Красота и мир

                «Красивое должно быть съедобным»
                - Сальвадор Дали

                «Красиво оформленное блюдо – пища
                сначала для глаз и для души. Да только
                желудок постоянно вмешивается»
                - Петр Скорук
   

     Есть очень важные слова о пресловутом спасении мира красотой в «Братьях Карамазовых». Митя Карамазов чуть ли не кричит: «Красота — это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, и определить нельзя потому, что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут. Иной высший даже сердцем человек и с умом высоким начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы. Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме ли красота?.. Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».

     «Красота спасет мир!» – не более чем избитый трюизм, несбывшееся мечтание; никогда красота еще никого и ничем не спасала. Гениальный психолог и реалист Достоевский выдумал эту формулу в параноидальном бреду, куда он довольно часто впадал; жизнь его была безумна и страшна, личность его не изобиловала положительными характеристиками, многим  его лично знавшим он казался монстром. Но так и должно быть: монстр вожделеет то, чем не обладает – красоту. Ну, зачем же молодому желать молодости, мудрому – мудрости?

     Большинство стремится к тому, чем не обладает. Вот Достоевский
и вожделел красоту, которая  спасла бы мир и его самого. Вожделел,
но не обладал.
     Спасёт мир от чего? И «что есть красота»? Были проведены исследования – коровкам ставили вторую часть фа-мажорного фортепианного концерта Моцарта, они её слушали до одури. Удои при этом сильно повышались. Толковали о гениальном воздействии «красоты». Однако звуковые частоты есть величины, измеряемые числами. Молоко – тоже числами (вёдрами). Конечный смысловой результат – больше еды для телят – рыночная прибыль для человеков. Это и есть спасение мира?!
     У Ивана Ефремова в «Лезвии бритвы», (Ефремов-медик!), очень четко показано, что красота – это то, что рационально. Что помогало человеку выжить, как виду: длинные крепкие ноги – догнать или убежать, густые ресницы лучше защитят глаза  и т.п. А внутренняя красота, видимо, притягивала лучших, давала отдых измученной душе. Многие пытались вывести формулу бесспорной красоты, (есть же золотое сечение!), но наиболее ИНТЕРЕСНЫМИ признаются не те, (скажем, лица), что ему соответствуют, а с некоторым отклонением.
     И действительно, иногда цепляет именно этот диссонанс на фоне ровной и явной красоты.
     Что такое гармония? Это соотношение компонентов, которое можно выразить числами. Красота – понятие, выражаемое символами? Тогда уж математика спасёт мир.

     Об алгебре и гармонии. Какая странная вещь: знания. Противопоставление алгебры и гармонии придумали позитивисты еще в 19 веке. А. Пушкин употребил в пьесе о Моцарте и Сальере. («Звуки
 умертвив, музыку я разъял, как труп. Поверил я алгеброй гармонию»). С тех пор точка зрения давно уже сместилась. Причем, совершенно в иную плоскость. А в обиходе их все еще противопоставляют: гармонию и алгебру! Хотя почти 200 лет прошло! Вот она – сила искусства! 
     Мир, конечно, губит красоту. Но красивые мифы – это то, чем живет, на что уповает и ориентируется этот мир!
     А мне кажется,  что  красота внутренняя, без внешней – неполноценна сама по себе. Гармоничными мне видятся люди, которые внутренне соответствуют тому, что они являют собой внешне. И это не просто слова! Люди, которые красивы, и при этом добры, образованны и умеют совершать красивые поступки, вызывают только восхищение.
     Точнее, восхищенное недоверие. Но это уже совсем другая история.






(с использованием Сети)


Рецензии