В подземельях Гефсиманского Черниговского скита

В 80-е и начале 90-х годов прошлого века, когда я жил на Ферме, каждое утро я шел на
остановку автобуса, идущего со Смены. И каждый раз дорога вела меня мимо
полуразрушенных стен Черниговского монастыря. Год от года они ветшали все больше и
больше, и вот однажды с колокольни упала ее позолоченная маковка. Упала она прямо
перед входом и, пробив ступени, обнажила полуразрушенные своды какого-то подвала.
Было безумно жалко, что постепенно разрушается забытая равнодушным советским
строем старинная красота, доставшаяся нам от предков…
Но вот однажды рано утром я увидел на стене человека в монашеской рясе. Он
бесстрашно сидел на самой верхотуре и что-то мастерил. Вечером он тоже был на
стене. И так я его видел каждый день, когда шел на службу и когда возвращался с нее
поздним вечером. Как муравей он неустанно трудился, постепенно приводя в порядок
разрушенную кирпичную кладку…

Вернувшись на Ферму после почти 18 лет отсутствия, я был поражен. Черниговский
скит возродился во всем своем прежнем великолепии! А, может быть, благодаря тем
людям, которые в нем обитают и трудятся, стал даже еще прекраснее!

Дмитрий Холодов

Первые свои знания о Гефсиманском Черниговском ските я почерпнул тогда же, в начале
90-х годов, из интереснейшей статьи в «Московском комсомольце». Написал ее
журналист Дмитрий Холодов, родившийся в Загорске и живший где-то на Каляевке,
поблизости от скита. Именно из его статьи, которую я вырезал из газеты и долго хранил в
своем архиве, я впервые узнал о заваленных пещерах Черниговского скита и о каких-то
таинственных подземных ходах, ведущих, по слухам, то ли в Хотьковский женский
монастырь, то ли в Троице-Сергиевскую лавру, а то ли в секретную воинскую часть,
расположенную тут же неподалеку, за Скитскими прудами…
Мысль узнать по подробней об истории Черниговского скита не покидала меня долгие
годы, и вот, наконец, удобный случай представился…

Получив благословение настоятеля Гефсиманского Черниговского скита архимандрита
Дамиана на посещение пещерного отделения скита, мы встретились с молодым диаконом
Евгением, который взялся рассказать нам и показать все, что только было возможно.
Экскурсия наша длилась более трех часов. Она превзошла все наши ожидания. Но обо
всем по порядку.

История скита

Из рассказа о. Евгения. История Гефсиманского Черниговского скита при Свято-
Троицкой Сергиевой лавре начинается с середины XIX века. Скит был основан в 1844
году по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова)
и наместника Лавры архимандрита Антония (Медведева). Центральный собор монастыря
освящён в честь Черниговской иконы Божией Матери, прославившейся
многочисленными чудесами исцеления и помощи страждущим. Монастырь расположен в
3,5 километрах от Лавры в местечке Корбуха. Это гористое место, очень живописное,
окружённое густым лесом.
В 1847 году при этой обители поселился юродивый Филипп, который и основал при
ските пещерное отделение, наподобие пещер Киево-Печерской Лавры.
Духовная жизнь монастыря, а, значит, и его история, тесно связана со служением старца
Варнавы, мощи которого находятся в центральном соборе скита. Современники называли
преподобного Варнаву старцем-утешителем. Ежедневно он принимал до тысячи
паломников и каждому подавал душеспасительный совет и утешение. К старцу
приезжали такие известные люди, как преподобный Серафим Вырицкий, философ
Константин Леонтьев (1831-1891), писатель Иван Шмелёв (1873-1950). Пожалуй, самым
значительным событием в истории монастыря стал приезд в 1905 году к старцу Варнаве
последнего русского царя Николая II и его семьи. Именно старец Варнава предсказал
царской семье мученическую кончину…

