23. В. Агошков. Писала, лемех, иконка, клад

23. В.Агошков.
Верхнее Поочье.

*ПИСАЛА, ЛЕМЕХ, ИКОНКА, КЛАД.

Нам, орловцам и кромчанам, в частности, повезло, что Татьяна Николаевна Никольская много времени провела у истоков Оки и её притоков, открывая удивительные тайны прошлого времени.

В сознании многих читателей, казалось, навсегда были вбиты слова киевской летописи и её славного летописца Нестора «со учениками», воспетого даже А.С. Пушкиным, о том, что вятичи – это самое консервативное, а проще говоря, «дикое племя», которое только и знало, что жило в лесу и молилось колесу…

Даже учителя и самая образованная интеллигенция не могли и представить того, что в том же Шаблыкинском районе Орловской области, и сейчас находящегося в одном из глухих отдалённых уголков, на городище Слободка будут найдены писала, т.е. ручки для письма, книжные (!) застёжки, иконка, лемех и клад.

А мы-то считали, что святой Кукша приходил в начале XIIв в такую глушь, в которой обитали не люди, а им подобные «звери»?! Но, оказывается, уже во времена просветителя женщины щеголяли в модных шубах и сапожках, читали книги и писали письма своим возлюбленным. Шаблыкинцы знали о Востоке и Западе, о Чёрном море и Европе, где покупали предметы украшений и быта. Наши предки везли зерно в Прибалтику, пушнину на юг. А некоторые кромчане едали пищу в зело украшенных золотом тарелках, привезённых из самой Византии.

Т.Н. Никольская не побоялась поспорить с самим Нестором и его последователями, в том числе и со своим незабвенным учителем – А.В. Арциховским и сказать о том, что вятичи накануне монголо-татарского нашествия были такими же людьми, как и все остальные, на больших просторах будущей России. Здесь жили талантливые мастера, искусные ювелиры, музыканты и художники, философы и писатели…

Конечно, Татьяна Николаевна смогла сделать такой вывод после того, как и другие учёные проделали большой объём работ по обнаружению тайн земли. Основанная на глубоком анализе письменных источников книга А.Н. Насонова «Русская земля» и образование территории древнерусского государства» (1951г) пробудила плодотворную мысль у многих исследователей, работавших в том же направлении.

Это – книги А.Л. Монгайта «Рязанская земля» (М.,1961г) и Л.В. Алексеева «Полоцкая земля» (М.,1966г) и «Смоленская земля в IX-XIII вв.» (М.,1980г).

В сборнике статей «Древнерусские княжества X-XIII вв.» (М.,1975г) помещены такие работы: А.К. Зайцев – «Черниговское княжество», А.В. Куза – «Новгородская земля», В.В. Седов – «Смоленская земля», П.П. Толочко – «Киевская земля», М.П. Кучера – «Переяславская земля», С.А. Плетнёва – «Половецкая земля».

Надо сказать, что отдельные работы отыскать сейчас трудно, а в Интернете за них требуют большие деньги. Поэтому мы постараемся предложить нашим читателям основные выводы ТАТЬЯНЫ НИКОЛАЕВНЫ Никольской, сделанные в её книге. Что-то она повторит, о чём-то скажет в новом свете…

*
ИССЛЕДОВАТЕЛИ О ВЯТИЧАХ.
 Учёная пишет, что сведения русских летописей о Земле вятичей кратки: «…а Вятко седе с родом своим по Оце, от него же прозвашася Вятичи» А в поздних списках летописей XV-XVIв (Тверском, Ермолинском, Львовском), кроме того, говорится: «Вятичи и до сего дня, еже есть Рязанцы».
 
Происхождение племени, его племенные границы, историческая география Земли вятичей интересовали многих учёных – Д.И. Иловайского, А.Л. Погодина, П.В. Голубовского, Н.П. Барсова, О.М. Середонина, М.К. Любавского.
Как мы уже отметили, племенные границы вятичей впервые наметил Н.П. Барсов на основании данных летописи о борьбе Изяслава Мстиславича с Ольговичами в 40-х годах XIIв.

Не определяя точно северной границы, Н.П. Барсов отмечал, что она приближалась к племенам мери, мордвы, мещеры, а на востоке граница распространялась от Зуши вниз по Оке до Осетра, за которым начинались земли, первоначально занятые мордвой, а в эпоху Русского государства уже колонизованные выходцами из разных концов восточного славянства. Юго-восточная граница вятичей доходила по Сосне до верхнего Дона и Воронежа.
 
Исследователь допускал даже, что вятичи могли расселиться здесь ещё в VII-IХ вв. С такими границами расселения племени соглашались в основном А.А. Шахматов и М.К. Любавский. Последний указывал, что вятичи и северяне граничили по густым дебрям Болдыжа леса, по левому берегу Десны и её притоку Неруссе.
 
Граница между вятичами и смоленскими кривичами шла по дремучим Брынским лесам, находившимся на водоразделе между системами Днепра и Оки. Одно время А.А. Шахматов отодвигал южные поселения вятичей уже в Xв «в бассейн среднего или нижнего течения Дона». В поздней работе он отказался от этой точки зрения.
 
Между прочим, воронежские учёные в настоящее время считают, что тысячу лет назад на их территории жили самые настоящие предки вятичей, которые потом были вынуждены под половецким нажимом уйти на север, видимо, на верхнюю и среднюю Оку.

Некоторые исследователи рассматривали территорию вятичей более широко. Так, А.И. Соболевский считал, что вятичами было заселено Верхнее Поволжье, а Е.Ф. Будде на основании лингвистических данных делал заключение о том, что им принадлежала также и территория бывшей Вятской губернии.

Т.Н. Никольская никак не комментирует сообщение Е.Ф. Будде, которого поддержал и автор книги «Вятичи Орловской губернии» (1907) П.И. Якоби(й). А ведь жители Вятской губернии тоже называют себя …вятичами!

Одни авторы пишут, что это, мол, простое совпадение, другие, а их меньшинство, в том числе и В.Чивилихин, доказывают родство верхнеокских вятичей и вятичей камских. Как бы там ни было, а знать об этом мы должны.
 
Молчание Т.Н. Никольской, видимо, объясняется просто: нет ещё у нас полных археологичеких данных по тем же камским вятичам, чтобы мы могли о них сказать: да, это родственники верхнеокских вятичей! То ли страна слишком большая, и учёные не успевают всё исследовать, то ли нет нужного интереса у наших правителей к своей истории, чтобы каждый год командировать нужное число учёных, желающих исследовать своё прошлое…

Тем не менее, страстные энтузиасты, любители края, такие, как Т.Н. Никольская проделали большой объём работ. Так, археолог А.А. Спицын, изучая курганные древности восточных славян XI-XIII вв., полностью восстановил «...достойную удивления по ширине и определённости картину расселения древнерусских племен, нарисованную Нестором». Он относил появление курганного обряда у вятичей к концу XIв. 

Вопросами расселения вятичей в Рязанской обл. интересовался и В.А. Городцов, считавший, что эта территория была занята ими не ранее IXв.
Изучением вятичских древностей на основе курганных материалов занимался А.В. Арциховский. Его заслугой является введение в научный оборот огромного вещевого материала курганов, тщательная их хронологическая классификация, выделение характерных племенных признаков, а также определение племенной границы вятичей, которая почти полностью совпала с границами, проведёнными Н.П. Барсовым на основании письменных источников.

Лишь в отношении восточной границы были расхождения. А.В. Арциховский, так же, как А.А. Спицын и В.А. Городцов, включал в вятичскую территорию рязанское течение Оки.

(С) В.И. Агошков.


Рецензии