Русский стандарт... Цикл Рассказы юриста

Есть рассказы, в которых описываю громкие дела из своей юридической практики, а есть и завязанные на праве дела, с которыми сталкиваешься повседневно. Они нередко не менее интересны, чем дела первые…



Не так давно мне пришлось в очередной раз переехать в Москву для работ над крупными проектами, и одним из первых вопросов, вставших передо мной, стал вопрос о съеме на несколько лет квартиры. Не полагаясь на агентства, которые могли не только помочь с жильем, но и создать пренеприятнейшие проблемы, я обратился - как многоопытный уже - к друзьям, и те посоветовали снять простаивавшую у метро «Перово» однокомнатную квартирку, хозяйка которой жила в Зеленограде. 

Через несколько дней, созвонившись с нею, я осмотрел помещение. Помещение, потому что квартирой оно, увы, не было. В нем - донельзя разрушенном, без мебели - была такая жуть и грязища, что речи о поселении туда быть, конечно же, не могло. Поняв это, я прошелся к окну, выглянул из него и то, что увидел, поразило: передо мной - с 12 этажа - открылась великолепная панорама утопавшего в зелени Перовского района. Причем зеленое простилалось до горизонта. И все было так красиво, так чисто и спокойно, что захотелось видеть это изо дня в день.

- А сколько хотите за аренду? – спросил я хозяйку.

- 28 тысяч, - ответила та, понимая, что для запущенной квартиры без мебели цена - сумасшедшая…

Я посмотрел еще раз за окно и представил себя, сидящего возле него вечерами…

- А если мы вот как сделаем, - повернулся к ней я. - Вы снижаете плату до 24 тысяч, а я - в счет нее, авансом - отремонтирую, оборудую и отмеблирую все здесь. Вот тогда соглашусь жить тут... А?!

Хозяйка забеспокоилась под свалившимся на нее счастьем и выдохнула.

- 25 тысяч…

Я улыбнулся.

- Согласен. Но... тогда двухлетняя аренда!

Она, как пионер, кивнула. 

- А что Вы хотите сделать здесь?

Я окинул взглядом «помещение».

- Выкрасить все, побелить, наклеить обои, постелить ламинат на пол: смотрите, какой изуродованный паркет. Куплю стиральную машину, холодильник, микроволнушку, мебель на кухню и сюда, - показал я рукой на комнату. – Телевизор нужен. Об элементарном речь, никаких излишеств.

Она принялась прикидывать в уме, выгодно ли все это, и когда поняла выгоду - закивала. На том и расстались, договорившись подсчитать, во что обойдется это все, после чего подписать договор.




- Вы здурели, Тимофеич?! - донесся из телефона голос моего знакомого Игоря Рубцова, когда тот услышал эту новость: он наезжал с Украины в Москву ремонтировать квартиры и офисы. - Она кинет Вас, как пить дать! Такие гро'ши! – в трубке затихло. – И малярка, и все, шо сказали, тысяч в двести станет! И то - мама не горюй! Снимите лучше готовую квартиру!

- Ладно тебе! – успокоил я его. – Скажу лучше, поможешь отремонтировать ее мне и нет? И сколько будет стоить твоя "малярка"? 

Игорь обиделся.

- Не... Опять?! Шо Вы говорите?! Как могу не помочь?! А стоить... Однушка... - он начал считать, проговаривая цифры. – Покраска, побелка, пол, обои... В 65 тысяч обойдутся где-то…

- А материалы? – поинтересовался я.

- Вы конкретно убиваете меня! – обиделся он. - То ж для Вас цены! А не рыночные! Они с материалами уже! 35 тысяч - материалы, 30 тысяч – моя работа…

- Всего? - удивился я.

- Не, Вы - дитя! – возмутился он. – Всего! Бесплатно, считайте, по сегодняшним понятиям! Потому что для Вас! А сунитесь сами куда – архаровцы загнут так цену Вам, что мама опять не горюй! Минимум вдвое переплатите!

Он был хорошим малым. Мы не раз «пересекались» с ним. И по-мужски, в компаниях. И по таким работам: он мне уже ремонтировал офис и две квартиры, которые я по несколько лет снимал, приезжая работать в Москву. Его жена была свояченицей одной из моих бывших коллег, работающей в Штатах, так и познакомились.




А утром следующего дня позвонил телефон.
 
- Анатолий Тимофеевич, - раздался в трубке голос хозяйки квартиры. - Я вот о чем ночью думала... Давайте заменим окно в комнате и оконный блок с балконной дверью на кухне! На современные, пластиковые. Ну, что Вы отремонтируете все, а окна будут старыми, в них дуть будет зимой: сифонят они!