Леонтьев и Розанов

Если рассматривать храм Черниговской иконы Божией Матери, то видишь, насколько он
великолепен. И невольно приходит в голову мысль, что те, кто его недавно
реставрировал, кто восстанавливал его из руин, возможно, не уступают в мастерстве тем
старым мастерам, которые проектировали такое прекрасное и гармоничное сооружение, и
тем, кто его сооружал. Значит, мастера, достойные великого наследия, есть и сегодня.
Внутреннее убранство храма не менее великолепно. О. Евгений обратил наше внимание
на сохранившиеся фрагменты росписи XIX века, а также на изображение посещения
Николая II  и его семьи старца Варнавы.

Справа от храма, если смотреть на него со стороны главного входа в скит, мимо
многочисленных клумб с розами, идет тропинка к месту захоронения двух великих
русских мыслителей и писателей – Константина Леонтьева и Василия Розанова (1856-
1919).
Могилы скромные, над каждой возвышается деревянный православный крест, а под ним
небольшая плита с кратким описанием, кто здесь покоится. Могилы скромные, но одна
мысль, что под ними лежит прах выдающихся людей, духовных лидеров российской
интеллигенции, вызывает священный трепет. Думаю, все, кто живет в Сергиевом Посаде
и считает себя патриотом своей страны, просто ОБЯЗАНЫ, хотя бы однажды, прийти
сюда и отдать дань уважения людям, без которых немыслима и современная Россия…

Пещерное отделение скита

И вот мы, следуя за о. Евгением, спускаемся по одному из трех входов в знаменитые
подземелья, находящиеся прямо под Черниговским храмом. Удобная лестница ведет
вглубь - на 7 метров ниже уровня земли. Здесь расположены два подземных храма и
запутанная сеть подземных переходов и келий, в которых когда-то жили и молились
монахи.

Из рассказа о. Евгения. Пещерное отделение скита основал юродивый Филипп в 1847
году. Около Филиппа собирались монахи, ищущие безмолвия и уединения. Кто-то
уходил в пещеры на месяц, кто-то на два, а кто-то и на несколько лет. Пещеры в XIX веке
не имели ни отопления, ни света. Монахи согревались только собственным дыханием, а
источником света были свечи. Главной целью уходящих в пещеры монахов было
уединённое моление, максимальное отрешение от внешнего суетного мира.
Сейчас во вновь восстановленных и заново расписанных пещерных храмах обители
еженедельно совершаются службы: по понедельникам – в храме Архистратига Божия
Михаила, а во вторник – в храме преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских…

Все подземные ходы и коридоры ведут по кругу под основанием «верхнего»
Черниговского храма, твердо стоящего на прочном фундаменте из железных рельсов XIX
века. И только один проход ведет под заливом Скитских прудов к упомянутой выше
воинской части, но он, естественно, давно замурован, а, может быть, даже и обрушен - в
целях безопасности секретного ведомства. Никаких подземных ходов, ведущих еще куда-
то во вне стен скита нами, так сказать, не «обнаружено»…
Кельи, которые нам показал о. Евгений, довольно тесные, напоминающие собой
тюремный карцер. Кстати, именно по такому назначению они и использовались позже, в
годы сталинского террора. Смысл уединенной жизни в них современному человеку
представляется, я бы сказал, не совсем понятным и оправданным. Я сам, самонадеянно
поставив себя на место подземных мучеников (раз уж им хотелось уединения), лично
выбрал бы для себя вместо мрачных подземелий - замечательные безлюдные берега озера
Селигер, где, кстати, среди великолепных сосновых лесов был построен монастырь
Нилова Пустынь, или уж послужил бы Родине в битве с ворогом, как это сделали
замечательные бойцы Пересвет и Ослябя. Но это я так, размышляя с вершины нынешнего
политизированного времени. К тому же тогда бы мы не имели возможности посетить эти
замечательные таинственные пещеры…
На всякий случай я осторожно спросил о. Евгения, а осталось ли в современных
ТРАДИЦИЯХ церкви такое подземное уединение от мира. Он ответил, что, пожалуй,
нет. И это меня успокоило…

