Мальчик Витя, ставший легендой

       И вновь наступил май. Ростов-на-Дону готовился отмечать День Победы.  Город украшали флагами и  цветами, а газеты - газеты традиционно  писали о героях Великой Отечественной. После одной из таких публикаций в нашей редакции раздался телефонный звонок. Звонил пожилой мужчина, и в голосе его звучало сильное раздражение:«Вот вы написали о Вите Черевичкине. Да какой он герой?! Мы жили по соседству. Он школу прогуливал, безобразничал!Я сам с ним по улицам шатался — знаю, что говорю».

       Подготовку материалов для рубрики "День Победы" в том году доверили мне, и будь я начинающим корреспондентом, сердце бы у меня сжалось от такого свидетельства очевидца.Но я работала в газете уже не первый год и опыт общения со скандалистами у меня имелся.Несколько вопросов так называемому бывшему соседу Черевичкина – и стало ясно, что мужчина на самом деле не знает о Вите Черевичкине ничего: ни где он учился, ни сколько ему было лет, когда погиб. Долго потом в редакции диву давались: неужели человек позавидовал тому, что песню о Вите сложили? Тому,что он погиб как герой? Чужой смерти, выходит, позавидовал?..   
       
 
        Поразительно, но мальчика по имени Витя Черевичкин после войны знала вся страна. Даже те, кто никогда не бывал в Ростове,хотя бы раз слышали песню «Жил в Ростове Витя Черевичкин». Школьницы не могли удержаться от слёз, слушая песню о мальчишке, которого расстреляли фашисты, увидев у него голубей. Мы понимали: с голубиной почтой Витя передавал сведения нашим о врагах - а значит, был партизанским связным и героем. Особенно трогал щемящий, бередящий душу припев:

              Голуби, мои вы милые,

              Улетайте в облачную высь.

              Голуби, вы сизокрылые,

              В небо голубое унеслись.

      

              Когда-то и я жила в другом городе и пела эту песню  на уроках пения, глотая слёзы, не предполагая, что однажды моя судьба пересечётся с линией жизни семьи Черевичкиных.

      Но вот школа позади, я уехала из своего города поступать в университет в Ростове-на-Дону. Узнав, что в центре Ростова находится детский парк имени Вити Черевичкина, поехала туда. Остановилась  на центральной аллее у бронзового бюста Вити и задумалась. Вдруг слышу:

   
       -Ростовские школьники собирали металлолом и макулатуру, чтобы заработать на установку этого бюста. И заработали! Давно это было, в 60-х годах, - с гордостью поведала мне историю бюста высокая темноволосая женщина, проходившая мимо. Видимо, мой интерес к памятнику был ей приятен. Как оказалось, разговор со мной завела Мария Ивановна Самсонова, которая была первым директором парка имени Вити Черевичкина. Уж она-то  знала о судьбе и жизни Вити всё или почти всё.   
       Витя Черевичкин  был  героем детства и юности Марии Ивановны. Дома у неё хранится множество толстых папок с газетными вырезками о нём, книжечки, изданные в разные годы. Когда ей сказали, что есть решение назначить её на должность  директора парка имени Вити Черевичкина, она поверить не могла такой радости. Для неё это было не просто  удивительным совпадением, но и самым настоящим счастьем.

       Мария Ивановна занялась парком со всем жаром души, ввела в программу культурных мероприятий традицию ежегодно отмечать в парке день памяти Вити Черевичкина. Каждый год 28 ноября его мать, Фёкла Васильевна, обязательно приходила в парк и садилась на стул у  бронзового бюста на центральной аллее. К бюсту подходили делегации школьников, и вручали ей цветы, читали стихи, говорили, что гордятся её сыном. Цветов обычно бывало так много, что она сидела наполовину засыпанная охапками цветов. Утешало ли мать проявление такого уважения и понимание того, что её сын не забыт, что его считают героем миллионы?

       Те, кто видели её в этот момент, говорят, что вряд ли она задумывалась об этом. Сотрудники парка помнят, что встреча с матерью Вити всегда была очень грустной.
 
