Интервью. У истоков прорыва в большой спорт

 На наших глазах Санкт-Петербург превращается в весьма заметный центр проведения состязаний самого высокого уровня. Для этого есть все условия: многомиллионный город, раскинувшийся на берегах полноводной Невы, с её естественными трибунами-набережными; возможность комфортно принять болельщиков и туристов и организовать для них насыщенную культурную программу, и, наконец, богатые спортивные традиции, которые позволяют именно петербуржцам завоёвывать высокие награды в состязаниях любого уровня. У истоков прорыва в высокоскоростные состязания на воде стоит городское правительство, вопросы спорта в котором курирует вице-губернатор В. И. Малышев. Наш корреспондент побеседовал с ним в канун Нового года.

- Валерий Иванович, для многих это уже аксиома: вице-губернатор Малышев сделал Санкт-Петербург практически европейским центром водно-моторного спорта. Как Вы сами относитесь к этому устойчивому мнению?
- Один человек вряд ли смог бы всё это сделать: работала команда единомышленников, при активном содействии администрации города и лично губернатора Владимира Анатольевича Яковлева. Поэтому говорить, что один человек сделал спортивный имидж города, абсолютно неверно.
В нашем желании сделать ярким и неповторимым спортивное лицо города мы рационально использовали то, что дала нам природа и сам Петербург – полноводную Неву, как естественный стадион и гранитные набережные, с которых петербуржцы и гости могли переживать драматизм и азарт борьбы соревнований, которые проводились на водной глади.
Не умаляя гонок оффшорных, Формулы 1, отмечу особую зрелищность и перспективность аквабайков, «Формулы Будущего» и, конечно же, международной гонки «24 часа Санкт-Петербурга» на надувных лодках. Последняя, впервые была проведена в 2000 году и, благодаря своей оригинальности (нечто подобное проводится лишь во французском Руане), сразу же была замечена и признана Международным Союзом водно-моторного спорта (UIM) и включена в международный календарь соревнований, получив статус Открытого кубка России UIM. В 2001 году эти зрелищные состязания пройдут в первые выходные июля.
Эти и другие гонки, прошедшие на Неве, привлекли внимание широкой мировой общественности, заинтересованной в культивировании водно-моторных видов спорта. И в Европе, и в мире наш город отныне воспринимают как ведущий центр этого спортивного направления.
- Развитие спорта для Вас, видимо, не самоцель: какие цели, прежде всего, Вы преследуете, и каковы перспективы Ваших начинаний?
- Активно пропагандируя водно-моторные виды спорта, мы преследуем несколько целей: от пропаганды Петербурга через мировые средства массовой информации до привлечения туристов и, главное, инвестиций в самые различные области производства продукции и услуг. Благодаря отчасти и спорту, люди в мире лучше узнали город и его жителей, что углубило и расширило деловые отношения с зарубежными партнёрами, а это привело к увеличению объёмов инвестиций.
- Что ждёт петербуржцев в первом году нового тысячелетия, свидетелями каких состязаний ои станут?
- Я не хотел бы останавливаться только на водно-моторных видах спорта, ведь наш город много планов, разносторонен в спортивном смысле, и среди его жителей есть любители самых разных видов спорта. В частности. Мы развиваем автомобильные соревнования на «Невском кольце». Трасса эта в последние годы приведена в порядок в соответствии с мировыми требованиями и, по отзывам профессионалов, является лучшей в России. И есть мнение специалистов, что при определённых усилиях и затратах на базе этой трассы можно сделать так, чтобы и Формула 1 у нас прижилась.
Наши усилия направлены и на развитие красивейшего и зрелищного спортивного направления – парусного, что совершенно естественно при наличии Невы и Финского залива.
- Что, кроме этого, волнует главного в нашем городе спортивного чиновника?
- Если мы вообще на спортивную тему, то следует сказать, что деятельность администрации должна быть направлена и на привлечение  горожан, особенно молодых и совсем юных петербуржцев к занятиям физической культурой. А для этого нужны, как минимум, две вещи: создание условий для занятий физкультурой в местах проживания и расположения детских и учебных заведений и, во-вторых,  - проведение в Петербурге массовых соревнований самого высокого всероссийского и международного уровня. И чтобы люди шли на трибуны, «заболевали» увиденным, увлекались спортом сами и увлекали детей.
