гл 4

     В 1943 году меня повели в школу. Посадили сразу во второй класс. Я бегло читала, знала таблицу умножения,папа обучил меня простым арифметическим действиям.
10-я русская школа была переполнена, учились в 2 смены. Первую учительницу звали Евдокией Ставровной. Но в конце учебного года у неё родился ребёнок. Дальше нас учила Фаина Марковна из Ленинграда. У меня сохранились фотографии всего класса и отдельно с учительницей три девочки:Регина Вьюн, Мери Левина и я.Фотограф снял отдельно отличниц.
     Несмотря на трудности военного времени, родители старались, чтобы у детей была школьная форма. Учебников на всех не хватало. Все книжки были старые, выданные школьной библиотекой. Тетради были из коричневой бумаги, на которой расплывались чернила. Писали деревянными ручками с вставленными в них металлическими перьями. У Регины были вместо тетрадей большие канцелярские книги.
Стеклянные чернильницы-непроливашки мы носили в мешочках, привязанных к портфелям.
Руки почти всегда были в чернилах.
     В школьной жизни ничего интересного не было. Всё интересное было за пределами школы. И всё-таки кое-что запомнилось. Однажды нас собрали в актовом зале. На сцене появилась женщина в военной форме.На ней была длинная армейская шинель, которая была расстёгнута. Она рассказывала о военных событиях на фронте. Конечно, я не помню содержания всей лекции, но один яркий момент застрял в памяти. Лектор пыталась детям в доступной форме обьяснить, почему наша
сильная Красная армия отступала."Ребята, представьте себе, что сильный человек идёт по улице. Он ничего не подозревает. И вдруг из- за угла на него нападает хулиган и толкает его. Человек падает. Почему он упал, ведь, он - сильный?" Мы все вразнобой нестройным хором отвечаем: "он не ожидал","он не видел", "ему подножку подставили" и т.д. Лектор сказала:
"Правильно. Так случилось, что враг напал неожиданно". Далее шёл рассказ о военных событиях. Но он не запомнился.
     В 10-й школе была учительница, которая однажды подготовила концерт школьной самодеятельности. Она сама нам аккомпанировала на пианино. И мы пошли выступать перед ранеными в госпиталь. Госпиталь находился недалеко от городского парка в одной из гостинниц. У нас был небольшой хор. Мы с  успехом спели народную песню "Ах ты душка, да ты подружка, на чём играешь, не понимаешь? - Я играю да понимаю, я на дудочке играю. Дудудуду, моя дудка". Далее подружка играла на скрипочке, на трамбоне, на гармошке, на барабане.
И мы старательно и громко подражали звукам всех инструментов. Раненых было много, целый большой зал. Все сидели в белом нижнем белье. В фильмах о войне раненых в госпитале одевали в пижамы (Например, в фильмах "Актриса" и "Небесный тихоход"). Я читала Маяковского "Крошка сын пришёл к отцу, и спросила кроха: "Что такое "хорошо", что такое "плохо"? Мне тоже похлопали.
      Однажды мы с подружкой шли из школы. Поставили портфели возле какого-то забора и стали играть в классики. Потом, забыв о портфелях, двинулись домой. Вскоре спохватились, бегом назад. Портфелей не было. Дома был скандал. Мама всё время повторяла: "Где я всё тебе возьму? Где? Растерёха! Будешь ходить с авоськой!" С досады перетянула меня полотенцем. Я выскочила на веранду. Вижу - во двор входят два офицера в чёрных шинелях с золотыми погонами. Это были моряки. Недавно была введена у военных новая форма с погонами.Впервые в наш двор вошли такие посетители. Я уставилась на них. Они подошли к веранде напротив. Из дверей им навстречу выскочила Серафима. У неё были рыжие вьющиеся волосы и вообще она была красавица. Офицеры по очереди приложились к Симиной ручке. Она была нарядная, в туфлях на высоких каблуках. Она  взяла моряков под руки, и они ушли. Я позавидовала ей. Счастливая.Мне было плохо. Этот портфель запомнился на всю жизнь, как первая серьёзная потеря .

       
               


Рецензии