Песочницы и русский народ. Записки империалиста

Давно известно, что народов бесталанных и неполноценных на планете нашей просто нет. Каждая нация, каждый этнос, каждое, даже самое малюсенькое, племя обладает своим неповторимым даром, который вольно или невольно обогащает всю человеческую цивилизацию или в духовном, или в материальном плане.

Русский народ (включающий в себя великороссов, малороссов и белоруссов) – ничем не лучше иных этнических групп. Наверняка на Земле были, есть и будут народы более сообразительные, более отважные, более склонные к искусствам и наукам, более дисциплинированные и более мудрые. Но вот имеется у русских некая своя драгоценность, достающаяся далеко не всем. Это способность строить, укреплять и сохранять империю – высшую форму бытия государства. Одним словом, русские – абсолютно государственный народ.

В первобытную эпоху наши предки не создали ничего, подобного росписям в пещере Альтамира (Испания). Письменность, в отличие от Шумера или Хараппы, на территории России появилась относительно поздно. Мы не сотворили в древние времена ничего, схожего с египетским Сфинксом или аналогичного эллинской скульптуре. Что же теперь печалиться по этому поводу? Думаю, что слезы лить не надо.

Античные эллины, такие способные к философии и искусствам, не умели образовывать государства, где совместно могли бы и жить, и воевать народы неодинаковые по происхождению и крови. Всегда в маленьких древнегреческих городах-государствах «водились» метеки, часто тоже греки, но переселившиеся из других полисов.

Если в Афинах, например, поселялся хоть десяток недограждан-греков, то грек-абориген сразу начинал чувствовать себя несколько лучше чисто психологически: он получал возможность радоваться своему правовому превосходству, для достижения коего не надо было прикладывать никаких дополнительных усилий. Здесь, в данном случае, в данном гражданском эгоизме, афинский грек изумительно близок к коренным (по списку) жителям «свободных» прибалтийских республик. Наличие ущемленных в правах неграждан тешит спесь обывателя  и развивает на пустом месте самолюбие пополам с самолюбованием. Только, увы…

Увы. Увы. Гомер, Сократ, Еврипид и Аристотель отчего-то не поспешили появиться на свет на берегах Балтийского моря. Видимо, Господь при распределении гениальных умов по землям не смог или не захотел разобраться в каверзных человеческих пожеланиях и обошел стороной Лифляндию, Эстляндию и прочие Ляндии. Куда бедному прибалту податься? Красные пришли – грабят, белые пришли… Стоп, это я где-то слышал! И интеллигенции вольных стран: Латвии, Эстонии и Литвы – приходиться гордиться сказаниями о Лапчелисе (хоть и не «Илиада», но все же!) и финской «Калевалой».

Однако насмехаться ни над кем я не собираюсь. Лапчелис – достойнейший эпический герой, но его образ возник в народной глубине. Культурная же элита оказалась удивительно бесплодной (ведь, несмотря на все мое уважение, скажем, к М. Чюрленису, его картины никак не претендуют на статус всемирного наследия).

А теперь «вернемся к нашим баранам», то бишь, древним грекам. Даровитые создатели статуй, барельефов и дорийских, вкупе с ионическими, колон, так и не смогли соорудить высшую государственную скульптуру – Империю.

Македоняне – географические соседи греков, почитавшиеся самими утонченными эллинами за «варваров», покорив и Коринф, и Афины, и остальные полисы (до этого успешно грызшиеся между собою в кровавых распрях), легко устроили нападение «цивилизованного мира» на Персидскую державу. Александр Македонский на краткий исторический миг сумел построить настоящую империю. Но после его преждевременной смерти диадохи по-братски разделили государство на части и превратили слямзенные куски в огромные «полисы» (правда, от демократии отказались в пику традициям свободолюбия). Дальше все пошло по накатанной колее. Наступил период очередных игр «в войнушку» в детской песочнице огромных размеров: то Селевкиды всем по шее надают, то Птолемеи верх возьмут… Играли себе, играли, кровушку лили… Пока не пришел Рим и не выгреб весь золотистый песочек из-под ног властелинов Песочницы Восточного Средиземноморья.

Римская империя, перевоплотившаяся с течением времени в империю Византийскую, просуществовала до 1453 года. Римляне, а позже ромеи (византийцы), отнюдь не были санта-клаусами, они вообще не были добры – скорее принципиальны и жестоки. Но ими была выпестована великая цивилизация, служащая для подражания уже две тысячи лет. Парадокс Борхеса: «Была, есть и будет только одна империя – Римская» – оспорить совершенно невозможно.

Римская империя к IV веку от Р. Х. начала умирать, но римляне успели скушать «молодильное яблоко» – принять христианство. И 313 год позволил Империи подняться на новую ступень в своем развитии. «Миланский эдикт» Константина и Ликиния проложил новое русло для реки истории…

Русские изначально являлись народом имперским и в этом чем-то ужасно походили на ту группу беглецов и разбойников под руководством Ромула и Рема, что и создала Город (прозванный впоследствии Вечным). На территории Руси отлично уживались и славяне, и финно-угорские этносы, да и иные племенные группы тоже. Без конфликтов и военных столкновений, конечно же, не обходилось («жить в соседях – быть в беседах!»), но при решении важных и сложных задач эти племена и народы умели договариваться друг с другом. Был ли Рюрик в реальности скандинавом или же произрастал из славянского рода – не имеет значения. Кстати, и подлинность летописного повествования о приглашении Рюрика с братией на княжение – также не требует доказательств. Пусть это басня или же пусть это правда – ныне сие неважно. Теории о норманнском владычестве, о немецком засилии, об Орде (по Фоменко-Носовскому), об арийцах-славянах – не имеют смысла и откровенно вредны сейчас. Они разделяют нас духовно, лишают имперского предназначения русский народ.

