Каждый имеет право на жизнь

Яркие лучи осеннего солнца, украдкой проглядывали в гостиную, в которой сидели Артём и Оксана.  Он просто  сидел на диване, а она лежала у него на коленях. Они смотрели друг другу в глаза и больше им ничего не надо было. После трудовых будней- было наслаждением просто провести друг с другом время. По комнате прокрадывались до сих пор ещё тёплые лучи, а листья разноцветным ковром пролетали мимо балкона, а некоторые залетали в квартиру и тихо ложились на пол.
Скоро должно было прийти со школы их общее чудо. Пятый класс. Уже учатся по субботам. Десять лет… Уже большой. И, вдруг, будто бы в подтверждение их мыслей, раздался щелчок замка.
-Мам, пап, я пришёл.- Угрюмо прозвучал детский голосок. Оксана встала, подошла к Егорке и поцеловала в щёчку:
-Привет, дорогой. Что-нибудь получил в школе?
-Нет.- Он нахмурился и начал снимать ботиночки, а потом с надутыми щёчками повесил куртку. Оксана пошл на кухню готовить своим самым любимым мужчинам обед. Гостиную и кухню разделяла стена с аркой. В их квартире было очень уютно- всё было в нежных тонах. Они старались избегать грубости как, как в цветовой гамме, так и в мебели: все углы были закруглены, а все диваны и стулья были мягкие. Никто не хотел повторять прошлых ошибок их молодости.  И хотели сделать всё, что бы их ребёнок рос в любви и заботе.
Оксана, разрезая овощи, украдкой смотрела в окно, выходившее во двор , в котором было несколько пятиэтажек, детский сад и много зелени вдоль заасфальтированной дороги. Было тихо. Никто почти не ходил. Небо было очень чистое и нежно-голубое. А ветер почти утих, и лишь нежными, короткими порывами ласкал верхушки деревьев, как собака вылизывала своих щенков. Солнце всё так же ярко разбрасывало свои лучи по соседним окнам. Половина деревьев была ещё зелёная, но жёлтые листья уже проглядывали и даже лежали на освещённой дороге вперемешку с красными.  Всю  эту картину дополняло то, что на улице было не больше десяти градусов. Эта свежесть… как-никогда заставляла ценить солнце, давая понять каждому, что оно скоро скроется, уйдёт… на долго.
Оксану отвлёк разговор сына и мужа. Она прислушалась:
-Ну что, боец? Как у тебя дела?
-Нормально, пап.
-А чего такой угрюмый? А, Егорка? Я не уверен, что всё хорошо. Что-то в школе?- Егор потупил взгляд и уставился в пол.
-Да…- лениво протянул он.
-Расскажешь? Может я чем помочь смогу?
-Да ничего серьёзного. Я сам разберусь, правда.
-Точно?
-Ага…
-Ну смотри.- Артём уставился для вида в газету и про себя начал отсчёт: «три… два… один…»
-Пап?
-Да, сынок?- с внутренним ликованием ответил тот.
-А… эм… что бы ты делал, если бы в школе все над тобой смеялись и никто не воспринимал тебя в серьёз и не обращал бы внимания на твои умения?...
Оксана выронила нож и уставилась в окно, ожидая ответа. Она не сразу заметила, как небо затягивало постепенно облаками.
Артём замешкался. Миллионы мыслей носились в беспорядочном движении в его голове.
-А конкретные примеры привести можешь?- Наконец, осмелился произнести он.
-Ну… например, когда я решаю контрольную по математике, то там есть некоторые примеры, которые мне удобней решать своим способом, а учительница ставит мне двойку! Сразу! Помнишь, когда я хотел заниматься танцами?- Артём нервно кивнул- так вот, я рассказал об этом ребятам, а они начали надо мной смеяться, и именно поэтому я отказался заниматься, а не из-за того, что мне не нравиться. Когда я пишу сочинения и читаю кому-то они смеются и называют дураком, поэтому я их рву… я не могу пойти против них…- мальчик опустил глаза и из печальных детских глаз покатились слёзы.
-Егор…- Артём подсел к мальчику и обнял за плечо.- Я тебе сейчас расскажу кое-что, а ты уже сам делай для себя выводы и решения. Мы с мамой будем лишь подталкивать тебя к нужному. Ведь ты уже самостоятельный от части как раз для того, что бы распоряжаться своей жизнью и своими интересами.- И отец начал свой рассказ, Оксана села рядом с ним.

*  *
Артём жил в неблагополучной семье: отец каждый день пил, а мать и знать не знала, что её сыну уже десять лет. Артём думал, что это нормально. Что во всех семьях так. Но не любил разговаривать об этом.
Он был простой мальчишка, бегающий по дворам со своей шайкой таких же балбесов в спортивных костюмах с обязательно застёгивающимися карманами- в одном у них лежали семечки вперемешку с леденцами, а в другом пачка сигарет «Прима» с зажигалкой. Все хотели быть похожими на взрослых, но к сожалению эти малыши могли брать пример только со своих отцов.
Артём часто прогуливал школу, и никого не любил. Не в плане сердечных дел, да и в этом плане, пожалуй, тоже, а ещё он не любил людей. Не любил учителей, продавцов, просто мужчин и женщин. Он во всех видел своих врагов. Он ценил только своих друзей из их шайки. За каждого мог «настучать по башне» обидчику. Ему нравилось это. Он чувствовал себя сильным.
Но в один прекрасный день его жизнь приняла неожиданный, слишком неожиданный поворот.
Очередным осенним вечером, Тёма шёл домой от компании. Вода из луж, на которые он наступал, окутывала его кроссовки. Луна одиноко весела над улицей, а звёзды тоненькими точками светили вокруг неё.
Подходя к подъезду, он увидел, что кто-то разгружает у соседней двери машину. Видимо кто-то переезжал сюда. Он бы прошёл мимо просто так, но увидев девчушку неземной красоты, решил постоять и перекурить. Десятилетний мальчик достал пачку «Примы», затем сигарету, поджёг её: пламя от зажигалки взметнулось в воздух и накинулось на кончик сигареты, как голодный пёс на кинутую ей обглоданную кость.
Девочка была в светло-розовом платьице со светлыми волосами. Он стоял не так уж и далеко,  что бы видеть всю её красоту. Что самое интересное- не только внешнюю, но и внутреннюю. Первая мысль у Артёма была, что внутри неё светит маленькое солнышко. Он не сразу почувствовал, как его пальцы начала обжигать сигарета. Он «вернулся на землю», и заметил, что девчушка смотрела в его сторону. Взгляд её был немного напуганным, но он излучал свет и доброту. Артём в спешке кинул окурок в лужу и быстрым шагом скрылся за дверьми своего подъезда.
Следующие дни все его мысли занимал тот светловолосый ангел. Уроки прошли не заметно, даже курить почти не выбегал. Все перемены он наблюдал лишь через окно, как засыпает природа. Но солнце светило всё так же ярко, будто убаюкивало её. 
