Тренировка памяти

         1.  Проблемы памяти  вообще сложны в изучении, потому школьники им уделяют мало внимания. Здесь представлена авторская гипотеза управления памятью. Она упрощенная, "рабочая", но  позволяет выявить взаимосвязь этого процесса с  практикой профессионального творчества.
         Память – это способность сознания (ума)  сохранять и воспроизводить в себе впечатления и знания от   прежних, бывших ранее наблюдений,  прослушиваний, ощущений, прочтений и размышлений.  Это представление полезно для    практики тренировочных  и иных познавательных действий, но   бесполезное для осознания сути  управления. Для учащихся известны две рекомендации: читай и слушай внимательно, или зубри, чтобы "от зубов отскакивало". При этом второй метод менее эффективный. Но, как видно, управление памятью – задача  явно не из обихода учащихся.

        2.  Управлять памятью   это  чаще воскрешать в сознании  взаимосвязь событий  и впечатлений прошлого в текущей практике профессионального творчества.

        3. Прошлое – это часть жизни, ограниченная настоящим моментом.  В нем были многие события и впечатления и процессы запоминания и воспроизведения. Мозг
обеспечивает связь прошлого с настоящим как условие нормального существования человека. Развитие интеллекта – это для улучшения условий  бытия. Управление памятью  означает ее умышленное  развитие ее использованием.  А главный  метод  интенсификации использования – представление  разуму объекта познания в  привлекательной форме, в  интересной взаимосвязи со зрительными, звуковыми, обонятельными или осязательными ощущениями. Это вызывает заострение внимания и прирост переживаний от удовольствий или огорчений.  При таком понимании проблемы становится ясно, почему, например, зубрежка  трудного текста приводит все же к запоминанию его. Он становится уму интересным ввиду его особой трудности, вызывающей изнурение психики.

       4. Технико-технологические  проявляемые свойства  ума – это  его главные характеристики: количество ума и сила ума.  Носителем ума служит ментальная материя мозга, количество и свойства которой изменяются по мере развития интеллекта в  действиях как тренировках. Количество ума это совокупность ментальной материи, оперативной и долговременной памяти,   которые вместе обеспечивают возможности мышления. А сила ума – это  интегральная характеристика динамики  интеллекта, зависящая от количества ума, его организации  и способности его к самоорганизации  и  к мобилизации в  интересах требуемого действия.   У слабого ума малы развитие и  возможности. В таком уме ментальная материя разреженная как легкое облако, в нем молекул мало, и они слабо сцеплены между собой в ячейках памяти. Потому лишь сильная заинтересованность в объекте познания  позволяет запечатлеть  объект памятью.  Сильный ум – результат натренированности и накопления опыта. А наилучшие условия для тренировки ума, памяти и управления памятью представляет техника (средства, методы, приемы) профессионального творчества. Соответственно, действует обратная связь:  методы профессионального творчества являются методами управления состоянием и развитием памяти.
         
      5. Организация  управления памятью – часть мыслительных действий, в основе которых  и использование классификаций, и распределение знания по ячейкам памяти,  и выявление идей развития и установление связей между прошлым и   свежими идеями. Это взаимосвязанные творческие процессы,  скорость и эффективность которых зависит от опытности  и живости ума, от запасов информации в памяти. Эта деятельность наиболее эффективна в реальном  творческом деле. Но его часто нет, а если его нет, то  пусть  оно в деловой игре, воспроизводящей условия живого дела.
       
      6.  Управление реализацией идеи управления памятью  имеет практически важное значение как метод  ускоренного становления развитой личностью. В связи с тренировочными переживаниями по поводу учебного объекта  творчества с намеченной идеей  его развития субъект творчества устремляет мышление в будущее.  Это служит развитию воображения и формированию  устойчивого образа обновляемого объекта. А это  мотивирует любопытство и  любознательность. Когда объект творчества  в уме изменяют, то он лучше запоминается, а  ментальное тело  мозга развивается по количеству и силе ума.

   7. В практике мозговой деятельности  человек может  остановить, замедлить или изменить порядок мыслей и фрагментов целостного образа по проблеме. Может углубиться  мыслью в один из фрагментов, чтобы заметить в нем нечто новое, что прежде не замечалось. А в итоге сопоставления нового знания  с  прошлым опытом  он может совершить  свое предвидение  дальнейшего развития объекта.   Этот важный стимул не следует игнорировать, это   же ступенька в осознании   и развитии личностью своих возможностей.  Как видно, только  в процессах профессионального творчества человек  создает благоприятные условия для умножения количества и силы ума и общественной ценности интеллекта.


Рецензии