Вечером на берегу реки Тежу

Отрывок из романа Por ningun tezoro del mundo

Жузе вышел на мостик; день клонился к вечеру, и солнце снова дарило жителям Лиссабона чудесную панораму золотой реки. Старик достал сигарету из смятой пачки и присел на ящик из-под рыбы, он ждал внука. Откуда-то сверху доносился звон трамваев, ветер навевал аромат жареной трески и тушеной капусты – хозяйки готовили ужин, раскрыв настежь узкие оконца с видом на порт. На баржах и катерах загорались первые огни, покрывая Тежу бесчисленными золотыми дорожками, которые текли от борта к борту, от одного берега реки к другому.

На лестнице, спускавшейся из города к деревянному причалу, послышались голоса. Тонкое щебетание Вэлы Жузе узнал сразу. О том, кто шел рядом с ней, гадать не пришлось – внук старого лодочника ни на шаг не отходил от своей дамы сердца.

Мариу после поездки в Каркавелуш решил целые дни проводить с Вэлой, стараясь занять все ее мысли. Он все реже вспоминал при ней о футболе и наивно надеялся, что может заменить собой ее прошлую привязанность к Деметрио.

Жузе молча курил, ожидая, пока ребята спустятся к нему в гараж. На какой-то миг его внимание отвлек стук под мостиком, но, прислушавшись, старик решил, что волной от проходящего буксира к берегу прибило бутылку – она-то и стучит о доски.

На последней ступеньке Мариу остановил Вэлу, мягко взяв ее за руку. Он осторожно поцеловал ее в щеку, и помог спуститься на мостик. Подкравшись сзади к старику, Вэла нежно обняла Жузе за плечи, немного закашлявшись от дыма его сигареты.

- Все-все, бросаю курить, - закряхтел старик, улыбаясь при виде своей любимицы, - Хотя, поздно мне уже о здоровье думать! А с сигареткой и вечер приятней проводить, - он хитро посмотрел на молодых людей, словно на спине у него были глаза, и он заметил проделки внука на последней ступеньке лестницы.

- Если тебе нравится, то кури, - Мариу недовольный тем, что его разоблачили, подошел к краю, сел на мостик и погрузил руки в воду. Вода была теплой, как молоко, и темной, как ночь. Солнце окончательно скрылось за мачтами пришвартованных кораблей и верхушками башенных кранов. Скрип лебедок и крики портовых грузчиков все отчетливей разносились в летних сумерках города. Мариу скинул штаны и рубашку, оставив их лежать в беспорядке на гладких досках, и нырнул.

- Иди ко мне, - крикнул он Вэле, немного приободрившись после дедушкиных намеков, - здесь здорово!

Вэла разделась и прыгнула вслед за Мариу. Под водой она доплыла до него и схватила за ноги. Тежу медленно сносила их в сторону, Мариу обхватил Вэлу за скользкую талию и потащил обратно к гаражу Жузе. Они вместе подплыли к мостику и, ухватившись за него, стали непринужденно болтать в воде ногами, даря им отдых после неудобного сидения в автобусе.

Жузе, улыбнувшись сам себе, ушел в гараж, дав ребятам возможность насладиться купанием наедине. Он в глубине души желал, чтобы Вэла стала его внучкой и невестой Мариу. Шлепая тапочками по мостику, он скрылся за скрипучей дверью; в окне зажглась керосиновая лампа, осветив незатейливую комнатку с плиткой, столом и кроватью – нехитрой обстановкой, необходимой для ночных дежурств Жузе...


Рецензии