Инна Клявина, искусствовед, директор худлицея

1. Искусство процветает там, где процветает общество.

2. Если художник пишет картины только ради заработка, то это ремесленник. С другой стороны, настоящий художник пишет картину, потому что не может ее не писать. А если потом эту картину еще и купили – то это замечательно. А бывает, что художник как ремесленник тюкает свои картины без счета, а их все равно не покупают, хоть он и пишет их на продажу. Значит, это плохой художник.

3. Художник никогда не должен быть голодным. Он должен жить так, чтобы ему при любых обстоятельствах комфортно работалось.

4. Художественную школу я вынянчила с нуля. Это был очень трудный путь, но мне так хотелось! Когда школу открывали, никто даже не знал, как она должна выглядеть. Просто написали приказ: открыть художественную школу. Нами дали во 2-й школе пустые голые три кабинета – и это было начало. Если бы я тогда понимала, что «ой как это тяжело – на пустом месте что-то создавать», я, может, и не стала бы даже ничего начинать. Но уж если взялся за гуж – не говори, что не дюж.

5. В середине 90-х были сложные времена, когда нас пытались перевести на полный хозрасчет. Сразу стало понятно: школа погибнет. Я написала письмо акиму города Елеусину Сагиндикову, в котором сказала, что школа не выживет. Пройдет еще несколько лет, писала я, и общество поймет, что без музыкальных, художественных школ невозможно будет детям развиваться. И буквально через неделю пришел ответ: финансирование сохранить.

6. Было время, когда наше здание хотели захватить. Приезжали и говорили: «Что вы тут сидите? Давайте выметайтесь отсюда! Мы уже купили вас с руками и ногами». Но я им не верила. Если б школу закрывали – мы бы знали. А нас просто пугали. А потом я уже и пугаться перестала.

7. Я мечтала об Италии, я упивалась книгами о Микеланджело. И я думала: вот приеду в Италию, зайду как Микеланджело в Сикстинскую капеллу, лягу на пол на спину и буду смотреть эти фрески, как он это делал. И вот я зашла в Сикстинскую капеллу! Но в этот момент я сразу поняла: лечь на пол мне не удастся. Там просто яблоку упасть негде было.

8. Совсем бездарных детей не бывает. Я за всю свою жизнь встретила только двоих детей, которые не способны были учиться изобразительному искусству. Я почитала психологию детского творчества, пытаясь понять, в чем дело. Оказывается, бывают в при-роде такие аномалии, когда у человека не сформировано пространственное мышление. И вот если это мышление не сформировано – ты хоть убейся, хоть ребенка убей. Не сумеет учитель научить.

9. Я была очень восприимчивым и эмоциональным ребенком. Родители покупали журнал «Огонек», в котором была цветная вкладка с репродукциями. Однажды мама принесла новый номер. Я открываю его и на развороте – «Иван Грозный и сын его Иван». У меня был такой шок, такой ужас! Я потом спать не могла. Мне мерещились страшные глаза Ивана Грозного; лицо, перепачканное кровью; кровь, сочащаяся через пальцы. Это было так чудовищно! Я до сих пор не могу смотреть без содрогания на эту картину.

10. Я не смотрю боевики, ужастики и американские комедии. Это не искусство.

11. Я своих внуков воспитывала только на советских мультфильмах. Я никогда не забуду, как моя внучка, когда ей было годика четыре, смотрела мультфильм «Щелкунчик» и расплакалась, переживая за него. Я считаю, что это нормально, нежели мультфильм, в котором главным героем является губка.

12. В историю мирового искусства по ошибке не попадают. История всему дает объективную оценку.

13. Искусство должно дистанцироваться от власти, но это не значит, что власть не должна его всячески поддерживать.

14. Надо помогать талантливым людям, а бездарная серятина пробьется сама.

15. Мне часто говорят, что художники – люди не от мира сего. Но в наше время встречаются художники-конъюнктурщики, алчные завистники, твердо стоящие на земле. А те, кто не от мира сего – может быть, самые лучшие.

16. Настоящий интеллигент всегда в оппозиции власти.

17. Гений всегда появляется неожиданно. Я надеюсь, что он уже сейчас где-то подрастает. Может, даже у нас в «художке».

18. Если не совсем понимаете художника, никогда не вздумайте над ним глумиться. Это не потому что художник дурной. Может быть, это у вас чего-то не хватает. 

19. Художник часто не умеет формулировать свою концепцию. Начинаешь разговаривать с ним: «А я вот правильно понимаю вашу мысль?» - и так потихонечку допытываешься, что же все-таки имелось в виду. Вот в этом в том числе и заключается работа искусствоведа.

20. Сложнее быть мамой, нежели бабушкой. Воспитание детей – это очень трудный процесс. Для родителей это огромная духовная ответственность. А бабушка может себе позволить просто обожать своего внука. Поэтому бабушки детям очень-очень нужны.


Рецензии