Среди поднимавшейся листвы, Артём представлял её. В светлом платьице, девчушку. Наконец, дождавшись конца учебного дня, он направился к выходу, захватив куртку из гардероба. Его остановил Миша. Это был конопатый рыжий мальчишка, ростом примерно с Тёму. Рыжий был главарём их шайки. А именно потому что любил ввязываться во всякие драки со сверстниками, везде бегать и придумывать какое-нибудь веселье. Конечно же они веселились за  счёт чужих досад и слёз.
-Тёмыч, ты куда? Мы сейчас на стройку собирались пойти погулять, ты не с нами?
-Нет, у меня дела есть, извините.- Он улыбнулся Рыжему в ответ и пошёл прочь в предвкушении предстоящего дела.
Мальчик несколько дней подряд следил во сколько девочка возвращается домой. Она почему-то приходила позже, чем он. У него был час. Он побежал на проспект, перескакивая через ещё не высохшие лужи. Там сидели тётеньки с цветами, ларьки и многое другое. Привлекало Артёма лишь то, что там было много народа. Он начал подворовывать лет в восемь, когда его мать только начала все деньги тратить на водку вместе с отцом окончательно. А потом она и вовсе ушла, оставив сына один на один с павшей родственной душой. Тёма натянул маленький капюшончик  и направился к ларьку. Задняя дверь, как и ожидалось, была открыта. Продавщица о чём-то мило беседовала с непонятным мужчиной в шляпе, поэтому до того, что происходит у неё за спиной, ей не было никакого дела.
Маленькая ручонка просунулась в дверной проём и, нащупав что-то продолговатое, начала тащить обратно. Ему повезло, это была шоколадка «Алёнка». Он её обожал. Тёма уже было чуть не открыл её, что бы съесть, потому что был безумно голоден. Ведь его не ждал, по возвращению домой, запах только сваренного борща, развевавшийся по чистой и уютной квартире и, манивший к себе. Его ждал только запах перегара, вечно пьяный отец и банка с огурцами на столе. Вспомнив, для чего он её взял, Артём быстро убрал её в карман, удалившись от проспекта.
Небо медленно начало затягивать тучами. Они были серые, как грифель от карандаша, которым мальчишка рисовал на уроке. Всё вокруг стало тёмным: листья стали грязно-болотного цвета, лужи- чёрные на столько, что казалось, если наступишь, то уже не вернёшься, а  улица стала наполняться людьми, которые торопились домой, пока не начался дождь. Артёму оставалось пятнадцать минут. Но не через пятнадцать, не через двадцать минут никого так и не появилось. Только он встал чтобы уйти, как открылся подъезд.
Артём повернул голову и замер: как он мог её пропустить?
Она была ещё прекрасней, чем ему казалось тем вечером, ещё ярче казалось всё вокруг неё, глаза были синие и глубокие. В них можно было утонуть, как в море и не жалеть об этом. Она улыбнулась и пошла к нему. Он занервничал и встал рядом со скамейкой, уступая ей место. Она с улыбкой спросила:
-Зачем ты встал? Здесь итак много места.- Скамейка действительно была большая. Артём покраснел и сел обратно.
-Зачем ты меня ждал?- Всё с такой же открытой улыбкой, ничуть не смущаясь, спросила девочка.
-С чего ты взяла, что я ждал именно тебя?- Буркнул он.
-Ну а кого ещё?
-Я просто сидел и курил, а тут ты пришла.- Всё так же мрачно отвечал Артём.
-Меня Оксана зовут- не обращая внимания сказала она.
-Я- Артём.- Он не поднимал глаз с асфальта.
-Ну, ладно, Артём, если не меня ждал, то я пошла.- Она снова улыбнулась и побежала к двери. Артём вспомнил про шоколадку и окликнул:
-Оксана!- та развернулась всё с той же дружелюбностью. Он подошёл к ней и протянул шоколадку.- Держи, это тебе.- И опять опустил глаза.
Что-то тёплое и необычайно нежное прикоснулось к его щеке. Она чмокнула его и сквозь небольшой смешок сказала «спасибо», скрывшись за подъездной дверью.
Мальчик стоял неподвижно. Спустя минуту на его лице появилась непривычная искренняя, добрая улыбка. Он хотел достать пачку сигарет, но передумал. Не хотелось убивать это необычное сияние внутри смолой и никотином. С тех пор он в мыслях окрестил девочку своим Ангелом.
И так быстро проходили для Артёма эти безумно долгие  осенние дни. Он каждый день ждал её у подъезда. После они ходили гулять, рассказывали друг другу интересные истории. В один вечер у них состоялся необычный разговор:
-А как ты  живёшь?- Спросила Оксана. Тема замешкался:
-Сначала ты расскажи..- девочка улыбнулась.
-Ну, я живу с мамой и папой, у нас машина, и папа после работы отвозит меня на всякие занятия. А ещё у нас есть собака. Его зовут Ричард. Вот… А занимаюсь я…
-Ого! Собака? А можешь показать?
-Да, конечно. Сейчас приведу.- Артём сел на скамейку, через несколько минут в дверях он увидел волка. Он подскочил и попятился назад. Но потом выглянула Оксана:
-Не бойся, это собака.
-Ты чего!? Какая собака! Это волк!- Выкрикнул мальчик.
-Это волкособ. У него только внешность волка, а всё остальное- собачье. Это мой лучший друг.
-Ничего себе…-  он  внимательно рассматривал собаку.
-Ты так и не рассказал мне, как живёшь.- они пошли к парку. Тёма не знал, что сказать, но ему не хотелось врать хоть кому-то,  так хотелось рассказать кому-то о всём горе и о всех мыслях, которые томили детское сердце. Он тяжело вздохнул, закурил и начал говорить:
-Я… живу только с отцом. Он пьёт, мать ушла. Не знаю почему. Я её любил, хоть она и пила, а она ушла… в общем папа все деньги тратит на выпивку, поэтому приходиться потихоньку  воровать себе еду…- Девочка округлила глаза с неподдельным испугом:
-А людей убивал?- Ричард остановился и повёл носом в сторону мальчика.
-Ты чего!? Нет конечно… Посмотри на них- они такие большие и сильные по сравнению с нами… Мы ничего не можем сделать, что бы бороться за правду…
-Но мы же имеем право попытаться!
-Кто нас будет слушать?- Ангел опустила взгляд- Вот и я о том же- НИКТО. И меня никто не слушал, и никто не знал о моём существовании, пока в компанию свою не попал. Там у меня друзья.- Улыбнулся он и продолжил рассказывать- мы вместе прогуливаем уроки, защищаем друг друга.  Да и воруем вместе бывает…
-А почему ты куришь?- Артём удивился. Он думал, что посыпятся вопросы про его нелёгкую жизнь, что она его начнёт жалеть. А тут такой вопрос, как так? Его самолюбие была задето.