- Нет проблем! - ответил я. – В счет арендной платы заменю все, что хотите. Мне ж два года жить у вас. А куда платить за жилье – ваш вопрос: Вам или «оконной фирме»!

- Да, - ответила она. – И предлагаю нишу в комнатке отгородить дверями-купе. Раздвигаете, заходите в «купе», а там шкафы, полки, зеркало... Представляете?! 

Я поджал плечами, словно она могла видеть.

- Не совсем…

- А приезжайте в Зеленоград! Покажу это у себя – у меня в квартире такие же сделаны...

В Зеленоград? Сколько учился и жил наездами в Москве, никогда не был ни в Мавзолее, ни в Большом театре, ни в наукограде Зеленограде. Этим мог похвастать лишь коренной москвич!

- И ка приехать? – поинтересовался я.

- Да завтра! – обрадовалась она.



На другой день я был у нее...

Зеленоградская квартира - не в пример московской, сдававшейся, видно, гастарбайтерам - оказалась у нее шикарной. Она показала мне «купе», о котором шла речь, спальную, затем белоснежный застекленный балкон и, наконец, бесподобную огромную кухню, где… стоял сервированный на двоих стол… Оказалось, для меня была приготовлена семга и симпатичные закуски…

Я улыбнулся.

– Буду первым в истории арендатором, которого арендодатель накормит до заключения договора! Причем, не просто покормит, а шикарным лососем!

Хозяйка - мы оказались сверстниками - не сводила с меня радостных глаз.

- Салатик вот! Колбаска! Это рулетики! Знаете, как делаю? Беру тонкий лавашик, намазываю майонезом, укладываю на него листья салата, скручиваю и нарезаю роллами… Пробуйте!

Я попробовал: было вкусно!

- Может, выпить?! – спохватилась она.

- Нет, спасибо! Днем не пью! До 19-00 пить, курить, блудить - запрещаю себе! – дурашливо ответил я, подчеркивая, на всякий случай, последнее...

Она вздохнула, и перевела разговор на Зеленоград, на себя, вдову, на своих внуков.
   
Посидев еще, мы договорились о встрече через несколько дней, чтобы подписать договор. К тому времени стоимость ремонта должна была проясниться.

Но главное было другое - в договоре, который переслал ей накануне. Судя по всему, мои условия были приняты, в том числе и основное - штрафные санкции: если после ремонта она захочет расторгнуть в течение 2 лет договор, то уплатит неустойку в размере «полутора стоимости ремонта, оборудования и меблировки квартиры». Чтоб хитрости на ум не шли... 




Прошло два дня.

- Анатолий Тимофеевич, - позвонила вдруг она. – Я тут ночью думала... А давайте и в ванной с туалетом все поменяем! Отделаем хорошо!

Ванная?! Одна работа мастеров там могла вылиться в 60-100 тысяч.

- Не проблема, - проговорил, помолчав, я. – Но ремонт с оборудованием и мебелью уже превысил 150 тысяч. Готовы 10 месяцев не получать арендную плату от меня?!

- Конечно! – успокоила она.

- И гарантируете, что смогу там жить два года?

- Естественно! – удивилась она. – Завтра только зайду к юристу, поговорю с ним, и пришлю договор. 

- Договорились! – успокоился я.

- До завтра! – радостно попрощалась и она.



А на следующий день от нее по электронной почте пришел договор, в котором:

      - исчезли слова, что квартира не пригодна для проживания и нуждается в капитальном ремонте (вместо них красовалась фраза, что очень даже пригодна);

      - была убрана неустойка, что делало ремонт абсурдным: хозяйка могла в любой момент расторгнуть со мной договор, уплатив мне лишь стоимость ремонта;

      - было вписано, что она может проверять квартиру в любое время, кроме ночного, а так, как записал я - один раз в месяц…



Я покачал головой...

Это было каким-то дурдомом. Предложил за свой счет сделать конфеткой ее разрушенную квартиру, а она... не врубилась... Послушала "юриста" из тех, которых расплодилось как собак нерезанных... Только идиот мог посоветовать это! Идиот, потому что большинство сегодняшних моих коллег стало юристами не по уму своему, а за деньги, по блату, что можно приравнять к элементарной покупке дипломов! Только единицы юристов умеют сегодня писать договоры, выстраивая их под конкретную, как у меня, ситуацию! Остальные научены воровать тексты с типовых договоров в интернете! А большая часть типовых договоров - по аренде и найму жилья - написана в интернете под гастарбайтеров, которых действительно нужно проверять неожиданными налетами и в 21 час 45 минут вечера, и сразу после подъема – в 6 часов 05 минут утра…

Но это же надо знать!

