Афины

АФИНЫ.

Следующее путешествие – Афины!
Волнительно первое свидание с Афинами. Вот как описал свою первую встречу Марк Твен: «Сгорая от нетерпения, мы предвкушаем встречу с самым прославленным городом мира! Что нам пейзажи, когда перед нашим внутренним взором торжественно шествуют Агамемнон, Ахиллес и еще сотни великих героев легендарного прошлого! Что нам закаты, готовым ступить в древний город Афины, дышать его воздухом, жить его жизнью, погрузиться вглубь веков, покупать рабов на рыночной площади – Платона и Диогена – или судачить с соседями об осаде Трои, или блестящей победе при Марафоне! Мы не снисходили до закатов».
Нетерпеливое желание увидеть Элладу, ощутить ее дыхание, почувствовать под ногами легендарную каменистую твердь выросло во мне настолько, что должно было сбыться. И вот я в Афинах!

А знаете ли вы, кто произнес фразу: «В Греции все есть», с чьей легкой руки эта фраза пошла гулять по Руси? Да, правильно, Чехов, и его «Свадьба».

Так вот, я отправилась в Афины на комфортабельном автобусе, который провез нас по побережью Коринфского залива до его слияния с заливом Сароникос, по берегу которого ехали до Афин. Нам сопутствовал восхитительный ландшафт. Шоссе проложено то над берегом изумрудно – синего моря, то в узких и глубоких ущельях, где дорога пересекает каменистые русла рек, то среди холмов и долин. Остановились познакомиться с Коринфским каналом. Канал был построен в 1893 году и после строительства канала Пелопоннесс превратился в остров. Узкий мост, словно над ущельем повис между северной и южной стенами знаменитого Коринфского канала. Мост соединяет «материковую» Грецию с полуостровом Пелопоннес. На мосту, с видом на Коринфский канал, сфотографировалась.
 
По дороге к Афинам  недалеко от  бухты Зеа сохранился древнегреческий театр с тем же названием. Сравнительно небольшой, и классическим интерьером сходен с афинским античным театром Диониса. Зеа – как бы филиал этого зрелищного сооружения. На их сценах гастролируют отечественные и зарубежные труппы.  А далее – Афины!

Каждый открывает Афины по-своему. Современную столицу можно окинуть взглядом с самой высокой точки города – горы Ликавитос. Столица разостлала пестрый ковер своих кварталов в южной части полуострова Аттика, на равнине между невысокими горными массивами Эгалеос на западе, и Имитос на востоке, где протекают реки Кифисос и Илисос.  Летопись Афин уходит в глубину тысячелетий. А ее изначальный рубеж окутан романтическим покрывалом мифологии.
 
Какая из современных европейских столиц может похвастать более чем пяти тысячелетним долголетием? Или прямым родством своего имени и происхождения с олимпийскими богами? Афины – могут! Город напоминает об этом многими названиями улиц: Ахиллеса, Александра Великого, Ликурга, Софокла, Еврипида, Перикла, Платона, Гермеса, а также сохранившимися памятниками античной и византийской эпох. На протяжении тысячелетий Акрополь - символ Афин, связывает великолепие древнегреческой цивилизации с современностью. Акрополь и его памятники, его история и мифы – гордость Афин. Акрополь – «вершина города», где главные святыни города – Парфенон и Эрехтейон.

Много веков люди пытаются словами описать впечатление от Афинского Акрополя. Так никому и не удалось внятно сформулировать - в чем же заключается сила воздействия на человека этих развалин. Секрет, скорее всего, в подсознательном узнавании античных линий и пропорций, тысячекратно повторенных в архитектуре и искусстве последующих эпох. Акрополь и его главный храм Парфенон – это то, на чем выросла западная цивилизация. Находясь рядом с Парфеноном, мы как бы заглядываем в свое прошлое – именно свое, а не канувших в историю царей и фараонов. Древние греки создали искусство не подавляющей человека, а соразмерной свободному, сильному, бесстрашному созданию почти равную богам. Над всеми зданиями и скульптурами афинского Акрополя доминировал величественный Парфенон – храм Афины, с его десятиметровыми колоннами. Когда ходишь по Акрополю, чувствуешь гордость, что покорил эту вершину города, прошел там, где до тебя ходили много веков назад. И ощущаешь себя причастным  к величию и красоте этого святого холма!

