глава 3

Сотни лет мы шли навстречу вьюгам
С юга вдаль — на Северовосток.
Максимилиян Волошин



Как-то раз младший сын скифского царя Таргитая Колоксай пришёл к отцу за советом:

- Скажи мне, отец, что должен я сделать, чтобы научиться управлять народом так же, как ты?

- Главное, что полагается царю, - ответил Таргитай, - это знать свою страну и свой народ. Поэтому иди, сын, к людям, и говори с ними.

Колоксай так и сделал. Сначала он пошёл к берегу Меотского моря, где жили рыбаки, чтобы спросить их о жизни.

- Тяжела рыбацкая жизнь, - ответили ему рыбаки, - каждое утро мы должны садиться в лодку и грести, ставить сети и ловить рыбу. А налетит буря – пропал рыбак.

Задумался Колоксай, но ничего говорить не стал, а пошёл от моря к возвышенности, где жили виноградари, чтобы и их спросить о жизни.

- Тяжела жизнь виноградаря, - ответили ему те, - всю жизнь мы отдаём кропотливому труду, растим и собираем виноград, делаем вино. А ударят зимой морозы – пропал виноградарь.
Снова задумался Колоксай, но опять ничего говорить не стал, а пошёл дальше в степь, где жили хлеборобы, чтобы и их расспросить о жизни.

- Тяжела жизнь землепашца, - отвечали ему хлеборобы, - каждую весну мы должны пахать и сеять, каждое лето – пропалывать, каждую осень мы жнём злаки, а затем перемалываем их в муку. А случится засуха – пропал хлебороб.

Ничего не сказал Колоксай и на это, а вернулся к отцу, чтобы поведать ему о жизни народа.
- Да, сын мой, - ответил ему отец, - всё так. Жизнь человека коротка, и проводить её человек вынужден в тяжком труде.

- Но можно ли что-то исправить? Можно ли освободить человека от тяжёлого труда, и сделать его неуязвимым перед силами природы?

- Если и можно, то ни я, ни ты этого не знаем, - отвечал царь Таргитай, - но говорят, что где-то есть город мудрецов Гелон. Может быть, его жители знают, как освободить человека от тяжёлого труда, и сделать его неуязвимым перед силами природы? Только, где находится этот город, я тоже не знаю.

И тогда Колоксай решил искать город Гелон. Он сел на коня и поскакал по степи. Три дня скакал Колоксай на северо-восток, пока не встретил двух туров.

- Не слышали ли вы о городе Гелоне? - спросил он их.

- Нет, не слышали, - отвечали ему туры, - но скачи на северо-восток, туда, где живут единороги. Может быть, они знают?

Поскакал Колоксай на северо-восток. Шесть дней скакал, пока не встретил двух единорогов.
- Не слышали ли вы о городе Гелоне? – спросил он их.

- Слышали, - ответили ему единороги.

- Где же мне найти этот город?

- Этого мы не знаем. Но скачи на северо-восток, туда, где живут мамонты. Может быть, они знают?

Поскакал Колоксай дальше на северо-восток. Девять дней скакал, пока не встретил двух мамонтов.

- Не слышали ли вы о городе Гелоне? – спросил он их.

- Слышали, - отвечали мамонты.

- Где мне найти этот город?

- Скачи на северо-восток, пока не увидишь белый город с золотыми крышами. Это и будет Гелон.

И поскакал Колоксай дальше на северо-восток. Двенадцать дней скакал, пока не увидел большой белый город с золотыми крышами. Это и был Гелон.

- Здравствуй, пришелец, - сказали ему жители города, - если ты – хороший человек, то будем рады тебе, как своему. Можешь, оставаться и жить с нами, можешь просто погостить, и если уедешь, то мы тоже не обидимся.

И заметил Колоксай, что женщины города красивы, а мужчины – крепки, и что те и другие полны здоровья, и лица их сияют радостью. Остался Колоксай в Гелоне, чтобы лучше понять жизнь горожан.

Оказалось, что женщины Гелона занимаются танцами и прочими изящными искусствами, а мужчины сильны в гимнастике, верховой езде и борьбе. А так же все жители города увлекаются астрономией и другими науками.

- Но кто тогда у вас работает? – удивился Колоксай.

- В Гелоне никто не работает, и все счастливы, - отвечали ему горожане.

- Но как такое может быть? – продолжал изумляться Колоксай, - ведь кто-то должен ловить для вас рыбу, растить виноград, молоть муку и печь хлеб?

Тогда жители Гелона отвели его к большому, прекрасному дворцу, и сказали:

- Здесь мы производим будущее. Раньше мы, как и все другие народы ловили рыбу, растили виноград, мололи муку и пекли хлеб. Но теперь мы научились создавать будущее, и рыба сама плывёт нам в сети, которые сами ставятся в море, виноград сам растёт, сам собирается и сам превращается в вино, хлеб сам растёт и сам перемалывается в муку, из которой сами выпекаются булки.

Не поверил Колоксай, и решил войти во дворец, где создавалось будущее. Он ходил по большим светлым комнатам, где в золотых чашах варилась сурана, из которой делали будущее. И когда он сам всё увидел своими глазами, то поверил, и решил взять одну из золотых чаш с сураной. Но как только он взял в свои руки чашу, перед ним возникло чудовище высотой в девяносто локтей и шириной в шестьдесят локтей.

- Зачем ты взял мою золотую чашу, в которой я варю сурану? – заревело на него чудовище.

- Прости меня, о, чудовище! – ответил Колоксай, - я только хотел помочь моему народу. Мой народ проводит свою короткую жизнь в тяжком труде, и не знает ни наук, ни изящных искусств. Я хотел взять только одну чашу, чтобы варить в ней сурану, и создавать будущее для своего народа.

- Ты – глупец! – засмеялось чудовище, - народу Гелона потребовались тысячи лет упорного труда, прежде чем его люди научились варить в золотых чашах сурану, и производить из неё будущее. А ты хочешь всего и сразу. Но ты – храбрый человек, поэтому я разрешаю тебе взять одну из моих чаш, и отнести её к себе домой. Может быть, через тысячу лет и твой народ станет таким же мудрым, как народ Гелона, и тогда вы будете варить в этой чаше сурану, и производить из неё будущее.


Рецензии