-Ну я же тебе рассказал!- Нервно ответил он.- Ты так и не поняла?
-Нет- улыбнувшись, развернулась девочка.- Каждый имеет право на выбор. Но каждый имеет право на здоровье и на хорошее детство. Когда будешь большим, то только сигареты и будешь вспоминать! А меня, например, не вспомнишь. И всё. Вот.- Они сделали круг вокруг парка и направились обратно.- А потом ещё и ослепнешь от курения и говорить не сможешь.
-Ты чего говоришь такое? Всё я смогу! Кто тебе сказал?
-Папа. Вот потому и не курю. Мы ещё маленькие, да и плохо это! Есть масса других интересных занятий!
-Но они же все платные…
-Не все!- С воодушевлением произнесла Оксана.- Я занимаюсь гимнастикой в какой-то очень хорошей школе. И папа не платит за мои занятия!  И ты найди то, что у тебя хорошо получается. Ты ведь в праве развивать свои таланты, или я не права? – Её улыбка будто никогда не сходила с лица.- Ладно, я пошла, пока. Завтра увидимся. Ричард! Пошли!- Серая собака устремилась в открытую дверь, а на Артёма устремился добрый-добрый взгляд его Ангела.
Он долго не мог заснуть. Звёзды в небе светили как никогда ярко и что-то  шептали ему, сидящему на подоконнике, мальчишке. Он думал какая же Оксана красивая и умная.
Думал о её собаке- и правда, она такая странная.
Думал об учёбе и курении. Он хотел как раз выйти на балкон с сигаретой, но не стал, вспомнив слова Оксаны. Он думал о ней, как о своём личном Ангеле.
Каждый день пролетал для ребят быстро, и когда наступал вечер, они с нетерпением ждали следующего дня.
И вот, очередной день. Артём, как всегда после школы направился к Оксане. Только в поле зрения попался её подъезд, как мальчик побагровел от злости: светловолосая девчушка стояла с каким-то щупленьким пареньком, а потом она поцеловала его в щёчку! Он быстро направился к ним. Оксана заметила его и широко улыбнулась:
-Привет.- Он промолчал и со всей силы толкнул мальца, что тот упал. Оксана удивилась- ты чего?
-А что ты его целуешь?
-Он мой друг!
-Ага, вижу я, какие вы друзья!
-Дурак ты! Он мне помог не получить двойку в школе!
-И это повод его целовать?
-Я так благодарю! Мы не имеем права отвечать злом на добро, которое тебе сделал другой человек.- Артём почесал затылок и повернулся. Паренька уже не было.
-Шустрый он…
-Д-У-Р-А-К- произнесла по слогам Оксана и с прежней улыбкой потащила его в парк.

Однажды, девочка пригласила Тёму к себе в гости. Тот сразу согласился. Как только она открыла дверь, на парнишу выпрыгнул пёс.
-Ричард! Место!- И из комнаты вышла молодая, высокая с тёмными волосами и чёрными, как ночь, глазами, женщина.- Привет, доченька. Как дела в школе?
-Всё хорошо, мамуля! Познакомься- это мой лучший друг- Артём. Я тебе про него рассказывала.
-Здравствуй. Меня зовут Марина. Проходи, не стесняйся.- Мальчик встал с пола, уложенного бежевой плиткой, отряхнулся и смущённо пролепетал:
-Очень приятно.- Он был уверен, что улыбкой, Оксана пошла в маму. Девочка радостно потянула его за собой. Они вошли в просторную комнату. Она была обклеена светлыми обоями. У стенки стояла кроватка с белым покрывалом, на противоположной стене стоял комод и небольшой шкафчик. Дверь находилась прямо на против окна. По центру комнаты лежал большой пушистый ковёр, на нём лежали куклы и прочие игрушки. Мальчик стоял в дверном проёме, и лучи солнца гладили его по лицу и одежде.
-Эй! Ты чего?- Спросила Оксана, в спешке собирая карандаши и ручки в одну связку.
-А? Нет, ничего… Просто… у тебя тут… так тепло… уютно… всё кажется таким добрым…
-А как у тебя дома?
-У меня? Ну… э… зелёно-серые стены, облупленная краска на батарее…бетонный холодный пол…
-Ничего себе…- с грустью произнесла та.- А уроки ты как делаешь?
-Уроки? Я их не делаю!- Ухмыльнулся он.
-Как так?
-Зачем?- Мальчик распластался на ковре- смысл тратить время на этот бред? Лучше сходить с ребятами погулять!
-Ага, а потом ты кем работать будешь? Дворником?- Она хихикнула.
-Почему?- Возмутился тот- Буду много денег получать!
-Не будешь! Не будешь! Не будешь!- Начала она его дразнить.
-Да ну тебя!- Обиделся Тёма и кинул в неё плюшевого медвежонка. Девочка подбежала к нему и начала щекотать. Вскоре его каменное личико сменилось на улыбку и полные радости глаза.
-Оксана! Подойди сюда, моё солнышко.- Голос её мамы прозвучал необычайно нежно.
-Я сейчас!
-Угу.
Оксана выбежала. Артём сидел и разглядывал комнату. Здесь было так уютно… Так и хотелось остаться здесь и спать… не важно где, хоть на полу. Даже он тут мягкий!
Куклы сидели, как живые.  «Интересно, они тоже имеют право на жизнь?»- Подумал он.
-Слушай, пошли погуляем немного, а завтра опять встретимся?- Вбежала Оксана.
-Хорошо.- В её улыбке Артём увидел некую неуверенность.- Что случилось?
-Всё отлично, а что такое?- Она побежала в коридор, одевать сапожки.
И вот, они уже шли по улице.
-Что тебе мама говорила? Про меня что-то?
-Нет. Просто попросила, чтобы я пораньше домой пришла.
-Понятно…
-Слушай, скоро конец четверти. Как у тебя оценки?
-Ай, никаких. Двойки одни будут на месте пропусков.
-Ты дурак?!- Она остановилась.- Ты чего? Тебя же выгнать могут!
-Да не выгонят. Они не имеют права, поэтому я буду делать, что хочу и мне ничего за это не будет.
-Будет! Может их всех ситуаций ты будешь выходить чистый, но перед собой ты будешь грязен. И ещё, у тебя есть обязанности. И сейчас у тебя это не пройдёт! Ты обязан учиться и посещать школу. А ещё… просто изменись, пожалуйста. Просто попробуй, если не веришь. Мы же ещё маленькие- зачем же курить?
-Ты мне мама что ли?!