       - Понимаешь, семья-то была многодетная, жили они очень трудно.До войны у Черевичкиных родилось четверо детей. Старшим был Александр, потом Витя и две дочки - Аня и Галя. Мать работала дворником, отец, Иван Алексеевич, был кузнецом на «Ростсельмаше». Когда старший повзрослел, Витя поступил в ремесленное училище, где ребят кормили и выдавали форму, для родителей это было большим облегчением. Думали, что скоро парни работать начнут, закончатся тяжёлые времена... А тут война. Муж  ушёл на фронт. Саша тоже пошёл воевать, как только ему исполнилось 18, и скоро погиб.  Витю убили фашисты в Ростове, когда ему едва исполнилось 16. Остались две дочери: Ане в год гибели Вити было 11 лет, а Гале и вовсе четыре года.
 
         Мария Ивановна вздыхала: – Да, мы говорим, что наш народ мужественно вынес все испытания Великой Отечественной войны, но не всё материнское сердце может вынести. Вот мать Черевичкиных потеряла двоих сыновей и так и не оправилась от потрясения. Случалось, что несчастная женщина просыпалась среди ночи от чувства неизбывной  тоски и бежала с рыданиями   к памятнику в парке или на могилу к Вите, на которой могла пролежать в слезах до рассвета, пока её не уводили родственники  или соседи. 
      
        Однажды, когда мы гуляли по аллеям любимого ею парка, Мария Ивановна с глубокой печалью сказала мне:

- Знаешь,находятся люди, которые ставят под сомнение то, что Витя выполнял  задание и был связным.Даже пустили слух, будто погиб он случайно.Первая оккупация немцами Ростова ведь недолго была - всего неделю в ноябре 1941-го. Витя будто бы шёл по улице, держал за пазухой голубей. Его остановил немецкий патруль, стал обыскивать и обнаружил птиц. Голубей отобрали и на глазах у Вити стали отрывать им головы. Он попытался возмущаться, кричал, вот в него и  и выстрелили.

      -Но ведь такая трагическая гибель! 
 
      - Да, но стали говорить, что героем его называют незаслуженно. К тому же  звание Героя Советского Союза Вите Черевичкину официально не было присвоено.Нет документальных данных о том, что он выполнял задание,помогал нашим.
 
      Но могли ли существовать какие-то документы? Бои за Ростов были настолько ожесточёнными, что на улицах и на подступах к городу полегли десятки тысяч наших бойцов. До сих пор поисковики находят неопознанные останки и стараются их перезахоронить,установить фамилии погибших. Если сотни и тысячи людей считаются пропавшими без вести, долго ли было бумагам затеряться в тех обстоятельствах?

       Но можно было попробовать вернуться в ноябрь 1941 года, чтобы попытаться прояснить детали гибели Вити.  Ведь его сёстры - Аня и Галя, ныне Анна Ивановна Аксёненко и Галина Ивановна Миронова живут в Ростове. Могло что-то сохраниться в их памяти…  Пойти по следам песни, написанной после войны – в ней тоже имеются крупицы информации.(Кстати, хочу подчеркнуть, что эта песня считается народной. В разное время в Ростове появлялись люди, утверждавшие, что именно они являлись авторами этой песни - но если брать в расчёт примитивизм рифм и прочие литературные недостатки, становится ясно, что песню писал непрофессиональный поэт, которого, скорее всего, тронула за живое история ростовского мальчика. И спасибо ему за это!)

        Словом,я попробовала.
 
        Первые куплеты песни о Вите Черевичкине,  как мы пели её в детстве, звучат так:
 
 Жил в Ростове Витя Черевичкин,
 В школе он отлично успевал
 И в свободный час он как обычно
 Голубей любимых выпускал.
 
                ххх
 Юность, ты пришла с улыбкой ясной.
 О, моя любимая страна!
 Жизнь была счастливой и прекрасной,
 Но внезапно грянула война.

                ххх
 «Дни пройдут, победа – красной птицей,
 Разобьем фашистский черный шквал!
 Снова в школе буду я учиться», -
 Так обычно Витя напевал.
 

