Упущенное сокровище

Вы видите эскизы Эрнста Неизвестного, подаренные им В.И. Немировскому


Владимир Иванович Немировский подружился с Эрнстом Неизвестным. Он мне рассказывал после одной из поездок в Москву, что они вместе пили водку (две мятущиеся души), и он оставался ночевать у Неизвестного в мастерской. Неизвестный подарил Немировскому наброски каких-то своих работ, которые несколько лет назад были подарены Риммой Алексеевной Немировской, вдовой Владимира Ивановича, Новосибирской Картинной галерее. Вот они на снимках.

Об эпизоде с проектом Эрнста Неизвестного по Академгородку теперь рассказывают легенды.

Например, в газете «Наука в Сибири» за 2002 год № 47 от 6 декабря я прочитал текст, написанный со слов одного из будущих директоров ДК «Академия» Марии Григорьевны Бакакиной (должен заметить, что у неё довольно много и других безапелляционных высказываний о первых годах Академгородка, которые, мягко говоря, не соответствуют действительности. кроме того, её почему-то представляют первым директором ДК "Академии"):

– Говорят,  говорится в статье со слов Бакакиной, - что во время своего выступления [в Доме Культуры «Академия».МК] Эрнст Неизвестный уговаривал руководство Президиума возвысить здание "Академии", превратить его в вертикаль Академгородка...

А вот еще одно ее интервью корреспонденту Анне Шестаковой (http://academ.info/news/552?print=1):

Зато приезжал Эрнст Неизвестный, который нас уверял в том, что в Академгородке, в районе Президиума СО РАН, нужно построить какую-нибудь высотную точку, чтобы она была организующим архитектурным центром. Теперь этих высотных точек много, и городок потерял свое особое очарование.

Даже близко ничего этого не было. Неправду говорит Мария Григорьевна. Неизвестный приезжал к нам в марте 1966 года и действительно выступал в ДК «Академия», представляя нам  (зрителям, собравшимся в зале, а не Президиусу СО АН) «Площадь с Домом Мысли (или Храм науки)» и иллюстрации к Данте. Он выступал также и в кафе-клубе «Под интегралом». Но не в районе Президиума он предлагал построить Храм науки или Дом мысли, а на ул. Ильича, напротив Университета. И не разговаривал Эрнст Неизвестный с Президиумом СО АН ни «во время одного из своих выступлений», ни в другое время. Никто из облачённых властью не захотел с ним встречаться.

Интересный штрих к проекту Эрнста Неизвестного добавил сын Хрущева Сергей Никитич, который говорил с ним о памятнике на могиле отца (http://bibliotekar.ru/polk-22/7.htm), объявившего, в своё время, работы Неизвестного дегенеративным искусством:

– Я впервые попал в мастерскую скульптора. Было, конечно, очень интересно. Познакомившись, Эрнст Иосифович, пригласил нас посмотреть свои работы. Было их очень много, настолько, что сразу охватить, осмыслить невозможно. Середину комнаты занимал макет невероятного по моим понятиям здания: в центре - голова человека и стремительно отходящее от нее крыло с рельефами-символами, лицами людей.

– Это проект "Дома мысли" - центрального здания в Академгородке в Сибири, – пояснил Эрнст Иосифович. – При вашем отце мне долго не давали работать, потом, наконец, разрешили. Проект утвердили в 1964 году, а теперь он опять задвинут далеко.

А вот еще короткий рассказ Эрнста Неизвестного об этом проекте. Этот рассказ записан С.Н. Хрущёвым в тех же Воспоминаниях в главе VI. Памятник (http://www.bibliotekar.ru/polk-22/7.htm ):

Неизвестный: "<…> А к Хрущёву я так и не попал. Звонил Лебедеву [помощник Н.С. Хрущёва. МК], да он все откладывал: то занят, то просто считал - пока не время. Позже он мне помог: видно, и Хрущёву доложил. В 1964 году вдруг дали мне проект Дворца мысли в Академгородке. Но уж не везёт, - так не везёт. Я только развернулся, как твоего отца сняли, и опять всё по нулям".

Так что, проект на самом деле был, – это не легенда. Большой, тщательно проработанный проект НЕВЕРОЯТНОГО ЗДАНИЯ, занимавший середину помещения мастерской скульптора.

Академгородок мог стать обладателем шедевра, созданного руками великого мастера. Увы, не стал.

Где он сейчас этот проект? Сохранился ли? Я не нашел пока-что ни одного изображения: ни проекта, ни его отдельных деталей. Нет и эскиза панно для Дома ученых.

В одном из интервью сам Эрнст Иосифович сказал об этом так:

– Я жил в городке Новосибирской АН (должен был ставить там огромный монумент, подобие “Двери Жизни” – “Площадь Мысли”, но – не дали) [1].

Не знаю я, то ли кто-то ввел Эрнста Неизвестного в заблуждение по поводу утверждения проекта в 1964 году, то ли… Но что я точно знаю, так это то, что проект в Академгородке был келейно отклонен без рассмотрения. И случилось это, вероятно, в 1964 году, а вот до отстранения Хрущева от власти или после, - я не знаю. А к нам он попал через два года – в марте 1966 года.

В газете «За науку в Сибири» [2] о приезде Мастера в Академгородок была помещена короткая заметка под заголовком «Разговор с Художником»:

"Многим знакомо имя видного советского скульптора Эрнста Неизвестного. Это он с группой товарищей решил несколько лет тому назад разработать генеральный план оформления Академгородка. Недавно жители научного центра имели возможность познакомиться с приехавшим в Новосибирск мастером и его творчеством.

Эрнст Неизвестный представил на общественное обсуждение проект монумента «Мысль» и цикл иллюстраций к бессмертному Данте.

Встречи со скульптором состоялись в Доме культуры «Академия» и в клубе СО АН СССР «Под интегралом». Гость учёных ответил на многочисленные вопросы, связанные с философией искусства, развитием современной скульптуры и живописи. Творчество Э. Неизвестного вызвало большой интерес у общественности научного центра". И всё! Только общественность...

Не понимали ни академик Лаврентьев, ни его супруга, баба Вера, его советчица, ни тем более друг их дома архитектор Ладинский, какое сокровище они упустили.

Эрнст Неизвестный – фигура космического масштаба. Самый известный и самый продающийся арт-художник мира Энди Уорхол (работы его были проданы в 2010 г. на сумму более 300 млн. долларов – шестая часть от суммы продаж всего рынка современного искусства) выразился о руководителе партии и правительства СССР Н.С. Хрущёве примерно так:

- Хрущев – средний политик эпохи Эрнста Неизвестного.

Продолжение следует:
1. Эрнст Неизвестный. Шесть монологов. «Новый Журнал» 2007, №249. Журнальный зал. http://magazines.russ.ru/nj/2007/249/ne22.html Монологи записала М. Адамович, Нью-Йорк/
2/ Статья «Разговор с Художником» в газете «За науку в Сибири» №12 от 22 марта 1966 г.


Рецензии