Царственные страстотерпцы
Это разногласие сегодня, после многолетней борьбы за канонизацию семьи в РПЦ и ее завершения в 2000 году, ушло вглубь - в многочисленность и борьбу иконографических образов царственных мучеников.
Разобравшись в этих разногласиях, можно найти, как мне кажется, ключ к разгадке спорных, с точки зрения специалистов, образов и к невозможности прийти к единому.
Страстотерпцы – те, кто принял мученическую кончину не за веру, как, например, мученики первых веков, которых язычники распинали, казнили и заставляли отрекаться от христианства, а за непротивление злу насилием, за добровольное терпение страстей и мучений от единоверцев. Этот подвиг в древней Руси почитался равным подвигу подражания Христу. Его вольным страстям, добровольной смерти и жертвенности.
В церкви канонизация в этом лике считается низшей, в основном такой чести удостаиваются миряне, что само по себе достаточное редкое явление, хотя именно с этого чина на Руси вообще начинается прославление и почитание святых (XI век). Главным почитателем святых страстотерпцев и их подвига непротивления является народ, он считает его высшим подвигом.
Самый яркий пример - Борис и Глеб, первые на Руси канонизированные в лике святых вообще и, в частности, в лике святых страстотерпцев. «Сказание» о братьях неизвестного автора рассказывает, как Борис узнает о том, что его хочет убить брат, но он принимает решение не сопротивляться смерти, несмотря на уговоры своей дружины.
Тому же примеру следует и младший брат Бориса - Глеб. В «Сказании» смертный подвиг братьев лишен всякого героизма, наоборот, в нем подчеркивается их человеческая слабость, горький плач перед смертью, нежелание умирать.
Во всех русских сказаниях о страстотерпцах акцент делается не на политической деятельности святых, и не на их жизни, а на исполнении ими христианской заповеди любви и подражания Господу. Даже если некоторые из них в жизни были слабыми и неудачниками, народ почитает их, оценивая намерения и жертвенность их смерти.
Этой христианской идеи не было в Византии, которая канонизировала царей за их заслуги перед православием. Она родилась только на Руси, из любви и милосердия. Русский народ почитает непротивление как высший человеческий подвиг, непротивленцы-страстотерпцы становятся во главу всех русских святых, поскольку их вольное мучение и добровольная смерть - полное исполнение евангельского смирения, любви и кротости.
Греческая церковь, поставлявшая на Руси в XI веке митрополитов из числа своих представителей, очень сильно и долго сопротивлялась канонизации. Но глубокое почитание святых русским народом, сломило их долгое сопротивление и каноническое сомнение. Подобное же повторилось спустя десять столетий в истории с канонизацией царской семьи.
История ее канонизации длилась более 70 лет. В 1928 году царская семья причислена к лику святых мучеников Катакомбной церковью*. В 1934 году убиенных в том же лике канонизировала Сербская Православная Церковь.
В 1981 году Русская Церковь За рубежом (РПЦЗ) прославила их как святых мучеников, причислив к ним и четырех слуг, расстрелянных в ту же ночь. Дольше всех не могла определиться с канонизацией царственной семьи и с ликом их прославления Московская Патриархия.
Перед собором 2000 года, когда должен был окончательно решиться вопрос с их канонизацией, было написано две иконы новомучеников российских: с царственными мучениками в центре и без них.
Правда, закончена была только первая. Наконец, после долгого изучения и исследования материалов специальной синодальной комиссией царская семья 20 августа 2000 года года Собором РПЦ причислена к лику святых страстотерпцев.
При этом слуги семьи, расстрелянные вместе с семьей, не были канонизированы Московской патриархией, в отличие от РПЦ(З).
В силу того, что канонизация шла очень сложно и долго, в том числе и по политическим мотивам, в разных церквях царская семья канонизировалась в разных ликах (как мученики, как страстотерпцы, как мученики и страстотерпцы). Разное отношение к ним в церкви и народе нашло отражение в многочисленных иконографических образах.
Существует уже около сотни различных образов, отражающих видение тем или иным иконописцем подвига царской семьи. Первые иконы с их образами были написаны за рубежом и уже оттуда пришли в Россию.
Потом стали появляться иконы царственных страстотерпцев, писанные российскими иконописцами. Мы посмотрим только два образа из этого множества, которые интересны как варианты смысловых акцентов, выраженных в сюжетном изображении страстотерпцев и в цветовом решении их духовного образа.
Главным при написании иконы является ее узнаваемость: с первого взгляда должно быть понятно, что за икона перед нами.