        Судя по этим строчкам, автор песни не был лично знаком с Витей. Он считал, что Витя должен учиться в школе (исходя из его возраста, предположительно, в десятилетке) -  но паренёк не стал заканчивать 10 классов, он поступил в ремесленное училище. Даже форму успел получить. На фотографии, где он запечатлён с убитым голубем, он одет в ту самую тёплую куртку, выданную ему в училище.
(Примечание: фотография убитого Вити Черевичкина с голубем в руке обошла весь мир, была представлена  на Нюрнбергском процессе в числе фотодокументов, изобличающих нацизм в совершении преступлений против человечности).      

        Обращусь к воспоминаниям Анны, которой тогда было 11 лет. Даже если её брат был разведчиком, он не мог  поделиться с сестрёнкой своей опасной тайной. Но её воспоминания говорят больше, чем могла понять в те годы сама девочка.
 
        Аня говорит, что брат действительно очень любил голубей, птицы жили в сарайчике в глубине двора.  Жили Черевичкины в доме на 28-й линии. Сейчас там установлена мемориальная доска, сама улица названа именем Вити Черевичкина.  Но какие данные мог передавать подросток нашим?  Во время первой оккупации Ростова немецкий штаб располагался наискосок от дома Черевичкиных.  Возможно, он видел что-то происходящее возле штаба, а,  может быть, существовали  другие связные, которые передавали ему сведения для  пересылки их с голубями.

         Как  же на самом деле погиб Витя Черевчкин? Песня предлагает такую версию:
 
 Но однажды мимо дома Вити
 Шел отряд захватчиков-зверей.
 Офицер вдруг крикнул: «Отберите
 У мальчишки этих голубей!»

              ххх
  Долго Витя им сопротивлялся,
 И зверей фашистов проклинал,
 На полслове голос оборвался,
 И убит был Витя наповал.

       В песне открывается лишь часть того, что произошло на самом деле. Сестра Анна знает подробности.

       - Я хорошо помню тот день 28 ноября, - говорит Анна Ивановна. -  Витя днём вышел из дома и  сказал матери, что пойдёт кормить голубей. Через некоторое время маму как будто что-то толкнуло в сердце, она выглянула в окно и увидела, что Витю с улицы заводит во двор какой-то фашист. Он подвёл его к голубятне и стоял рядом с ним, как будто раздумывая, что делать дальше. Ну а Витя быстро сообразил: он откинул дверцу, и все голуби упорхнули на крышу. Немец очень ругался, потом взял брата и повёл его в штаб. Потом вечером пришла соседка и рассказала нам, что видела, как избитого Витю ведут в сквер имени Фрунзе. Всем было известно, что там расстреливают красноармейцев и мирных жителей.  Мне стало очень страшно, а мама была просто в ужасе.

       На следующий день, 29 ноября 1941 года наши войска вошли в город. Оккупация закончилась, фашистов выбили из Ростова. Тогда мать, взяв 11-летнюю дочь, пошла искать тело сына среди расстрелянных в сквере. Анна рассказывает, что убитых лежало очень много, было жутко на них смотреть, но они всё ходили и ходили, только тела Вити не нашли. Вечером зашёл сосед и рассказал, что    видел убитого Витю в парке, лежавшего с мёртвым голубем в руке. Видимо, держал его за пазухой, хотел выпустить, но не успел.   Мать была без памяти от горя. Соседи, посоветовавшись с детьми, решили, что   мать  не сможет жить, если увидит тело расстрелянного сына.  Поэтому пошли и попросили  командование, чтобы Витю Черевичкина похоронили вместе с убитыми красноармейцами. Тела расстрелянных сначала перенесли в летний кинотеатр, а потом в первые дни декабря  1941 года похоронили в братской могиле в сквере имени Фрунзе…
 

       Долгое время на плитах с фамилиями похороненных не было упоминания о Вите Черевичкине. Родственникам объяснили, что списки фамилий погибших для их увековечения предоставлял военкомат, но Вити в этом списке не могло быть. Ведь ему исполнилось только 16 лет, и в рядах Красной армии он не числился. В 2001 году всё же удалось добиться, чтобы на одной из могильных плит на мемориале «Скорбящая мать» в сквере имени Фрунзе появились его имя и фамилия.

