24. В. Агошков. Никольская и Рыбаков о вятичах
Верхнее Поочье.
*НИКОЛЬСКАЯ И РЫБАКОВ О ВЯТИЧАХ.
Т.Н.Никольская писала, что предлагаемая вниманию читателя работа «Земля вятичей» (IX-XIII вв.) посвящена исследованию не одного замкнутого княжества, а широкой территории, расположенной в бассейне Верхней и Средней Оки и р.Москвы, на которой в древности расселился один из самых значительных восточнославянских племенных союзов, принадлежавший вятичам.
«Освоение» этой территории, распространение феодальных «даней и суда», начатые Святославом и Владимиром, стали особенно интенсивными во времена Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого и черниговских Ольговичей.
Рассматриваемая территория была объектом притязания не только киевских и черниговских князей, но также суздальских, смоленских и муромо-рязанских (впоследствии восточная часть Земли вятичей входит в обособившееся Рязанское княжество).
Поскольку вятичи являлись «объектом притязания», то значит, что на их территории все выше названные князья вели войны. Сейчас, конечно, дико читать о том, что рязанцы нападали на москвичей, а суздальские князья – на болховчан.
А за 30 лет до нападения на Рязань монгола Батыя её …сожгли в 1208г родственные по крови славяне…
Однако территориальное деление не мешало всем вятичам «идти в ногу со временем».
Б.А. Рыбаков отмечал, что «эволюционная таблица семилопастных височных колец XII-XIV вв. показывает, что форма этих колец существенно менялась, но менялась на всей «вятичской» территории, т.е. историческая общность населения Оки (и Москвы-реки.-Т.Н.) продолжала существовать, несмотря на раздробление рассматриваемой нами территории между десятком феодальных княжеств».
Иными словами, сами вятичи не чувствовали того, что они «раздроблены, находятся в составе другой территории», а продолжали жить так, как и жили до этого, сообщаясь между собой. Если и были «замкнуты» вятичи, то от внешнего мира, а внутри племени никаких замков не существовало. Как и ранее, подчинение другим территориям носило формальный характер.
Если и делили вятичей князья, то больше – на бумаге; сами же вятичи такого деления не признавали. Да и как его было признать, если сами князья не знали о том, удержат ли они завтра тот или иной вятичский город! Поэтому во время междоусобных войн наши предки мудро говорили властителям, приходившим к ним с мечом: «Все вы – наши государи и нам равны, кто нами владеет, тому мы верны и покорны».
Обратим внимание на слова: «Все вы наши государи…», а также на то, что «князья-государи», им, вятичам, «равны». А коль равны, то тем, кто «нами владеет», «мы верны и покорны». А на самом деле, верны, прежде всего, себе и никому не покорны, что показала долгая и упорная борьба вятичей с тем же Киевом.
И прав Б.А. Рыбаков в том, что сложная политическая обстановка на данной территории, тяжёлая, изнурительная борьба княжеских династий не помешали развитию здесь самобытной, целостной материальной и духовной культуры народа, наряду с другими факторами создавшей предпосылки для образования Московского государства.
В советское время мы любовно-трепетно изучали киевских князей и их действия. Дело дошло до того, что многие родители называли своих детей Игорями и Олегами. В этом ничего плохого не было, если бы мы также гордились своими «дикими» предками – вятичами, северянами и радимичами.
*
ГОРДИТЬСЯ СВОИМИ ПРЕДКАМИ!
Да и все ли знают и сейчас мудрые слова Т.Н. Никольской о том, что «на многих сельских поселениях» Земли Вятичей «вырастали и развивались княжеские или боярские феодальные усадьбы и города, которые с полным правом заняли свое место не только на карте «Русской земли», но и внесли свой вклад в тот золотой фонд, который оставила нам могучая и блестящая культура средневековой Руси».
Золотой фонд, могучая и блестящая культура средневековой Руси – это, кажется, не про нас! Ведь мы же изучали восстания, читали про дикие оргии царей, и мало говорили о величии русского человека. В самом деле, взять хотя бы полностью вскрытый детинец древнерусского городка у д.Слободки Шаблыкинского района Орловской области, с его мощными укреплениями, башнями, многочисленными жилищами, мастерскими ремесленников, усадьбой феодала и кладом серебряных украшений, изготовленных в технике черни;
раскопки детинца ещё одного летописного города – Серенска, с его многими тысячами изделий ремесленников, предметов быта, вооружения и украшений; исследования других укреплённых поселений.
Всё это позволило, пишет Т.Н. Никольская, воссоздать яркую картину жизни древних обитателей бассейна Верхней Оки – потомков летописных вятичей накануне монгольского нашествия.
Рассматривая остатки жилищ, ремесленных мастерских и производственных сооружений (кузницы, домницы, керамические мастерские и т.п.), инструменты ремесленников и многочисленные предметы их труда (в том числе более 50 великолепных литейных форм, среди которых есть формочки с надписями, бронзовые матрицы и более 8 тыс. обломков стеклянных браслетов), учёная показала, что и в этом, удалённом от Киева, уголке Древней Руси – «лесной» Земле вятичей – развивалось ремесло, появлялись местные квалифицированные мастера, – создавались предпосылки для возникновения развитых городов – центров ремесла и торговли.
Татьяна Николаевна спорила не только с киевским летописцем Нестором и с официальной брежневской Москвой, но и с теми «несторами», выходцами из «европейских вотчин», которые утверждали, что советская история начинается с октября 1917 года.
А всё, что было раньше, это «тьма непроглядная, дикость и запустение». А если и было светлое пятно – так это Киевская Русь.
Правда, о том, что Киев накануне монголо-татарского нашествия уже не определял развитие хода истории, как-то не сообщали. Князья вели междоусобные войны, жгли друг друга, брали в плен, убивали...
(С) В.И. Агошков.
Свидетельство о публикации №213070901903
Алина Черникова 17.03.2014 18:26 Заявить о нарушении