Мысли о кинофильме Юрия Кары Мастер и Маргарита

Режиссер: Юрий Кара
Продюсер: Владимир Скорый
Автор сценария: Юрий Кара
В главных ролях: Виктор Раков, Анастасия Вертинская, Валентин Гафт, Александр Филиппенко, Владимир Стеклов, Виктор Павлов, Александр Захарова, Михаил Ульянов, Николай Бурляев, Сергей Гармаш, Борислав Брондуков, Виктор Сегачев, Евгений Весник, Михаил Данилов, Лев Дуров, Леонид Куравлев и др.
Композиторы: Альфред Шнитке, Андрей Шнитке
Страна: Россия
Кинокомпания: ТАМП
Жанр: драма, мистика
Год: 1994

Автор просто высказывает свои личные мысли и впечатления, и не стремится обидеть или задеть чьи-то чувства, не навязывает никому своего мнения, не преследует рекламных или антирекламных целей.
Данный текст одобрен Силами Света и Силами Тьмы, а также лично Иешуа и Воландом.

«Мастер и Маргарита»… Кто-то называет это произведение «жизненным путеводителем», кто-то начинает недоуменно хлопать глазами или брезгливо морщиться, прочитав десяток-другой страниц. Но что примечательно, очень мало найдется людей (если вообще найдутся), у которых роман Булгакова вообще не оставил никакого впечатления, которые остались бы равнодушны после ознакомления с данным произведением. А это само по себе уже говорит о многом. Но речь сейчас не о романе и уж тем более не сериале 2005 года, который как раз таки никаких впечатлений после просмотра не оставляет. Речь идет о фильме Юрия Кары, который, по моему мнению является лучшей экранизацией «Мастера и Маргариты», передавая дух, атмосферу и кладезь мудрости, содержащуюся в книге если не на 100%, то уж на 99 – точно. Причем, опять же, думаю не лишним будет уточнить, что, хотя режиссерской версии фильма нет ни в прокате, ни в Интернете в хорошем качестве, говорить я буду именно о ней. Причина проста: кинопрокатная версия, вышедшая на экраны в 2011 году сокращена чуть меньше, чем на полтора часа. Соответственно, некоторых сцен и сюжетных линий нет вообще или они обрезаны, появляются дыры в фильме, как раз из-за вырезанных и обрезанных сцен. В фильме не чувствуется целостности. Но, все же, если смотреть режиссерскую версию в разрешении 320;240 вам не в моготу, посмотрите хотя бы сокращенную, театральную. Не пожалеете.

О сюжете, думаю, говорить не стоит. Мало кто не знает сути романа Михаила Афанасьевича. Скажу лишь, что снят фильм очень близко к книге, передает все ее хорошие стороны и убирает большинство немногочисленных минусов и затянутостей. Расхождения с романом есть, о них можно почитать в Интернете, но, право слово, они не значительны и не заметны, если, конечно не сравнивать каждый кадр фильма со строкой книги.

Актерский состав великолепен! Великолепен! После того, как увидишь Валентина Гафта в образе Воланда или Александра Филиппенко в роли Фагота-Коровьева, уже не сможешь представить на их месте никого другого. Впрочем, в этом фильме все актеры на своем месте и играют замечательно. Я был очень удивлен, когда узнал, что Ивана Бездомного играет молодой Сергей Гармаш. Но играет он здесь отлично. А уж игру Александра Филиппенко забыть просто невозможно. Не нужно никаких высоких технологий, никакого 3D, чтобы почувствовать, что каждая фраза, каждый жест как будто обращены к тебе самому, а не к собеседнику героя. Тебе, а вовсе не Понтию Пилату говорит Иешуа о мире, о любви, об истинной вере. Тебе, а не поэту Бездомному рассказывает Мастер свою историю и историю своего романа. В очень немногих фильмах, особенно современных, встречается такое. Актеры не играют роли, а живут ими, действие на экране захватывает и увлекает тебя. И даже если книга уже прочитана, даже если ты знаешь, что будет дальше, все равно – героям сопереживаешь, волнуешься за них, тебе интересны их истории, их судьбы. Они не куклы и не красивые картинки, они – живые люди. И жизнь их проносится перед глазами зрителя, увлекая за собой, в мрачное величие Ершалаима, под бархатные покровы варьете, на скамейку в Московском парке, где до сих пор раскатом грома звучит голос Воланда: «В белом плаще, с кровавым подбоем…»

Под маской фантасмагории и абсурда, под покровом черной магии свиты Владыки Теней скрывается главное разоблачение не только романа и фильма, но и всего мира – люди все те же, вот только квартирный вопрос испортил их. И всегда любовь, верность, дружба возьмут верх. И нет правды ни в тенях холодной тьмы, ни в слепящем жаре света. Правда в нас самих. Но того, кто это знает не ослепит, но укажет путь свет, не погубит, но даст прохладу и покой тьма. Каждому, в итоге, достанется по его вере и по его делам. И нет нужды винить в своей участи ни дьявола, ни бога.

Можно еще очень многое рассказать об этом фильме, долго хвалить актеров, которые в нем играют. Но лучше просто посмотрите его, если еще этого не сделали и убедитесь в этом сами. Или же убедитесь для себя в обратном… В конце концов – решать вам. Всегда и во всем.


Рецензии