И я не думаю, что данные идеи появились случайно или их сочинили искренние доброжелатели Российского государства. Рознь на почве мифов – самый наиглупейший вид самоубийства. И оскорбительного для русских в призвании Рюрика ничего не вижу, но только верный государственнический инстинкт и стремление к объединению. Поставили у власти человека, устраивавшего всех. Мудро и правильно. Имеется все-таки (и о сем непременно надо упомянуть) и сказание о Вадиме, коего либеральные «прогрессоры» в XVIII-XIX вв. объявили «последним сыном вольности». К сожалению, на этот тупой крючок попался и великий русский поэт. Но Вадим – фигура символическая, достаточно дешифровать сие имя, и станет понятно, почему он до сих пор так мил всем тем, кто не любит сильную власть в России и русский народ тоже…

Русские восприняли православное христианство как свое второе «Я». Когда некоторые писатели нашего столетия пишут, что христианство было навязано жестокосердным и монструозным князем Владимиром и при сем клянутся в неизбывной любви к народу, то чушью здесь пахнет за версту. Русских опять унижают, приписывают им трусость и неумение отстаивать святыни. Помилуй Бог, из источников известно, как города изгоняют князей, побивают княжих слуг. А когда в результате боярского заговора гибнет Андрей Боголюбский, почему-то никто не спешит лизать сапоги знати, но попросту бьет «лучших людей». В более поздней истории поищите страх у Аввакума, Стеньки Разина или Пугачева. Русский народ – «бунташный народ» и к ногтю его никакой самый злобный князь прижать не мог. Все сопротивление Крещению Руси выразилось в новгородском мятеже, носившем не религиозный, а вполне политический характер; в не вполне вразумительном потакании волхвов обыкновенному голодному походу; в убиении вятичами миссионера – святого Кукши… И тишина. Но ведь благочестивый летописец с удовольствием бы показал деяния князей на поприще утверждения христианской веры (чего стесняться-то – борьбу с язычниками тогда только приветствовали и записывали в назидание потомкам). А ведь нет деяний. Зато археология свидетельствует о другом. Совместные захоронения родственников (XIII в.) – христиан и язычников – найдены в Тульской области. Языческие городки еще функционируют и через 250 лет после принятия христианства, и никто не вырезает насельников их. Конец городкам положил приход Батыя…

Православие было духовной основой Ромейской империи, оно же подкрепило и строителей Российской империи. Наша империя росла долго, проходя и через войны, и через смуты. Высшей точкой русского империализма стал Советский Союз.

Нам мешали возводить здание государства. Впрочем, это и неудивительно. Различные западные Священные Римские… «Евросоюзы» (вне зависимости от эпох) так же напоминают Империю с большой буквы, как фальшивая монета настоящую. Поэтому-то настоящую, то есть Российскую империю, постоянно старались оболгать и разрушить. Мы в конце прошлого века забыли свое предназначение, приняли фальшивку за подлинник и потеряли смысл жизни. Но все еще пока можно восстановить. Есть память о Великой Отечественной войне, цементирующая память народа (не случайно ее хотят угробить). Есть Русская Православная Церковь, которая всегда придет на помощь строителям империи. Поэтому в стране насаждается религиозный раздрай всеми мыслимыми и не мыслимыми способами. За хором проклинающих клерикализм слышится голос Адольфа Гитлера:

«И если Сталин в минувшие годы применял по отношению к русскому народу те же методы, которые в свое время Карл Великий применял в отношении немецкого народа, то, учитывая тогдашний культурный уровень русских, не стоит его за это проклинать. Сталин тоже сделал для себя вывод, что русским для их сплочения нужна строгая дисциплина и сильное государство, если хочешь обеспечить прочный политический фундамент борьбе за выживание, которую ведут все объединенные в СССР народы, и помочь отдельному человеку добиться того, чего ему не дано добиться собственными силами, например, получить медицинскую помощь. И поэтому, властвуя над покоренными нами на восточных землях рейха народами, нужно руководствоваться одним основным принципом, а именно: предоставить простор тем, кто желает пользоваться индивидуальными свободами, избегать любых форм государственного контроля и тем самым сделать все, чтобы эти народы находились на как можно более низком уровне культурного развития… Сообщества деревень нужно организовать так, чтобы между соседними сообществами не образовалось нечто вроде союза. В любом случае следует избегать создания единых церквей на более или менее обширных русских землях. В наших же интересах, чтобы в каждой деревне была своя собственная секта со своими представлениями о боге. Даже если таким образом жители отдельных деревень станут, подобно неграм или индейцам, приверженцами магических культур, мы это можем только приветствовать, поскольку тем самым разъединяющие тенденции в русском пространстве еще более усилятся».

Нам необходимо понять изречение врага, помнить о нем, а руководствоваться же своим здравым смыслом, припомнить свою имперскую традицию, сохранять свои духовные основы и, делая свое дело, возрождать Империю. Это наш путь. Все остальное – не более чем мираж. Поступим иначе – окончательно потеряем свою самобытность и канем в безвременье.
(Впервые опубликовано на портале "Однако")


Рецензии