Акрополь с Парфеноном были и есть главной чертой внешнего облика Афин, которая отличает столицу Греции от Вены или Парижа, Берлина или Рима, Варшавы или Софии. Сохранившиеся до наших дней памятники античной архитектуры: гигантские колонны «храма Зевса», руины древнего рынка Агоры, римская Арка Библиотеки Адриана – в окружении современных кварталов предстают словно миражи. Акрополь, неприступным бастионом классического совершенства возвышается в самом сердце Афин.

Поднимаясь по древним ступеням Акрополя к подножию прославленного храма Парфенон, оставляя внизу шумный город, начинаешь реально сознавать, в чем же заключается таинственная сила тысячелетнего магнетизма этих разогретых на солнце античных руин. И хотя многие читали и об Акрополе, и о руинах его храмов, и о мифе спора между Посейдоном и Афиной, и все равно интересно взглянуть на подтверждения древних преданий. Вот почему и я оказалась здесь, и, поднимаясь по ступеням лестницы вдоль торжественного строя Пропилей, обращаю внимание на широкий проход – примерно в пять с половиной метров, где раньше пролегала священная дорога. По ней двигалась к храмам Акрополя процессия в дни праздников. Когда обходишь античные постройки Акрополя, воспринимая их архитектуру как классический эталон красоты, невольно удивляешься тому, сколь краток был срок создания этих шедевров человеческого гения – всего пятнадцать лет! Поистине мгновение в сопоставлении с огромной протяженностью тысячелетий, которые им предстояло выстоять, сохраняя облик искусства Древней Эллады для будущих поколений. Справа от Пропилей,  стоит храм бескрылой Ники. Оттуда видно море. При входе в Парфенон заметны фигуры на фронтоне, все относятся к рождению Афин. На опоясавшем Парфенон фризе запечатлено шествие всех граждан Афин к святилищу богини. В центре храма стояла статуя Афины.

Основателем великих Афин и их Акрополя был рожденный Землей Кекроп, повествует миф. Земля породила его получеловеком – полузмеей. Кекроп основал город в Аттике в то время, когда спорили за власть бог моря Посейдон и воительница Афина, любимая дочь Зевса. Чтобы решить этот спор, все боги собрались во главе с самим великим громовержцем Зевсом у Акрополя. На суд властитель богов и людей призвал и Кекропа, чтобы тот решил, кому же должна принадлежать власть в Аттике. Боги решили дать власть над Аттикой тому, кто принесет стране самый ценный дар. Ударил Посейдон трезубцем в скалу – и из нее забил источник соленой морской воды. Афина вонзила в землю свое сверкающее копье – и выросла из земли плодоносная олива. И тогда Кекроп сказал: - Светлые боги Олимпа, всюду шумят соленые воды безбрежного моря, но нигде нет оливы, дающей богатые плоды. Афине принадлежит олива, она даст богатство всей стране и будет побуждать жителей к труду земледельцев и возделыванию почвы. Великое благо дала Афина Аттике, пусть же ей принадлежит власть над всей страной. Боги Олимпа присудили Афине Палладе власть над городом, основанным Кекропом, и над всей Аттикой. С тех пор город стал называться Афинами в честь любимой дочери Зевса. Так гласит предание. Спору нет, олимпийский возраст Афин способен внушить почтительное уважение.

Ансамбль афинского  Акрополя задумывался Периклом в период наивысшего могущества Афин с целью их превращения в самый прекрасный город Эллады. К западному склону Акрополя подходила Священная дорога, по которой на него поднимались праздничные процессии. Входом в Акрополь служили  Пропилеи – величественные мраморные ворота. Пройдя через Пропилеи, увидела слева Эрехтейон, а прямо перед собой — Парфенон.  С самого первого взгляда на Парфенон поняла, что передо мною уникальный шедевр мирового искусства. Красота, гармония и грация этого здания запоминаются на всю жизнь. Центром афинского Акрополя был Парфенон – он был богато украшен многочисленными скульптурами. Восточный фонтан храма украшала сцена рождения Афины из головы Зевса, западный же являлся иллюстрацией к популярному мифу о споре Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Богиня подарила городу оливу, выйдя победительницей в споре. Именно здесь был создан новый стиль,  превосходящий по красоте все греческие святилища. Секрет гармонии Парфенона, его архитектуры заключается в том, что ни одна из его линий не является абсолютной прямой. Имея это в виду, можно по достоинству оценить силу оптической иллюзии, которую создают горизонтальные линии храма.

Храм Зевса Олимпийского известен как Олимпион, и представляет собой древний храм (теперь это руины), в центре Афин. Это был монументальный и действительно впечатляющий храм царя богов Зеаса. Только 15 из 104 17-ти метровый коринфских колонн остались стоять до наших дней, 16-я колонна упала на землю во время шторма 1852 года и лежит там до сих пор.