-Я твоя подружка! И говорю тебе то, что говорят мне родители. Я пошла домой, мне уже пора. До завтра!- Улыбнулась она и убежала в подъезд, а Артём побрёл по улице в раздумьях. Что же делать? Может она права, и ему стоит попробовать пройтись по своим обязанностям? Стать примерным мальчиком, как Сидоров из класса? Ага, что бы его все дразнили? Нееет… Он сел на скамейку и начал болтать ногами над лужей, в которой  отражалось всё ночное небо. К нему подсел странный мужчина. На вид ему было лет шестьдесят пять, в очках и чёрном пальто. Мальчик с опаской посмотрел на него и услышал голос, который он где-то уже слышал… очень давно:
-А девочка права. Несмотря на то, что у тебя почти нет родителей, ты можешь повернуть свою судьбу. Ты не обязан проживать жизнь, как твой отец. Ты в праве быть счастливым, так сделай это.
-Но…- попытался возразить Тёма, но мужчина продолжал:
-Мало иметь право на что-то, но много уметь им пользоваться. Научись и ты будешь богат. Просто подумай, что ты хочешь иметь, кроме бутылки водки на столе, когда будешь в возрасте своего отца. И начинай что-то делать уже сейчас. Время- как песок. Не копи его, пока он не кончится.- И на этих словах мужчина стремительно ушёл, будто на других скамейках тоже сидели такие же мальчики, и им надо было что-то рассказать. Он попытался догнать странного человека, но он, как растворился. По дороге домой, мальчик пытался вспомнить, где же он слышал всё таки этот голос! Но ничего не получалось… Уже сидя на своём матрасе, Артём решил подумать: что же он действительно хочет иметь, когда вырастит? В голове крутилось много мыслей. Но в конце концов определилось несколько: какая-нибудь классная машина, большой дом, собака, как у Оксаны, жена и… ребёнок.
-Хэй, Тёмыч! Что-то тебя давно ни видно ни слышно.- Подошёл к нему Рыжий. Их не было в школе пол месяца. Всё прогуливали…
-Да это вы куда-то пропали.
-Ну может быть. Отбился ты от нас. Пошли, сейчас всё равно русский. Мы хотели до литературы покурить и до парка дойти.
-Нет.- Я пойду на русский. Мне надо, извините, ребят.- Он развернулся и пошёл с виноватой улыбкой, а в спину ему донеслось шипение:
-Простым извинением тут не отделаешься.
В классе было тихо. Учительница по литературе была очень злая.
-И так, я вам задавала написать сочинение. Все его написали?- Она контролирующим взглядом обвела класс.- Кто-нибудь хочет прочитать его перед классом?- Молчание оглушающе било по ушам.  Взгляд учительницы опустился на единственную поднятую руку, а потом переместился на самого ученика:
-Сергеев?- Она вскинула брови. Артём тихо ответил:
-Да…
-Неожиданно. С чего вдруг ты решил совершить сей поступок?
-Какая разница?..
-Ну ладно, к чему разговоры? Выходи к доске.
Сочинение было задано на тему, которая преследовала Артёма на протяжении нескольких последних дней: « Каким вы видете своё будущее?»
-«Я не вижу своё будущее. Я только определяю, что я хочу иметь в нём. Мы тратим времяна мечты о нём, на планы, не замечая, что будущее-это то, что есть сейчас! И по моему мнению, мы только теряем время и силы, думая о нём. А время, как песок. Не копи его, пока он не закончится…»…
Он был завлечён своим чтением, страницы в его тетради переварачивались всё быстре.
Артём продвинулся к месту и сел, а в классе воцарилась тишина.
-Сергеев…ну… что я могу сказать… Приятно удивил. Пять. Молодец!- Класс начал перешёптываться, а главный герой этих перешёптываний чувствовал, как Рыжий сверлит его спину взглядом . Девочки охали и начали строить ему глазки. Вдруг улыбающаяся девчушка кинула ему записку: «Молодец, неожиданно. Пошли сегодня после школы гулять?» Он подумал и решил, что Оксана подождёт. Все уроки пролетели  незаметно. Ему нравилось внимание одноклассников. После последнего урока- истории, он спустился в гардероб, взял куртку и вышел на крыльцо в ожидании Маши. Через пять минут к нему подошла темноволосая девочка:
-Пошли зайдём за угол школы, мне Алёнке надо тетрадку отдать.
-А почему она именно там?
-Ну просто неудачно  подстриглась.
-Пошли- стоило им зайти за угол, как Маша крикнула:
-Он здесь.- В течение секунды Артёма обступила его же шайка.
-Я же говорил, что извинениями не отделаешься. Ты что творишь? А? Сначала с нами ходить куда-либо перестал, потом дерзить начал, потом ещё почти не куришь и в конце концов домашку делаешь! Ты чё?- Спокойной походкой Рыжий ходил вокруг него.
-Я…я влюбился…- С лёгкой  улыбкой сказал Тёма, с уверенностью, что его поймут ребята. Они же тоже не железные.
-Чего? – Вокруг него захохотали. Артём понял, что его тут никто понимать не собирается. Ветер пробежался по головам ребят и захватил с собой кучу  опавшей листвы. Без шапки было холодно:  солнце спало где-то за облаками, деревья уже поменяли свой цвет, на улице не больше десяти градусов.
-Это значит ты парней своих на бабу променял?- С издёвкой спросил конопатый мальчишка. Вокруг загудели. Артём начал злиться:
-Она не баба!- Он подался вперёд.
-А кто, пацан что ли? Слышали, парни? У нас голубок в компании был!- Артём сделал ещё шаг к Рыжему и стиснул кулаки, в момент второго шага он почувствовал, что кто-то прихватил его за шею. Он развернулся и сзади себя увидел Толстого. Это был крупный для своего возраста мальчик, с узенькими глазами и действительно- толстый. Артём мысленно проклял себя за эти шаги, но потом понял, что драки было бы не избежать. Вдруг,  Толстый вместо шеи схватил его за руки, а Рыжий подошёл  в плотную к бедному Артёму и плюнул ему на кеды. «Заложник» сделал рывок в его сторону, но после чего получил по носу с кулака, он очухался, попытался вырваться, но получил в живот с ноги.
Бедолаге было даже не согнуться от боли. Дальше Рыжий, видимо, вошёл во вкус: его кулаки метались в разные части тела своего «друга». Казалось, его не возможно было остановить, но его удары резко прекратились. Он жестом показал Толстому, что бы тот отпустил его. Мальчик упал на асфальт, держась за живот и свернувшись калачиком.
-Пошли, парни.- Каждый из шайки прошёл мимо лежащего: кто пнул его, кто плюнул рядом с лицом. Все ушли, когда он более менее пришёл в себя- увидел перед собой Машу:
-Извини- с беззаботной улыбкой сказала она.
-Курица…- процедил Артём и попытался плюнуть.
-Неудачник.- Надменно хихикнула она и ушла. Слышался только отдалённый стук её маленьких каблучков об асфальт.
