нас, наоборот, он очень редкий, можно сказать, экзотический;
3) если бы так вело себя большинство наших сограждан, мы бы уже давно жили в другой стране.

В нашем районе (на Зареке) одно время по улицам бродила очень милая старушка, обладающая замечательным голосом: как звук пенопласта по стеклу. Своим приятным мелодичным голоском она, бродя по улицам, выкрикивала людям в лицо всяческие глупости и непристойности, а часто и оскорбления. Некоторые её считают сумасшедшей, но это ошибка: ей это просто нравится.
От этой старушки все шарахались, все её боялись. Собственно, именно это ей и доставляло удовольствие.
И такая идиллия продолжалась долго – годами.
Я же однажды подошёл к этой милейшей бабуле – это было в пустынном месте, на набережной, за гостиницей "Карелия", где мы часто гуляем с Гошей, и где в тот момент не было ни одной живой души – и поговорил с ней. Разговор получился интересным и содержательным. Я не размахивал руками, не кричал, вообще строго придерживался исключительно парламентского тона.
В результате этой дружеской беседы пожилая дама стала бояться меня, как огня, и обходить стороной. Более того, она почти совсем оставила свои привычки, не слышно более её пронзительного голоска на петрозаводских улицах.
Может быть, впрочем, я преувеличиваю свои заслуги, и старая женщина просто устала и ей захотелось отдыха и тишины. А, может быть, нашёлся ещё один вредный человек, который всё-таки позвонил в милицию.
В любом случае, в каком-то смысле мы стали жить в другом городе.
Так что от образа действий каждого из нас и в самом деле многое зависит.
Конечно, не может каждый житель Петрозаводска быть таким же чудовищем, как я. Но хоть в какой-то степени, отчасти – ведь можно же попробовать. Как вы считаете?

 


Рецензии