Древнегреческий театр Диониса сооружен в IV веке до н.э. на месте храмов, посвященных богу виноделия Дионису, откуда происходит название театра – Античный театр Диониса, который мог вместить более 17 тысяч зрителей. До наших дней сохранились 20 рядов из 64 рядов театра. Театр Диониса находится на склоне холма Афинского Акрополя и входит в число древнейших театров мира. В 1950 году были восстановлены сидения и сцена, и с тех пор каждый год с июня по сентябрь, театр принимает театральные, танцевальные и музыкальные фестивали со всего мира.

Эрехтейон – жемчужина архитектуры, созданная в ионическом стиле, была завершена после смерти Перикла. Это храм, в котором отправляли культ несколько божеств, главным из которых являлась Афина, разделившая свое святилище с Посейдоном и Эрехтеем, древним царем Афин. Внутри Эрехтейона находился колодец Посейдона с соленой водой, который согласно мифу, возник после того, как владыка морей ударил трезубцем в скалу Акрополя. На западном конце южной стены к зданию примыкает небольшой портик Кор, который поддерживают шесть женских фигур несколько больше человеческого роста (2,1 метра). У этих фигур крепкие (не женские ноги), и мужская шея – и это все сделано для того, чтобы удержать тяжесть портика. Внутри открытого дворика растет олива, которую Афина, согласно легенде, подарила жителям города. Сейчас эта олива молодая, недавно посажена, но здесь раньше росла та олива, что подарила Афина.
Многовековая стойкость Афин под стать жизненной силе «платоновской оливы». Город никогда не исчезал с карты Европы. Город расположен на стыке трех частей света. Это – оживленный перекресток Европы, Африки и Ближнего Востока.

Планировку города в 30-х годах XIX века осуществили немецкие архитекторы. Их вместе с финансовыми чиновниками, военными, учеными и даже садовником прихватил с собой баварский принц Оттон - первый король Греции после ее освобождения от турецкого владычества. Два баварских архитектора – Лео фон Кленце и Фридрих фон Гертнер – составили проект нового города. Правильная геометрическая форма новых кварталов, прямолинейность главных столичных проспектов и улиц -  таких как одос Стадиу, Панепистимиу, проспект королевы Софии и других – с самого начала заложили удачную основу для творчества последующих поколений афинских зодчих.

Архитектурный профиль Афин формирует площади – Согласия и Конституции, разбитые в том же XIX веке на пересечении улицы Пирея со Стадиу и улицы Стадиу и Гермеса или Ерму (знаменитая торговая улица, расположенная в самом центре столицы, названа в честь олимпийского покровителя античных купцов). Однако прямолинейность расположения жилых и деловых кварталов вокруг холма Акрополь нарушена. Здесь царит дух Средиземноморского Юга, ближнего Востока и даже византийского средневековья. Центральные кварталы столицы щеголяют в несколько старомодном, но добротно скроенном архитектурном костюме конца XIX – начала XX века. Где кроме жилых домов размещаются здания правительственных и административных учреждений, министерств и деловых контор, высших учебных заведений, солидных и наиболее богатых фирм, дорогих магазинов, отелей. Высотные здания небоскребов, таких, как отель «Хилтон», «Афинская башня» и др. заполняют пустыри в центральных кварталах города. И в этом скоплении разных целевых сооружений бросается в глаза архитектурная «изюминка». Это целый комплекс роскошных беломраморных зданий Национальной библиотеки, Афинского университета и Академии. Они построены в неоклассическом стиле, очень модном в XIX веке.

Здание университета построено в 1837 году датским архитектором Христианом Хансеном. Он же построил рядом с университетом Национальную библиотеку. Фрагменты этого здания – центральный дорический портик, выступающий вперед и возвышающийся над мраморной лестницей, широкие ступени которой двумя полукругами нисходят к зеленому газону небольшого сквера, -  не так сильно привлекают внимание туристов, как статуя Валианоса – богатого грека из Кефалинии. Скульптура установлена перед фасадом библиотеки, построенной на деньги этого магната. В 1885 году брат строителя Афинского университета датский архитектор Теодор Хансен завершил строительство здания Академии. Статуи Аполлона и Афины венчают две колонны перед фасадом, скульптуры античных философов Платона и Сократа украшают обе стороны центральной лестницы, ведущей к входу в Академию.
 