Когда он более менее мог двигаться, то попытался встать. Ноги подкашивались, из носа текла кровь. Всё тело болело. Он был безумно зол. Зол не на «друзей», а на Оксану. Если бы не она, то всё было бы хорошо! Артём достал платок, вытер кровь и двинулся, похрамывая, к Оксане.
Через пять минут после того, как он пришёл к подъезду, вышла девочка и, улыбнувшись побежала к нему:
-Привет! Что с тобой?- Она сделала шаг вперёд, потом второй, чтобы посмотреть, что у него с лицом, но он её оттолкнул:
-Это всё ты виновата!
-Ты про что?- Удивилась она.
-Если бы не ты со своими правами и тупыми наставлениями- у меня бы было всё хорошо.- Артём рассказал ей всё.- Да если бы не ты, от меня бы не отвернулись мои друзья!
-Да какие они тебе друзья?! Ты от них отбился, от их правил, стал сам решать, что тебе нужно! А они, увидев это, решили тебя избить! Какие это друзья? Да ты был преданной собачкой, защищавший волчат!
-Да ты ничего не понимаешь! Дура!- Он подошёл и толкнул её, как того мальца. Девочка упала рядом с лужей. Встав, они уставилась на Артёма.  Он никогда её такой не видел: её вечная улыбка на лице сменилась на гнев. Губы были сжаты, глаза  прищурены, из последних сил пытаясь сдержать слёзы. Всё вокруг стало для него тёмным. Он думал, что она сейчас кинется на него, но та только издала всхлип, развернулась и побежала прочь. Прочь от него и прочь от своей правды. Вдогонку ей донеслось лишь:
-Ну и вали отсюда!
Поздним вечером, Артём отправился на ту же скамейку, на которой он повстречал странного мужчину. Злость прошла, осталось скользкое отчаянье осознания потери всего.
-Ну что, друг мой, зачем же ты так?- Мальчик развернулся и уже не удивился. Да, это был опять он.
-Вы за мной следите что ли?- Спросил он равнодушным тоном.
-Нет, через некоторое время ты и сам поймёшь кто я.
-Когда?
-Не скоро.- Артём задумался.- Так зачем же ты обидел маленькую девочку, да ещё и толкнул её? Она же желает тебе добра. А твои псевдо друзья- нет. Это вообще не те друзья.
-Да вы все ничего не понимаете!
-Мы не понимаем твоих иллюзий, но понимаем твою правду, которую не понимаешь ты. Вспомни: ты бил каждого, кто пускал шуточки в адрес твоих друзей, но они сами подкладывали тебе же гниль за твоей спиной. Ты дрался за них, а они подставляли тебя. Это ли дружба? Дружба основана на искренности и доверии. Она всегда будет с тобой и в горе и в радость. Извинись перед ней, пока не поздно.- Старик снова ушёл. А мальчик сидел. Сидел так тихо, вжавшись лицом в коленки. Деревья за скамейками нежно трещали.
Придя домой, он решил извиниться завтра после школы. А идти ли ему в школу? Зачем? Ведь друзей нет, синяки очень видны. Над ним смеяться будут…
Он проспал до трёх дня. Его разбудил отец:
-Эй, отпрыск! Ты чё не в школе? А, щенок?- В дверь просунулось красное опухшее лицо.
-Какая тебе разница? Отвали.- Артём накрылся с головой одеялом, но отец содрал его, схватил сына за шкирку и начал трясти. Мальчик вырвался и заперся в ванной. После того, как он умылся, отец утихомирился. «Наверное дальше пить пошёл.» Тёма оделся и ушёл.
Капли дождя падали ему на лицо, тот быстро подбежал к подъезду Оксаны. Но ни через пятнадцать минут, даже ни через час, она не вышла. «Обиделась сильно, наверное». С этими мыслями весь промокший он поднялся на её этаж. Дверь никто не открывал. Артём долго и упорно стучал, колотил, вскоре вышла соседская девчушка:
-Привет, а ты к Оксане?
-Да, ты знаешь, где она?
-Так пол часа назад как уехала.
-На долго?
-Не знаю, но они далеко. Заграницу куда-то.
-Что?!- Артём  не поверил в это. Он был уверен, что Оксана специально попросила подружку разыграть его, а сама она в магазине с родителями.
Он побежал на улицу, собрал жёлтые и ещё зелёные листочки. Тёма судорожно лазил по своим карманам, в поисках какой-нибудь резинки или верёвочки, что бы подвязать листочки, а то они могла разлететься. В конце концов, он нащупал обычную резинку, связал «букетик» и пошёл обратно к квартире Оксаны. Коврик у её двери был зелёный и шершавый. Он положил связку на него и убежал.
Артём каждый день приходил к её квартире и ждал. Курил и ждал. Но она так и не появлялась, хотя «букетика» уже не было. Единственное, что помогло ему справиться с одиночеством- это Ричард. Они почему-то оставили его. Бедный пёс. Сначала мальчишка просто его подкармливал и держал в своём подъезде, но потом произошло что-то очень странное: он хотел перейти дорогу. Машин не было. Только он сделал шаг, второй, как за штанину его яростно оттянул Ричард и зарычал. И тут же через секунду на всей скорости вылетела чёрная машина, пролетев прямо мимо их носов. После этого, Артём держал его дома и спал рядом с ним.
В общем, у него был единственный друг. И он напоминал ему об Оксане. В его жизни слишком много изменилось, но тема мыслей была только о ней. Совесть вонзалась в него по ночам острыми клаками. Слёзы текли не вольно, когда не было сил терпеть всех своих ошибок. Менялась погода, менялись люди. Менялось отношение к жизни, менялась сама жизнь.
Артём перешёл в одиннадцать лет в другую школу. Просил что бы его перевели.


Из подъезда вышел высокий, накаченный парень, с тёмными растрёпанными волосами и тёмно- карими глазами. Одет был в чёрный спортивный костюм:
-Ричард! Ко мне!- Да, это был Артём.
Вот ему уже шестнадцать лет… шесть лет прошло с тех пор. И он уже окончательно потерял всякую надежду. Жил и жил. Ничего особенного. Учился в другой школе, завёл новых, преданных друзей, были девушки. Но по ночам периодически его мучала эта не состоявшаяся встреча. Тогда, после ссоры, у её подъезда.
Было лето. В это время года он отдыхал. Причём действительно отдыхал после трудного года. Действительно трудного. Он занялся учёбой и записался на бокс. Шёл точно по указаниям Оксаны. Ведь это было единственное, что ему осталось от неё.
На лице Артёма сияла блаженная улыбка. Ричард бегал где-то  около него. Трава была сочно-зелёной, солнце, так же как и раньше ласкало лучами.
Вдруг, он увидел, как его пёс бежит к девушке. Ему показалось странным, что та не завизжала, как все увидев несущегося на неё лохматого зверя, а наоборот: села на корточки и раскрыла руки, приготовившись взять его в объятия.