Можно назвать три особенности, по которым распознаешь икону царственных страстотерпцев: наличие на иконе всей семьи; наличие креста, как символа их мученичества и победы; обилие красного цвета – цвета пламенной веры, мученичества, царственности и пасхальной радости одновременно.
С этой точки зрения первая икона больше соответствует этим требоаваниям: она проста, узнаваема, лаконична, имеет простые цветовые решения, общепризнаные в иконографии как символы мученичества, чистоты и нетварности.
Многие специалисты отмечают некоторые канонические неточности изображения: например, царь и царевна Татиана держат крест левой рукой, хотя он должен держаться правой. У царицы вообще нет креста. На первом плане – царевич Алексей, а не царь, как глава семейства. Отмечаются и другие неточности.
Но, на мой взгляд, эти неточности компенсируются точной цветовой гаммой, которая является в иконе главной. Вся икона выполнена в основных иконописных цветах: красном, белом и золотом. Сам сюжет при этом отходит на второй план. Икона делает акцент на красном - цвете мученичества, жертвенности и царственности семьи.
В красном выполнены и некоторые элементы одежды, что подчеркивает их личную жертвенность. Красные венцы являются одновременно символом царственности и мученичества.
Такой же силой обладает на иконе Белый цвет, цвет Нетварности и Вечности. Он символизирует святость, праведность и непорочность душ. Белые ризы всех членов царственной семьи сливаются в единый образ, делая всю семью неделимым целым и центром композиции.
Дополняет основные цвета иконы золотой цвет - цвет Божественной благодати. Золото нимбов и золотые ассисты, которыми прорисовывается одежда страстотерпцев, подчеркивает Божественность Вечной жизни, в которой они пребывают.
Зеленый цвет земли утверждает радость жизни, веру в Возрождение России, за которую они пролили кровь. Над всем образом вверху, освящая их, находится образ Богородицы «Державная», обретенная в год отречения царя от престола.
По-другому решен образ на второй иконе. Основа иконы – сюжет, а не цвет. Очень тщательно вырисована каждая фигура, до копирования, например, военных мундиров царя и царевича, санитарных одежд царицы и ее старших дочерей Татианы и Ольги - сестер-милосердия.
Одежда младших сестер – вполне светская, подчеркивающая, что они не несли никакого служения, а находились дома. Этот стиль ближе к католическому письму, так как, приближен к земному, в отличие от первого образа, делающего акцент на символическом.
Царь – центр композиции. Но одежда выписана так, что каждый из членов семьи выглядит отдельно, их единство подчеркивается не целостностью и цветовой гаммой, а группировкой. Мученичество подчеркнуто красной мантией царевича Алексея, единственного, облаченного в этот цвет. Царственность подчеркнута коронами.
Основной фон – золотой и зеленый. Первый указывает на Божественность Вечной жизни, второй – на Возрождение и новую жизнь. Земля на иконе решена в темно-синем небесном цвете, которая отражается на сапогах и в одежде женских фигур. За обилием на иконе деталей и локальных цветов теряется лаконичность образа, так как, они оттягивают на себя много внимания, скрывая основной смысл подвига.
Но это мое личное мнение. Всякий, кто желает познакомиться с иконографией царственных страстотерпцев, может найти их изображения от монархических до маргинальных, и выбрать из них тот, что ближе по духу. Также волен каждый иметь свою интерпретацию образов, потому что каждому он открывается по-своему.
Примечание:
* Катакомбная или истинно-православная церковь (ИПЦ) - это представители русского духовенства и общин, не признающих юрисдикцию Московской патриархии, обвиняя ее в сотрудничестве с коммунистическими властями.
Автор публикуется в блоге (с иллюстрациями и видео)
http://sotvori-sebia-sam.ru/carstvennye-strastoterpcy/
Свидетельство о публикации №213070900557
Но вот в политическом и историческом плане я хотела бы написать. Канонизацию Николая II считаю преступлением. Какой он мученик? Он один из тех, кто напрямую виновен в том, что случилось с нашей страной в начале ХХ века. Его нежелание расстаться с абсолютизмом, его неспособность правильно оценить ситуацию в стане и правильно подобрать министров ввергли страну в революцию, а затем в пучину гражданской войны. Александр II, его дед, кстати также умерший не свой смертью, больше заслуживает канонизации, чем его бездарный, погубивший Россию, внук.
Но это только моё мнение, основанное на исторических фактах.
С уважением, ещё раз спасибо за интересную статью.
Анастасия Гнедовская 09.07.2013 14:07 Заявить о нарушении
Спасибо за Ваш умный комметарий.
Тина Гай 2 11.07.2013 20:30 Заявить о нарушении