- Если человек талантлив, то он талантлив во всём. Вы заметно проявляете себя в формировании и организации спортивных программ большого масштаба. Почему именно это направление, а не, скажем, решение социальных вопросов или оборонных задач?
- Случилось так, что на протяжении последних лет в правительстве, помимо других направлений, веду и спортивное, тесно взаимодействую с комитетом по физической культуре и спорту, курирую его. Такой участок поручен.
- А не хотелось бы заняться каким-то другим делом, скажем, того же масштаба, но другого направления?
- Здесь я не определяю. Меня пригласил на работу губернатор нашего города, и он определил направления, которые мне необходимо вести.
- Если бы Вам было предоставлено право выбора, что бы Вы предпочли?
- Жизнь моя сложилась так, что я получил образование инженера-строителя. Много работал в строительных организациях города и горжусь, что участвовал в возведении масштабных сооружений Санкт-Петербурга. Это спортивно-концертный комплекс на 25 тысяч зрителей, это памятник героическим защитникам Ленинграда, это реконструкция и новое строительство в центре города. Поэтому считаю себя человеком, который в строительном мире испытал достаточно, чтобы об этом с уверенностью говорить. Крупномасштабные стройки с привлечением большого количества людей, быть может, и позволили мне приобрести те зёрна организаторских способностей, которые должны быть у руководителя уровня вице-губернатора такого мегаполиса, каким является Санкт-Петербург.
Я много занимаюсь городским хозяйством, дорожным строительством. Всё это мне хорошо известно, и, если жизнь заставит, я могу вести и эти направления.
- Руководитель Вашего уровня, в большой степени, уже не принадлежит себе, он принадлежит делу, которому служит. Не появляется ли у Вас в связи с этим к себе чувство жалости?
- Не испытываю, и скажу больше, меня постоянно тянет к решению ежедневных сложных и масштабных задач, и меня греет чувство постоянной ответственности за их реализацию. И я своей работой удовлетворён.
- Как Вы отдыхаете в свободное время?
- Все члены правительства занимаются спортом. Я, например, люблю футбол, которым в своё время занимался достаточно профессионально. Потом увлёкся теннисом, выхожу иногда и на площадку для гольфа. Есть ещё такая модная игра – боулинг. И в ней пытаюсь реализоваться.
- Валерий Иванович, Вы азартный человек?
- Да.
А не бывает так, что в азарте совершаете поступок, о котором потом жалеете?
- Ориентируюсь в своей жизни на поговорку: «Никогда не жалей о содеянном».Что сделано, то сделано. Но выводы из ошибок делать надо, ведь я не безгрешен. Но чем отличается мудрый от умного: умный может исправить допущенную ошибку, а мудрый её не допустит. И надо стремиться быть мудрым.
- «Формула Будущего», её чемпионаты мира и континента впервые прошли в Петербурге, и у нас уже есть свои чемпионы. Не связываете ли Вы с этим начинанием возрождение наших победных традиций в спорте вообще и в водно-моторных видах в частности?
- Потенциал – тренерский, спортивный, который мы имели ещё 10-15 лет назад, практически исчерпан, и это мнение ведущих специалистов. Настолько, что уже в ближайшее время мы можем иметь провалы в спортивных выступлениях на международной арене. И, конечно, этого не следует допустить. Одним из наших шагов в этом направлении и является «Формула Будущего». Тихоходные резиновые лодки, но попробуйте на них гоняться! А десяти-четырнадцатилетние пацаны гоняют на них, как настоящие мастера. И надо видеть, как горят при этом глаза юных спортсменов, да и их родителей тоже. «Формула Будущего» - то соревнование, которое мы будем проводить обязательно.
Мы будем культивировать и аквабайк, потому что он становится всё более популярным, и недалёк тот день, когда водный мотоцикл станет прикладным средством активного отдыха. Многие петербуржцы уже владеют этими скоростными аппаратами, и думаю, что цена на них снизится до приемлемой, и водный мотоцикл будет доступен ещё большему числу горожан.
Красочные международные состязания известных аквабайкеров, полагаю, будут способствовать тому, что среди их участников и призёров всё больше будет россиян.
В 2000 году мы провели в трудных условиях гонку 224 часа Санкт-Петербурга». И это явилось нашим «ноу-хау». Аккумулирован ценнейший опыт, который позволит нам в новом веке превратить эту гонку в одно из прекрасных спортивных зрелищ города.
На развитие спорта необходимы немалые средства, и мы будем, как и прежде, искать возможности привлечения инвестиций для проведения этих и других соревнований. Ведь до сих пор из бюджета не потрачено на проведение соревнований ни копейки при всей их дороговизне.

Журнал Скорость, №1 (17), 2001


Рецензии