Через пять секунд сердце Артёма замерло. «О нет…»- Только смог подумать он. Остальные мысли бежали от цепкой руки здравого смысла.
Ричард налетел на неё и стал радостно облизывать. Артём же, не теряя времени, убежал. Убежал в сторону парка. Вернувшись. В его руках был букетик, который он нарвал: жёлтые одуванчики и зелёные листочки деревьев.
Он медленно продвигался к ней. Подойдя к ней, он увидел: девушка была с ещё более светлыми волосами, как у маленькой Оксаны. Синие глаза, в которых можно было по прежнему утонуть и не пожалеть, маленькие губки и… ясная, добрая улыбка:
-Оксана…- он стоял в паре метрах от неё и смотрел. Он бы прошёл дальше, но его зацепила снова эта неземная красота и свет, который, казалось, освещал всё вокруг. Девушка смотрела на него немного испуганно, но улыбка так же излучала доброту:
-Артём?- Он протянул ей букетик.
Она хотела что-то сказать ещё, но парень сделал ещё шаг и поцеловал её. Он влюбился торой раз. В неё же. И сколько же времени он этого ждал! Ждал этой встречи. Шесть лет. Он не в силах был сдерживать чувства. За эти шесть лет, он дал себе слово действовать только по велению сердца.
Артём схватил её за руку и потащил в парк:
-Пошли! Нам надо о многом поговорить!- Девушка всё с той же улыбкой бежала за Артёмом.- Я на бокс записался! Уже три года хожу, а ещё в новой школе учусь. У меня только две тройки! Ну, почему, почему ты молчишь, Оксана? Скажи что-нибудь! Я же изменился!- Её лицо приняло более печальный облик.
-Я приехала на несколько дней… через три дня я уеду обратно в Англию. И у меня… жених…- Артём застыл на месте: всё замерло, солнце излучало уже не тепло, а холод. Как же так? Он дожидался этого момента, но снова упустит его?  В течение минуты он решил, что отступать нельзя. Нельзя отпускать её, и он всё обдумает ночью. А сейчас надо пообщаться.
Он сделал невозмутимую улыбку6
-Ну и ладно. А у тебя что в жизни нового?
Оказалось, что когда, они сидели у неё и когда мама отозвала Оксану, то ей сказали о переезде. Её отцу предложили новую должность в английской газете.  Она училась в школе с отличием. Там нашла какого-то паренька, ему двадцать лет. Он уже сделал ей предложение. Когда ей будет 19 лет, они поженятся.
-Я, кстати, видела тогда те листочки, и с собой увезла.
-Как? Ты же тогда уже уехала?
-Я забыла кое-что и вернулась. А там листочки. Было так мило.- Артём улыбнулся. Они гуляли . Долго. Очень долго. Рассказывали друг другу о жизни. Всё через чур изменилось. Но ветер, летавший где-то рядом с ними, навевал воспоминания о детстве. Их общем детстве, те моменты, которые остались у них в памяти навсегда.
По домам они разошлись в час ночи. Артём снова почувствовал то самое ощущение, как шесть лет назад.
Ночь он думал, что же делать со всей этой дрянью: Англия, жених…
Все последующие дни, он пытался завоевать её сердечко: дарил цветы, делал сюрпризы, говорил тёплые слова, но вот последний вечер до её отъезда. Артём был в отчаянье, понимая, что этот камень он так и не сдвинул с места.
-Ну… что же… я была очень рада снова тебя увидеть… пообщаться… вспомнить детство. Ты действительно очень изменился, и я рада, что ты последовал моим советам и свернул на правильную дорогу.- В её глазах блестели слёзы. Она развернулась. Хотела сделать шаг, но Артём остановил её:
-Подожди!- Девушка развернулась.- Не уезжай- Артём в отчаянье обнял её и начал гладить её белоснежные волосы дрожащими руками, судорожно шепча:
-Не уходи опять, прошу, ты мне нужна… Я не могу позволить тебе опять сбежать от меня! Я знаю… я не в праве держать тебя, но ты не в праве отвечать злом на добро! Я не могу без тебя! Шесть лет не находил себе места… но благодаря твоим советам и мыслям- двигался дальше. Прошу!- Из глаз Оксаны потекли горькие слёзы. В них отражался Артём. Она попыталась оттолкнуть его:
-Зачем… зачем ты говоришь всё это?
-Не уходи… не оставляй меня… мне нужна ты… твоя поддержка… меня скоро скорее всего заберут в детский дом!
Лицо Оксаны совершенно изменилось:
-Как?
-Отец почти спился… Скоро на тот свет уйдёт… Когда сплю, так и слышу, будто Чёрная своей косой по бетонной стене у его кровати скребёт… А матери нет… никого нет… Понимаешь? И тебя не будет.- Артём отпустил её и уставился на асфальт. Девушка молча развернулась и опять скрылась за дверью… Щёлкнул замок. Были откинуты туфли, сумка… а сама она медленно сползла по двери спиной и долго, горько рыдала. Она любила его. И ждала этой поездки, этой встречи все шесть лет. Она знала, что он поймёт, поймёт, что был не прав. Но кому это уже нужно? Она рыдала, потому что знала, что не сможет помочь ему. Что он боролся за своё право на лучшую жизнь. Но ничего не сможет поделать с семьей,… которой нет. А она его оставит вот так…
Первые лучи солнца осветили её комнату, но Оксана уже давно была на ногах. Она быстро оделась и выбежала на лестницу с радостной улыбкой, и какого же было её удивление, когда на лестнице увидела спящего Артёма. Глаза были припухшие, видимо тоже плакал. Она села к нему, обняла и поцеловала в щёку. Парень сразу проснулся и очень удивился, но потом удивление сменилось грустью:
-А, уезжаешь?- Небрежно произнёс он.
-Нет.
-Как?!- Артём подскочил, а Оксана всего лишь улыбнулась ещё шире:
-Я никуда не еду. Я остаюсь с тобой, слышишь? С тобой. Я тебя люблю. Я позвонила родителям, всё рассказала, а они сказали, что я в праве уже сама решать, что для меня приоритетней.
-А…а жених?
-А что он? Ушла по-английски – не попрощавшись. Он поймёт.
-Думаешь?
-Знаю. Я кое-что придумала. Пошли на улицу!- Они вышли. Было уже шесть утра. Улицу, площадку и деревья солнце уже захватило в свои объятия. По прежнему дул слабый ветерок. Артём всё никак не мог поверить в своё счастье. Его любовь останется с ним. Она любит его. А он будет защищать её.
-Ну, рассказывай.- Оксана с нетерпением потёрла руки и начала:
-Значит так, каждый имеет право на семью, ведь так?- воодушевлённо произнесла она.
-Опять…
-Да ты дослушай! Что тебе мешает найти свою маму?
-Ты шутишь? Как?
-Не знаю… над этим надо подумать. Посмотри, вдруг у твоего отца где-то записан её адрес, её телефон?