Плака – старая часть столицы у подножия Акрополя. Плака для Афин – как Старый Арбат для Москвы. Оазис старины, столичной самобытной жизни, своего рода музей под открытым небом. Плака – это фольклорная зона. Своеобразную уличную атмосферу здесь создает пестрый ансамбль двухэтажных, редко трехэтажных или четырехэтажных старых домов. Кварталы Плаки террасами поднимаются к скале Акрополя.  На обращенном к северу выступе Акрополя высится флагшток. Для  каждого  грека – патриота и демократа, национальный стяг на вершине Акрополя – это волнующий  память и чувства символ освобожденной Родины.

Что удивительно, что на улицах и площадях городов Греции нет выставленных для общего пользования часов. Никто не смотрит на часы, никто никого не поторапливает.

Когда я собиралась в Афины, думала, что это небольшой город, как и все города Греции, со своей историей.  Но я  ошиблась.  Афины – огромный город, с населением 6,5 млн. человек!  Греки выделяются безмятежно – философским отношением к жизни. Мужчины любвеобильны, и являются чемпионами по долгожительству. В стране достаточно низкий уровень преступности, что способствует здоровому отношению к жизни. Греки гордятся всем, что связано с их многовековой историей. Они ощущают себя потомками эллинов. Они любят и умеют развлекаться. Гречанки выходят замуж в 25 – 30 лет, мужчины женятся после 30. Это чтобы насладиться свободой, а потом создают семью. Мужчина, для создания семьи должен приобрести профессию, чтобы содержать семью. На свадьбу дарят конверты с деньгами, чтобы поддержать молодую семью, или на свадебное путешествие, которое молодые совершают по Греции.

Самый главный праздник – пасха. Рождество празднуется 25 декабря. 25 марта – день освобождения Эллады. На 1 мая, в день труда, устраиваются маевки с выездом на природу. 15 августа – день Богородицы. Греки празднуют не день рождения, а день именин. И на день именин могут приходить без приглашения. Вот такая она, Греция!
Покидая Афины, оставив позади широкую ленту цветущих апельсиновых садов, ехали по дороге у морского берега. Проехали  Патры, и, наконец, добрались до своего отеля. Без сомнения, Греция-земля древних городов и архитектурных сокровищ. Страна моря и гор. Красивая страна.


Рецензии
Когда поживёшь в Греции, то начинаешь понимать, что там многое гораздо сложнее и, вместе с тем примитивней, чем могло бы быть, имея за плечами такую историю. 400 с лишним лет османского подавления позволило сохранить грекам религиозную принадлежность к православию, но, с учетом турецкого вливания, измениться внешне и внутренне.
Уже многие десятилетия пишутся статьи и диссертации о древнегреческой культуре и её влиянии на человеческую цивилизацию. Но в современной Греции живут другие греки и, хотя они долго были под турками, в наст время они сильно отстают от турков. Например, в одной из основных, приносящих деньги бюджету и населению страны,отраслей - в туризме. Сервиз в отелях, даже 5-звездных невысок по уровню. Пожелания туристов не изучаются и не учитываются. Ну сколько можно смотреть на эти каменные останки прекрасного прошлого, на которые сами греки смотрят как на декорации, позволяющие заработать на жизнь.
Несмотря на православие, во многих греческих семьях имеет место восточный (протурецкий) менталитет, в котором женщина не является равной с мужчиной.
А гиперсексуальность мужчин позволяет им с пренебрежением и потребительски смотреть на туристок из России и Украины. Россиды и украиниды - это такие уничижительные клички, которыми они "наградили" наших женщин.
В политике они следуют антироссийскому, проамериканскому курсу... Ну и т.д.
С уважением, АэС

Антон Ромашин   13.06.2020 14:55     Заявить о нарушении
А у меня немного другой взгляд на испанцев. Я разговаривала с женщинами нашими, которые вышли замуж за испанцев, они очень хорошо отзывались о своих мужьях, может не все договаривали, но самое главное на что они делали упор, что мужчины не пьют, и занимаются воспитанием детей.

Татьяна Подплутова 2   13.06.2020 15:59   Заявить о нарушении
Мы, кажется, говорим о Греции.
Но, если Вы оговорились, имея ввиду греков, то я дикриминацию женщин наблюдал изнутри, бывая во многих семьях в гостях.
Кроме того, о хорошей жизни наших женщин замужем за иностранцами я не верю, это может быть только исключение из правил.
АэС

Антон Ромашин   13.06.2020 16:22   Заявить о нарушении
Да, простите, это я перепутала.

Татьяна Подплутова 2   13.06.2020 18:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.