Александр Демёхин - Кофе

Осторожно: ненормативная лексика!

Говорю вам, есть лучшие места, другие миры, где быть человеком – не значит мучиться.
(Харлан Эллисон – Чужое вино)

    Иногда думаешь – зачем нужны все эти фотографии в альбомах, дневники в картонных коробках, которые однажды заталкиваются под кровать или в шкаф. Зачем эти видеоплёнки и диски, содержащие информацию о моментах, когда ты был сиюминутно счастлив. Блокноты и тетради со вложенными и вклеенными чеками, цветочными лепестками и записками, обнаруженными однажды на дверце холодильника, после того, как он или она ушли на работу... или ушли насовсем.
    Их любимая музыка – или же та музыка, которую ты любил, когда любил тех, кто ушёл. Фильмы, книги... Парфюм. Игрушки. Нижнее бельё. Картины. Зачем это всё, когда ты уже позволил себе поставить своё "я" выше слова "мы"?

    Эти люди, которых вы называли "родными", "близкими", "дорогими", "любимыми"... Кем они были для вас на самом деле? Что сломалось, что пошло не так, кто из вас не выдержал и выбрал другую дорогу?
    "Мало ли..." – можете сказать вы. Пожать плечами, сплюнуть или почесать задницу. Действительно, мало ли х**ни вы там насочиняли, только для того, чтобы оторваться от того, кто делает вас уязвимыми...
    Вы были любящими, заботливыми, щедрыми, старательно сглаживали углы, выглядели и соответствовали чему-то там, каким-то канонам. Гнулись под свои собственные представления, какими вы должны быть для того, чтобы быть любимыми этими людьми. Об одном абсолютное большинство из вас не догадалось: о том, чтобы узнать у этого "вашего" человека, что ему на самом деле нужно от вас. Может быть, ничего – просто быть с вами, и всё?..
    Такая малость...
    Может, их устраивало именно то, что вы разговариваете с телевизорами, стрижётесь под "ноль" и ходите пешком?.. Может, им нравились именно ваши разъё***ные кеды и кружка с отбитой ручкой, старый рюкзак и глючная старая мобила?.. С чего вы взяли, что они, пока вас нет, не пьют из этой вашей каличной кружки и не таскают по всему дому джинсы с дыркой в половину жопы?..
    Им могло нравиться в вас – всё, что было в вас, пока вы не стали думать за них. Они могли увлечённо и с азартом давить ваши прыщики и щипать брови, а вы всего этого стеснялись, уверяя себя, что уж им-то, этим людям, не людям даже, а полубогам, эти странные радости несвойственны...
    Да, они, как и вы, не смогли просто сесть рядом и поговорить обо всём этом. Да, они, как и вы, точно так же могут сейчас начать доказывать, что виноваты не они, а вы, потому что...
    Слова даны не для того, чтобы их молчать. Буквы, которые вы можете написать им, если нет сил сказать, тоже не облагаются налогом. Да ладно, это длинная тема, и у каждого найдутся настолько железобетонные аргументы, что каждый, кто захочет разобраться, обязательно расшибёт себе лоб об их нерушимость, ведь они воздвиглись на останках отношений всерьёз и надолго.
    Вы сравниваете. Вы анализируете. Вы бегаете вокруг бочки, причитая, что этот факанный забор никак не закончится. С чем сравниваете? На чём основываются ваши умозаключения? Куда вы все бежите? Или – от чего?..
    Сравните свои погибшие отношения с отношением к выдуманному человеку. Представьте себе, как тяжко это – жить, зная, что все, кроме вас, могут признаться своим любимым в каких-то чувствах, в любой момент услышать родной голос, коснуться кожи, губ, даже узнать, о чём они мечтают.
    Нет запаха волос, нет их секущихся кончиков и первой седины. Нет вкуса губ и морщинок на них. Нет ни фантика, вложенного между страниц легкомысленной книженции, ни отпечатков пальцев на DVD, ни даже липкой ленты, сдёрнутой с гигиенической прокладки и выброшенной в мусорное ведро.
    Нет ни вмятины на подушке, ни складок на простыни там, где они спали.
    Ни следа их присутствия.
    Их нет – но они есть. Каждый день ты мысленно общаешься с ними, укладываешь спать, укрываешь, тихо пиз**шь какие-то глупости, уговариваешь, чтобы не дулись. Так и засыпаешь. И просыпаешься – один, но с ними.
    Это даже не сумасшествие. Эта постоянная раздвоенность, спутанность сознания, пограничное состояние между сном и явью... это желание расчесать душу, до которой не дотянуться. Эта ненависть без адреса – она надавала бы каждому из вас пощёчин, показав, что на самом деле важнее: ваше хреновое настроение или ваши же хорошие отношения. С реальным человеком ты всегда можешь притормозить, закусить губу, закрыться в ванной и там уже двинуть кулаком в стену или сунуть голову под кран, чтобы остыть и не наговорить х**ни тому, кто вполне мог заслужить эту грубость – но так же мог и не услышать ничего из того, что вертится на языке, подталкиваемое к выходу вашим трижды невые***ным самолюбием.
    Эта ненависть без адреса – она безадресна именно потому, что никто не знает толком, кто на самом деле виноват, и виноват ли вообще. Тупая человеческая привычка во всём искать крайнего? Тупая человеческая привычка номер два – свалить вину на другого? Тупая человеческая привычка – доводить всё до крайности? 
    Попробуйте двинуть кулаком стену внутри своей головы. Суньте голову под кран, которого нет. Забейте себе в глотку слова, которые вы не произносили, но которые уже были сказаны там, в этом мире, которого не существует нигде, кроме вашего воображения.
   
    Однажды этот человек, которого никогда не было, перестанет появляться. Ваше подсознание забьёт его в угол и там додавит. По сути, это иллюстрация любых отношений, выдуманных и реальных... но смысл не в этом.
    Однажды этот человек, которого никогда не было, перестанет подавать признаки жизни. И вы никогда не сможете найти его, попросить прощения, помириться, и тем более – вернуть...
    Представьте себе этот кошмар.
    Представили?.. Теперь скажите: почему вы не берегли человека, но с таким трепетом храните каждую связанную с ним безделушку?..
    И неужели вы думаете, что сохранить реальные отношения труднее, чем удержать в воображении образ того, кого вы никогда не встретите?..
    Купите кофемолку вместо бутылки, в которой намеревались утопить своё раздражение, досаду или тоску. Откройте упаковку с кофейными зёрнами. Уходите на кухню каждый раз, когда назревает ссора, крутите ручку кофемолки и повторяйте про себя:
    "Всё перемелется".


Рецензии