-Слишком маловероятно…
-Но всё же стоит попробовать. Ты имеешь право на попытку и на ошибку.
-Да что ты заладила со своими правами?- Улыбнулся Артём.
-Не знаю… но если есть права, то почему бы ими не пользоваться?
-Тоже верно.
-К тебе сейчас можно?
-Ну да… Отец почти не встаёт.- Они пошли к нему.
Оксана в первый раз была у него дома. Удивительно, но внешний вид квартиры совершенно не совпадал с его рассказами в детстве. Коридор и гостиная может и да, но не его комната. Она была светлых тонов… прямо, как в её детстве. Стояла кровать с белым пледом и лежал кремовый коврик.
-Здесь не так, как ты рассказывал.
-Так я изменился.- Он прошёл тихо в гостиную и жестом позвал Оксану. Отец спал на кровати у окна. Он был жутко бледен, щетина покрывала его лицо, а храп разносился по всей обшарпанной комнате.
У стены стоял небольшой сервант, Артём туда полез и начал копаться в бумагах.
Прошёл час…два… ничего, кроме фотографий, он не нашёл. Отчаянье раздирало обоих. Парень сел на пол и обхватил руками голову, Оксана подошла к нему и обняла. Было очевидно даже ей, что его отцу осталось мало… слишком… неделя. Может две. Не больше.
А в руках была фотография его мамы. Совершенно не похожая на пьющую женщину.
Дни как на зло летели быстро. Каждый день они гуляли, проводили время вместе. Оксана пыталась подбодрить Артёма.  Но она стала сомневаться в своих же убеждениях. Она была уверена, что кто-то обязан найти  мать парня, а не отправлять его в детский дом. Но в то же время осознавала, что этим никто заниматься не будет.
Был очередной солнечный день, но из далека наползали мощные, угрюмые тучи, готовые выпустить своё зло в любой момент.
Артём был на тренеровке, а Оксана решила прогуляться. Она вышла и направилась во дворы. Девушка думала о жизни, о всём и о всех. Мысли менялись, метались с одной стороны в другую, вдруг, она услышала, что её окликнули. Оксана повернулась. Сзади стояла компания парней. Тот, который был выше, подмигнул ей и позвал к себе. Та развернулась обратно и пошла дальше. Её что-то развернуло снова:
-Ты чё слепая? А может глухая?
-Что вам надо?- Она оглядела всю компанию, состоявшую из пяти человек.
-А что можешь предложить?- Парень улыбнулся своей совершенно идиотской улыбкой и прижал к себе, шепнув:- сумочку открой.- Он потянулся к бежевой сумке. Та одёрнула её. Парень ударил Оксану по лицу и кинул на скамейку. Девушка закрыла лицо руками, пока их «вожак» потрошил сумочку, компания подсела к девушке. Та отпихивалась, и когда терпение кончилось- заехала ногой по коленке одному из них. Тот взвыл и ударил её с кулака прямо в нос. Потом чувствовались острые удары во всё тело. В конце концов, когда она сумела вырваться, то побежала. Бежала со всех сил. Не зная куда, не зная зачем. Лишь бы подальше от этих извергов.
Всё болело. Голова кружилась. Тошнило. Смутно видя, что происходит вокруг, она двигалась к людному месту. Вдруг, кто-то наткнулся на неё:
-Ой извините.- Но мягкая рука легла ей на плечо:
-Девушка, что с вами?- Услышала она нежный, обеспокоиный женский голос.
-Всё….нормально…
-Нет-нет! Кто над вами так надглумился?! Где вы живёте?
-А какая это улица?- Услышав ответ, она ещё больше побледнела.- Я вообще живу в семи остановках отсюда.
Женщина взяла её за руку и сказала:
-Пошли, я тебе помогу.- Оксана послушно последовала за ней. Делать ей было нечего: она в любой момент могла упасть в обморок и почти ничего не видела- было больно сомтреть на что-то.  Прошло две минуты и они уже поднимались по лестнице.
Её посадили на мягкий диван. Она услышала детский голос:
-Маам! Ты купила что-нибудь вкусненькое!? Ой, а кто это?
-Подожди, сынок.  Иди пока поиграй. Как тебя зовут?
-Оксана.
-И что же с тобой произошло, Оксана?- Женщина тем временем искала что-то в ящиках.
-Да просто гуляла… и наткнулась на компанию.. ну парни… они отобрали у меня сумку. И…как видите- прикладывали силу.
-Мда… не те времена нынче стали…- задумчиво произнесла женщина, прикладывая лёд к опухшему лицу девушки.- Что бы парень девушку бил.. да это щенок дворовый…не больше! Ладно ещё сумку…но девушку бить!
-Ну да, что ж поделать…- Оксана стала лучше видеть, голова больше не кружилась, а вот живот негодовал от голода.
-Ты проголодалась, наверное?
-Ой, что вы, нет, спасибо.
-Ты может и нет, но твой живот не обманишь.- Та подмигнула ей и удалилась на кухню. Девушка разглядела её: это была не высокого роста женщина, длинные каштановые волосы, зелёные глаза, очень приятный внешний вид, но не много заметны были пара золотых зубов. Ей сразупоказалась знакома женщина в синей кофте, будто она уже видела её где-то?... Она заметила пару фотографий, которые торчали из под подушки, которая лежала на кровати рядом с ней. Эта женщина сидела с малышом на коленях, и она была в серой кофте… Сердце Оксаны замерло. Надежда была натянута тоненькой стрункой, готовой вот-вот разорваться в разные стороны.
-Не сильно скучала?- Оксана вздрогнула.
-Да я вот… фотографии тут смотрела…- Лицо женщины переменилось, но лишь на секунду.- А как вас зовут?
-Анна Сергеевна.- Струнка разорвалась с громким звоном. Надежда, что это мать Артёма- вспыхнула и остался лишь пепел.
-Вы извините, что я так без спроса взяла ваши фотографии…они наверное слишком личные, если лежали там…
-Да ничего страшного, деточка. Просто это сын от моего первого брака. Единственное о чём я жалею- это, что оставила своего сына с этим алкашом… и не знаю что с ним, где он… потому и храню эти фотографии именно там. Бывают такие моменты, что могу пролежать всю ночь, смотря на них… на него… Тёму… Он сейчас наверное большой уже…но боюсь, что ввязался в плохую компанию, как и его отец… да и я когда-то… я когда их бросила, то мне даже имя пришлось поменять, представляешь? – Оксана засияла от счастья.
-Господи! Поверить не могу!
-Что такое?- Анна была полна изумления.
-Я… я девушка… стойте, у вас фамилия была Сергеева?
-Да…
-Я девушка Артёма…вашего первого сына..
-Что?
-У него проблемы… серьёзные… для нас с ним…Его отец окончательно спился…ему осталось не больше двух недель! А Тёму… в детский дом.