Неожиданно тоннель закончился огромной пещерой, обложенной кирпичом. Здесь, на
глубине 12 метров под землей, прямо под храмом, бьет целебный источник. Из трех
кранов сразу льется замечательного вкуса вода с ионами серебра (само собой, разительно
отличающаяся по вкусу и полезности от ржавой водопроводной воды в поселке Лоза,
которую никто не пьет из страха не дожить до перевыборов местной власти).
Как рассказал наш замечательный гид, он лично пил эту воду с добавлением меда,
натощак, и вылечил две язвы в желудке (да простит он мне упоминание таких интимных
подробностей). Рассказывая все это, о. Евгений налил нам с собой по бутылочке
целительной воды, на каждой из которых была наклеена бирка с надписью «Вода
пещерного источника. Гефсиманский Черниговский скит. Свято-Троицкая Сергиева
Лавра». Знак неоспоримого качества. Написав эти строки, я налил себе полстаканчика (из
экономии) этой самой воды и отпил. Вкус наизамечательнейший!

Выйдя после нескольких часов блуждания по замечательным скитским пещерам, многие
из которых отреставрированы, расписаны современными иконописцами и выглядят
вполне комфортно для современных посетителей, мы с облегчением уселись на солнышке
возле уютной монастырской трапезной, где продают несколько видов монастырского
кваса и потрясающего вкуса пирожки с ягодой и рыбой. Все местного изготовления.

Киновия

Немного отдохнув, мы пошли мимо еще одного колодца по дороге на Каляевку. Здесь
идет восстановление Боголюбской Киновии, которое началось в 2011 году. Как рассказал
наш провожатый, сейчас уже сделано немало. Установлены купол и крест на
двухэтажном храме с престолом во имя святых жен Матроны и Капитолины - в нижнем
этаже (освящён в 1859 году) и с престолом в честь Боголюбской иконы Божией Матери -
в верхнем этаже (освящён в 1861 году). Именно в нижней церкви был погребён создатель
пещер и основатель Боголюбской Киновии схимонах Филипп (ныне его честные останки
находятся в Иверской часовне пещерного отделения скита). Кстати, данная обитель и
была устроена  для погребения лаврской братии.
1 июля 2013 года в нижнем храме была совершена первая литургия, которую возглавил
сам наместник Троице-Сергиевой Лавры архиепископ  Феогност.

О парке на Скитских прудах

Напоследок я спросил о. Евгения об отношении монастыря к планам создания на берегах
Скитских прудов городского парка. Вот что он ответил.
Разговоры о перспективе создания парка отдыха неподалёку от скита начались не так
давно. Но за этот короткий период уже высказывались различные мнения по этому
поводу. Каким будет этот парк (и будет ли вообще), до сих пор неизвестно. Но одно
можно сказать с уверенностью: это должен быть тихий, уютный парк, без громко
звучащей музыки, без развлекательных молодёжных мероприятий. Соседство такого
парка с монастырём неуместно.
Думается, что самым подходящим решением станет создание классического парка-сквера,
в котором можно будет погулять как молодым людям, семьям с детьми, так и людям
преклонного возраста. Хотелось бы, чтоб в этом парке были хорошие благоустроенные
детские площадки, скамеечки, фонтаны. А главное - парк должен быть чистым,
благоустроенным и безопасным…

На том мы поблагодарили о. Евгения  и расстались, договорившись через некоторое
время встретиться еще раз. Ведь сил подняться еще и на колокольню монастыря - по такой
жаре, которая стояла в начале июля, у нас не хватило…

Врезка внизу:

Благодарим настоятеля Гефсиманского Черниговского скита архимандрита Дамиана
и диакона Евгения за предоставленную возможность ознакомиться с архитектурой и
историей монастыря.


Рецензии