     Но вернёмся всё же к выяснению истины и к песне.  Получается, что самое главное в ней – припев.В припеве настойчиво повторяется  то, о чём всё время думал  Витя и считал самым важным -  чтобы успели улететь голуби.

 Голуби, мои вы милые,
 Улетайте в облачную высь.
 Голуби, вы сизокрылые,
 В небо голубое унеслись.
         
         Причём он старается спасти их ценой собственной жизни. Почему? Думается,  делал он это не просто потому, что хотел досадить фрицам, а потому, что считал очень важным спасти почтовых голубей. Настолько важным, что это было главнее его жизни... Да и фашисты – зачем нужно было вести подростка в штаб, избивать и допрашивать, а потом расстрелять, если голуби не играли серьёзной роли и Витю не подозревали в  связи с разведчиками и партизанами? Значит, подозревали.  Иначе могли не тянуть и расстрелять прямо во дворе  для устрашения населения.
 
         Очень важные моменты сохранила память маленькой девочки  Ани Черевичкиной:
    
— Тогда в детстве я не придавала значения многому. Но позже в памяти стали всплывать разные картины. Эпизод первый. Как известно, голуби всегда возвращаются домой в родную голубятню. Но после того как Витя выпустил голубей, спасая их от фашистов, они улетели и больше не вернулись.
 
         Аня помнит: сначала голуби вылетели из голубятни и уселись  на крыше дома,  потом взмыли в небо и улетели навсегда. Почему они не вернулись в свою голубятню? Объяснение может быть только одно: их родная голубятня находилась в другом месте. Например, за линией фронта в Батайске в расположении наших частей. А раз так, значит, Витя действительно их получил от кого-то, чтобы отправлять сообщения.

        Второй эпизод:
       
—  Сразу же после освобождения Ростова к нам в дверь постучались какие-то военные, наши. Очень уставшие, в грязной одежде, они с порога сказали матери, что уже знают: Витя погиб, и очень сочувствуют нам. Их напоили чаем, нагрели им воды, чтобы они могли вымыться. Но мама тогда была буквально убита горем,  она даже не стала спрашивать их, кто они,  откуда  знают Витю. Им тоже некогда было задерживаться, они передохнули у нас и ушли. Больше никто из них никогда к нам не приходил. Может быть, тоже  погибли?  Повзрослев,  я стала задумываться: откуда чужие люди могли знать о том, что наш брат погиб, как его зовут? Тогда в Ростове были сотни, тысячи расстрелянных фашистами. Кто из воевавших знал,  кого из них как зовут?  Выходит, эти военные действительно знали брата.


        И, наконец, третий эпизод. Тайный договор Ани с братом. Витя просил сестрёнку потихоньку взять у матери нитки и принести ему. Объяснил, что он уже брал у матери нитки несколько раз,а больше она ему не хочет давать.Нитки были большим дефицитом, и мать не могла понять, зачем они нужны сыну. Мама говорила: "Если что-то зашить нужно, пусть даст мне, я сама зашью".

         Сестрёнка тогда обещала брату, что нитки она достанет, и вопросов не задавала. Только спустя годы подумала о том, что нитки могли понадобиться Вите лишь для того, чтобы привязывать записки к лапкам голубей. Ведь брат её в том далёком ноябре 1941 года так ничего и не шил…   

       


Рецензии
Ольга, спасибо за память. В школе мы пели песню о Вите Черевичкине, я тогда не задумывался о его подвиге, просто нравилась песня. И вдруг, спустя столько лет, читаю Ваш рассказ и песня о нем снова звучит во мне. Сейчас модно стало все переворачивать с ног на голову. Вот только те, кто это делает, вряд ли будут защищать свою страну, как те мальчишки.
Творческих Вам успехов.
Приглашаю на свою страницу.

Леонид Патракеев   17.08.2014 20:33     Заявить о нарушении
Спасибо, Леонид, за добрый отзыв.Вы абсолютно правы - ТЕ не смогут защищать, куда уж им... К Вам на страничку обязательно зайду.

Ольга Смысленко   18.08.2014 00:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.