-Артём…- прошептала она.- Удивительно, как жизнь поварачивается…- на её лице заиграла улыбка, отражающая искренность и доброту.- Я давно уже хотела его найти, веришь? Забрать от этого алкоголика проклятого! Мой мальчик… Мне-то тогда было главное уйти и всё. Разнообразить свою жизнь, а ребёнок мне мешал бы. Всё изменилось и мысли тоже… я десять лет назад вышла снова замуж, родила ему сына. Я хотела потом вернуть Тёмочку, но боялась, что уже слишком поздно. Думала, что он стал, как отец и ещё зол на меня… я бы просто впустила бы черта в мой маленьий рай… понимаешь?
-Нет! Он совсем не такой! Он другой! Я вам клянусь…вы бы его видели сейчас!
-Расскажи мне о нём, прошу.- И Оксана принялась  расписывать своего  возлюбленного в лучшем свете. Она настолько обрадовалась, не веря своей удачи, что забыла про то, что с ней случилось ранее. Синяки и боль остались где-то далеко. Где-то ниже всего этого.
-Как ты думаешь, он меня простит?
-Конечно! Вы же его мать! Артём очень добрый! Да и каждый имеет право на ошибку!
-А когда… когда с ним можно будет встретиться?- Было видно, что она очень волнуется.
-Завтра! Давайте на остановке у вашего дома в 17:00?
-Хорошо!
-Ой, уже поздно… я пойду наверное! Спасибо вам большое! Вы мне очень помогли, да и ушибы почи не болят.- Девушка улыбнулась, одела балетки и на последок сказала:- До встречи!
-Пока, Оксана… до завтра…
Было уже восемь часов вечера. Она пришла к Артёму:
-Привет!- Ей нетерпелось рассказать о самой главной новости этого дня! Но возлюбленный встретил её мрачно:
-Где ты была?! Почему на телефон не отвечала?!
-Как бурно ты меня встречаешь.- Оксана с беззаботной улыбкой прошлась к дивану.
-Что у тебя с лицом?!- Он кинулся к ней и начал гладить по ушибам- кто это?!
-Я не знаю, просто сумку украли.
-Ты пьяная что ли?! Что с тобой! Как выглядели те, кто забрал у тебя сумку?!
-Да зачем тебе?Всёравно таких куча! Ну один такой рыжий конопатый, сразу видно- главарь, второй большой, толстый и глазки такие узенькие! А остальные трое- непреметные. Всё? Тебе это что-то дало?- Артём помрачнел. Он сделал вид, что эта информация ему действительно ничего не дала. Но он прекрасно понимал, кто это… Он не видел их шесть лет… И тут они…
-Не важно! У меня для тебя сюрприз!
-Какой?- Угрюмо ответил парень.
-А вот не скажу. Завтра узнаешь. В 17.00 надо будет кое-куда подъехать, я тебе на бумажке нарисую. Только оденься по приличней.  Джинсы и белую футболку, а не как обычно- спортивный костюм.
-Хорошо…
И вот уже 16:00. Надо было выдвигаться. Он должен пройти мимо того, места, где у Оксаны отняли сумочку. Артём собрался и выдвинулся к месту, проходя по дворам, он увидел знакомые, возмужавшие фигуры. Теперь эта стайка щенков превратилась в стайку волков. Да хотя какие они волки, если девушек бьют? Он подошёл в плотную:
-Эй, парень! Тебе что надо?- Спросил Рыжий.
-А ты не узнаёшь?
-Эй, Рыжий, это не Тёмыч ли?- Спросил худенький пареню в очках. Это был Червь.
-Точно…- с улыбкой протянул тот.- Ну, давненько мы тебя не видели. Где пропадал?
-Тебе какая разница?
-А ты чего грубишь-то? Мол, накачался, так теперь мстить через шесть лет пришёл?- Он оглядел своих друзей, собирая одобрительные ухмылки.
-Ты- моральный урод!
-Но-но! С чего такие выводы, братишка? Ты смотри, я сейчас добр, но ещё парочка таких оскорблений и будет худо, ясно?- Он подмигнул Тёме.
-Вчера… здесь…проходила девушка…- Сквозь злобу говорил Артём.
-А, так она твоя была? Прости, брат, не знали.- Пожал тот плечами. А парень в белой футболке будто озверел: он кинулся к их лидеру и стал колотить по нему, вспомнив прошлые ошибки- он развернулся назад, и со всей силы врезал Толстому ногой в живот так, что тот отлетел. Оглядев других двоих- он стал спокоен- те просто куда-то собрались идти. Артём принялся за Рыжего. В каждый удар, вкладывалась вся его злость и вся его сила.  Он отвлёкся на Толстого, который стоял сзади и переключился на него же. Но зря. Рыжий тем временем нащупал около себя какую-то трубу и пошатываясь, приближался к его старому «другу», который когда-то отбился от их шайки.
-Ну что, брат, не надоело проигрывать?- Прошипел тот, быстро опустив трубу на голову Артёма. Ещё один подлый поступок. Тот упал на асфальт.
-Пошли отсюда.- дёрнул Рыжий Толстого, который стоял в шоке. Но перед эти они вызвали «скорую помощь».
Очнувшись, Артём открыл глаза и увидел вокруг себя белые стены, что-то противно пищало.
-Он очнулся, проходите.
-Привет…
-Здравствуйте, а вы кто?-  Не успел сообразить Артём. На его руку упала горячая слеза.
-Мама… твоя мама…прости меня за всё, сынок…я не хотела! Я изменилась… честно! Прости… прости меня старую!- Парень перебил её, сжав её руку:
-Я мечтал о другой встрече со своей мамой, не в больнице.- Он улыбнулся, чувствуя это не описуемое материнское тепло.
***
Раздался звонок в дверь.
-Вот, Егорка, это твоя бабушка пришла.- Оксана пошла открывать, а Артём продолжал- поэтому ты должен понимать, что всё зависит от твоего окружения. От этого зависит то, как ты будешь пользоваться своими правами. И будешь ли вообще. Если бы не твоя мама, то лежал бы я сейчас на кровати посреди общарпанных стен с бутылкой. Понимаешь? Просто найди того, кто понимает тебя и желает тебе добра. А пока пробирайся сквозь дебри жизни самостоятельно, не слушая никого, кроме самых близких и преданных.
-Спасибо, пап… я всё понял. Кстати, ты начал книги писать после того сочинения в школе?
-Да, сынок.
Артём прошёл мимо копмьютера, на экране которого была отражена его последняя книга: «Время, как песок», и подошёл к севранту, на котой стояла фотография: мужчина лет 65, в очках и чёрном пальто. А в голове звучал до боли знакомый голос. Вот и пришло время, когда он всё понял:
-Да, дедушка… каждый имеет право на помощь.
Каждый имеет право на жизнь. Счастливую жизнь.


Рецензии