Клавесин
Вообще найти достойного мастера этого дела очень трудно. Либо инструмент быстро расстроится, либо цена работы запредельная. Наш прежний мастер пропал загадочным образом пару лет назад. Как-то я позвонила ему домой - мобильного номера не было, и попросила женский голос позвать знакомого. Собеседница зло бросила "Нет его! Не звоните!" и положила трубку. После этого я перепробовала несколько неудачных настройщиков и этим опытом расстроилась больше своего инструмента.
Виктора мне посоветовала учительница музыки, а потому я с радостью раскрыла ему наши двери, сердца и крышку аристократичной белой "Лирики". Виктор долго ломался по телефону, меняя даты, время, явки и пароли, намекая на какие-то секретные спецзадания, но все-таки пришел. Облокотившись на инструмент, он смерил меня оценивающим взглядом, пересчитал детей и начал рассказывать за жизнь. Про одиночество и непонимание. Про трудности бытия и далекую электричку домой. Про музыку и тонкости настройки души. Удостоверившись, что мужа пока нет и он даже в командировке, Виктор пожаловался также на отсутствие домашней еды в его жизни и, в частности, завтрака и обеда на сегодня.
Надо заметить, что на тот момент я была обладательницей полугодовалого существа с именем Танюша, режим дня которого был расписан по часам и требовал моего непосредственного участия в его соблюдении. А потому выслушивала гостя я довольно нервно, пытаясь как можно быстрее усадить собеседника за пианино, а самой заняться материнством. Взять паузу его заставила лишь необходимость удалиться мне на кухню, чтобы накрыть обеденный стол.
Мы сидели вчетвером - Виктор, я и, чуть было не сказала наши, двое детей - старшая Настя и маленькая в высоком стуле. Мужчина - довольно непрезентабельного вида, щуплый в свои лет 50, плохо одетый, с давно мытой головой - вел себя как дон Корлеоне, этакий глава шумной итальянской семьи, не знающей благодаря его стараниям ни бед, ни лишений. Он с удовольствием ел и борщ, и второе, и салатик, не отказывался от (из приличия) предложенных добавок, смачно пил чай со всем, что видел, и продолжал постоянно говорить и иногда выспрашивать. Вскоре я устала. Новый внезапный муж меня утомил, и игра в его спектакле "Ах, какая милая у нас семья!" не занимала. Усадив Настю в комнате с пианино учить уроки, я ушла якобы укачивать малышку.
Виктор работал часа четыре. Очень медленно. Вдумчиво. И внимательно. Мне хотелось подойти и переключить его скорость ударом тяжелого по немытой голове. Или сказать, что настраивать нужно только черные клавиши. Или что - давайте ужинать и больше не будем встречаться. Но Виктор сказал, что у него скоро электричка, еще есть время попить чай и завтра он придет снова. Уже пораньше.
На завтра я позвала свекровь, так как днем мне надо гулять по три часа с коляской. Виктор, по ее словам, выглядел брошенным и несчастным, повторяя "когда же придет Наташа?" Свекровь была непоколебима, заявляя "Вы работайте, желательно молча, а у Наташи - дел невпроворот". Когда я вернулась, он ринулся встречать к дверям, сбивчиво рассказывал последние новости и спрашивал, не замерзла ли я так долго гулять. Был сильный мороз.
Обедали мы втроем - Настя еще не вернулась из школы, свекровь принимать участие в этой театральной постановке отказалась. Не нашла себе места. Виктор быстро воспрянул духом и рассказал о своей мечте - поехать в Америку. Спрашивал всякие подробности об этой стране и пытался взвесить свои шансы на получение визы. Работать он закончил опять поздно вечером. Поужинал, узнал, когда возвращается муж, пообещав зайти через два дня. Чтобы посмотреть, как ведет себя инструмент, и преподнести сюрприз.
Инструмент вел себя отвратительно, сильно фальшивил.
Виктор пришел в воскресенье в означенный срок. Вместо букета цветов и предложения руки и сердца с ним в квартиру внеслась узкая когда-то черная доска, а на лице сияла загадка. "Я подарю Вам клавесин!" - торжественно почти пропел он. Мне стало очень грустно. Я почти плакала. Так как я не знала, сколько по времени будет длиться этот подарок. А у меня режим.
Виктор позавтракал с нами и, снисходительно разрешив мне заниматься хозяйством и малышкой, сел за инструмент.
Наверное, он в меня сильно влюбился. Потому что делать клавесин было очень долгим и муторным занятием. Оно заключалось в том, чтобы прикрепить канцелярскими кнопками к длинной дощечке вырезанные из жалюзи ленточки - по числу молоточков в пианино. Их много. Доска с ленточками, чем-то похожая на уличное объявление с номерами телефонов от сумасшедшего автора, помещалась особенным образом внутрь пианино. При нажатии определенной педали молоточки били не напрямую по струнам, а по ленточкам. Получался глухой звук - а-ля Бах. Особенно мило клавесин воспроизводил прелюдии и фуги.
Виктор закончил через несколько часов, окатив меня взглядом физика, собравшего-таки новый коллайдер. Мы прелестно радовались, говорили ах! В честь ноу-хау торжественно отобедали. Виктор намекнул, что такие подарки он делает лишь самым особенным людям. Я благодарно краснела и смотрела на часы. Он кланялся и уходил. А уходя, долго рассказывал, какая теплая и милая у меня семья, что расставаться не хочется, и, наконец, признался, что мой муж - самый счастливый из счастливцев. И если когда-нибудь вдруг муж это не поймет, то у Вас есть мой телефон... Я многое дать не могу. Но понимание и душу всегда. Наконец, он удалился, пообещав звонить.
Неудобство клавесина проявилось сразу. Нормально играть на пианино можно было, лишь вытащив доску из его организма. Хранить "клавесин" стоя Виктор запретил, а лежа- где? На шкафу некрасиво, так как видно, на полу еще более некрасиво и очень спотыкабельно. Полежав для приличия дня три на столе, "клавесин" переместился в кладовку - сначала горизонтально на пол. Там он был похож на выдернутую из рояля клавиатуру. Потом я поставила доску в угол. В этом положении клавесин был жалок - ленточки повисли словно большие белые ресницы чьих-то огромных полузакрытых глаз.
Виктор звонил - сначала спрашивал, не расстроилось ли пианинино. Я заверяла, что нет, хотя две последние клавиши звучали фальшиво сразу после его ухода. Я была уверена, что сделал он это нарочно, дабы придти и исправить. Но я не давала такой возможности.
Как-то он позвонил и поздравил меня с праздником. Я долго удивлялась, откуда он знает, про день рождения моей свекрови, и вообще странно поздравлять с этим невестку. Виктор напомнил, что 12 апреля - еще День космонавтики, а это очень романтично. В мае он звонил, сообщив, что на третьем канале показывают передачу про Нью-Йорк. Радовался, что я узнала его по голосу (ничего, что номер определяется). Потом пропал. Потом прислал смску с каким-то религиозным праздником.
В канун Нового года я разбирала кладовку - там хранится ёлка и игрушки. На меня упал "клавесин", волосы запутались о кнопочки и ленточки. Я рассердилась на доску, долго вертела ее в руках и, наконец, призналась, что никогда в жизни не засуну ее в пианино, чтобы услышать глухие звуки. Я себя знаю. Тем более на электропианино (а их у нас два) такая функция представлена в различных вариантах. И выставила клавесин за входную дверь.
Как музыкант музыкантам скажу - Баха слушать можно и на обычной "Лирике". Главное кто играет и как. Остальное - лирика.
Свидетельство о публикации №213071101182