Это надо уметь!

А как узнаешь и как сумеешь, если туп! Тупость повсюду ведь! В элементарнейшем! Тупость, становящаяся стандартом во всем!

А ведь когда-то мы - до «тестов», «ЕГЭ» и прочей лабуды, когда учились по уму, не за деньги - были самыми образованным и умным народом в мире! В массе своей...   

Я вспомнил, как обзванивал часами строительные и мебельные магазины...

"Дело было вечером, делать было нечего"...

Пройдя на кухню в квартире сына, где остановился пока, я достал из холодильника бутылку «Русского стандарта», плеснул в стакан водки, выпил, после чего, покурив на балконе, вернулся к компьютеру.

Открыв чистый лист, принялся писать ответ хозяйке.

«Уважаемая Мария Ивановна, пробежал глазами Ваш договор и не стал читать дальше. Потому что Вы с юристом развалили предложенную мною идею! Вписали, что «жилое помещение пригодно для проживания"! Проживания кого?! Вы бы там жили?! В разрухе этой! Не жили бы! Но запись есть! О чем она говорит?! О многом! Юрист надоумил Вас выбросить упоминание о разрушенной квартире из договора, чтобы в случае суда со мной... Что будет дальше – не важно... Важно то, что Вы с ним уже страхуетесь на случай суда со мной! И вписываете в текст неправду! Очень важный момент... Очень...

По той же причине убраны и штрафные санкции против Вас, если нарушите обещание и выбросите меня из отремонтированной мною квартиры в течение первых двух лет! А ведь я - не бригада таджиков, ремонтирующих квартиры! Я готов оплатить ремонт вашей квартиры, если буду жить в ней не менее двух лет! Неужели не понятно?! Поэтому и была вписана неустойка! Почему убоялись ее, если не будете выгонять меня?! Это же мертвый штраф! Он не применится к Вам, если Вы не выселите меня! Ан нет... Убоялись его... Значит оставили право выселить! И зачем мне это хитрованство?!

Так - на крайностях - и проверяется договоры! А также - честность, порядочность людей…

А Ваше желание проверять меня ежедневно развеселило! Вам что – мало ежемесячных проверок?! Хотите ежедневных?! Кроме «ночного времени», которое начинается в 22 часа и заканчивается в 6 утра?! То есть... до 6 утра Вы не вправе проверять квартиру, а в 6-05 - я не вправе уже не открыть Вам дверь?! Хоть убейте, не могу понять, зачем Вы нужны мне в 6-05! Лучше приходите в 21-59... 

Извините за резкость, но...

Какой дебил насоветовал Вам это все?! Юрист?! И у него есть такое образование?! А сколько взял он за то, что прогнал от Вас меня и что ваша квартира будет еще не один год выглядеть как выглядит сегодня?!

Где Вы найдете еще дурака, который согласится, как я, вложить 200 тысяч рублей в вашу квартиру?! Ответьте себе хотя бы! Нигде не найдете! Но Вы оставляете за собой, несмотря на это, право выгнать меня из квартиры после ее ремонта! Как это называется?!

Мог бы и не писать это. Но я живу принципами: вижу красивое, доброе - останавливаюсь и говорю виновнику: «Молодец!», «Хороший!», «Красиво!». Вижу обратное – и о нем говорю! Чтоб виновник знал, что все и всё вокруг видят! И что б потом не тешил себя, что совершенен, а все пло'хи!».



Написав это, я отправил письмо хозяйке электронной почтой и вернулся на кухню. Открыв холодильник, достал опять бутылку «Русского стандарта», налил себе снова чуть и выпил.

Вот в чем действительно у нас стандарт мировой, так в водках! И в питие!

Я повертел бутылку в руках. Она, отделанная серебром, была красивой, если не сказать совершенной…

«Русский стандарт» вообще красив...

И хорош собою...



История эта - с пылу, с жару. Поэтому начал снова искать квартиру, обращаясь к друзьям и знакомым. Всех прошу об одном - чтоб хозяева нормальными были


Рецензии
Анатолий, я тоже того же мнения: и ЕГЭ, и ГИА - лабуда! Наверное, поэтому в стране такой непрофессионализм... Ну,а мне точно повезёт с арендой жилья в Будве )))! Берегите себя!

Светлана Охрицкая   24.07.2013 20:41     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.