На мелкотемье и овраг утка
Нет лучше материала ко дню телевидения, радио и печати, чем материал о собственных проблемах. Тем более, когда эти проблемы не грозят никому увольнением, говорить о них можно часами. Из череды нерешенных вопросов мы решили выбрать тот, который бросается из-за темного угла прямо в глаза. Речь о так называемых мелкотемье, местечковости и темах, откровенно высосанных из пальца. Чтобы никто не подумал, что эта статья относится к третьему виду, мы, во-первых, решили говорить только о телевизионных новостях, а во-вторых, собрать целый ряд совершенно разных экспертов (действующих журналистов, бывших редакторов, теоретиков журналистики), которые специально для «Эврики» рассказали о своем понимании всех этих проблем и способах их решения. Фуф, какое это было длинное предложение!
Три проблемы – и тогда всё пройдет
Местечковость, мелкотемье и темы, высосанные из пальца, различаются, в общем-то, частностями. Тем не менее, смешивать все в одну кучу – плохая привычка, поэтому дифференцируем понятия. Мелкие темы – это события, на которые никто толком не обратил бы и внимания, если бы не журналисты. Пример: машины для чистки улиц откровенно халтурят и больше разводят пыль, нежели убирают мусор. Репортеры выяснили у жителей города, что это, скорее всего, из-за того, что щетки не увлажняются (кто, как не мама с ребенком, знает устройство такой техники). Результат: машины лучше чистить не стали, но сюжет об этом имел определенный успех.
Местечковость – это более серьезное прегрешение актюбинских журналистов (причем не только телевизионных, кстати). Конкретного определения этому термину нет – его даже Word до сих пор подчеркивает. Местечковость означает зацикленность на внутренних проблемах региона без выхода на глобальный уровень. Иными словами, если в Актобе уродились плохие помидоры, то журналист расскажет именно об актюбинских помидорах, а про то, что в Астане они хорошие или еще хуже, гордо промолчит. Позиция «в своем бы доме разобраться, а на чужие не смотреть» очень удобна, ведь, по сути, журналисту не приходится искать дополнительную информацию к своему репортажу – а значит, можно обойтись малой кровью.
Хуже всего, когда темы откровенно не тянут не то что на репортаж – даже на упоминание в новостном выпуске. Правда, директор службы информации телекомпании РИКА ТВ Владимир БЕЛЯКОВ постарался заверить нас в том, что таких тем в той же программе «Факт» просто нет. «Даже если сосед покрасил забор, при должном уровне профессионализма эту тему можно сделать так, что ты будешь смотреть сюжет, не отрываясь», - категоричен Беляков. Заборов в «Факте», кстати, еще не было. А нет, стоп! Были! Железное заграждение, закрывающее дорогу водителям на совершенно законных, как выяснилось, основаниях, стало основанием (и каламбуром) для целого журналистского расследования. А еще были машина, попавшая двумя колесами в яму, вырытую коммунальщиками; таинственная «Газель», в которой берут на 5 тенге больше за проезд; и многие другие сюжеты, из которых каши, откровенно говоря, не сваришь. Однако у телевизионщиков на этот счет свое мнение. «Машина, попавшая в яму – это не единичный случай, - объясняет Владимир Беляков. – Дороги у нас все в дырках. И так как я знаю, что чиновники из городской и областной администраций регулярно смотрят нашу программу, я хочу, чтобы они это видели. А для водителя, который загнал свою машину в яму, эта новость вообще достойна первой полосы». Справедливости ради: мы тоже думали об этом, но потом у нас в углу проснулись редакционные тараканы, и мы на радостях забыли и про водителя, и про яму.
Надо отметить, что проблема мелкотемья есть в любом регионе – Актобе в этом смысле далеко не лидер. В Талдыкоргане, например, есть ТРК «Жетысу». Редактор информационной службы Дина БОРАНБАЕВА приводит собственные примеры: утренники в детских садах или открытие детского стоматологического кабинета при школе №43. А что? Скажете, ученики не хотят, чтобы это было на первой полосе? «Это специфика региональных новостей», - пожимает плечами (мы это поняли даже через телефон) Боранбаева.
Корень зла
Спецификой объяснить вообще можно всё. У нас берут взятки? Специфика местной работы! У нас убивают школьников? Специфика местной молодежи! И так далее. В случае с телевизионными новостями всё несколько сложнее. «Да, с одной стороны это специфика, - соглашается теоретик журналистики Светлана ТЕНЕРЯДНОВА. – Ту же соседку тетю Машу интересуют новости ЕЁ города. Но, с другой стороны, мелкотемье и местечковость могут появиться в результате нехватки времени для подготовки нормального сюжета или некомпетентности самого журналиста». И то, и другое, как нетрудно догадаться, крайне негативно влияет на качество выпускаемого материала.
О том, что журналисты сами часто не стараются глубоко копать, говорят и нынешние, и бывшие работники СМИ. «В актюбинской новостной журналистике, особенно телевизионной, 99 процентов репортеров – статисты, который лишь фиксируют факт, - сокрушается экс-главный редактор телеканала РИКА ТВ Юрий ТАРАСЕНКО. – Когда я был редактором, я мог лишь постфактум сказать о том, какие есть недочеты в том или ином сюжете». Мелкотемье и местечковость там тоже были. «Проблема еще и в том, что журналисты работают по одному стилю: какие местные новости не включи, везде одно и то же, - продолжает сокрушаться Тарасенко. – А если взять новости «24 часа» на канале РЕН и программу «Сегодня» на телеканале НТВ – стилистика у них будет совсем разная. Я уж не говорю о Первом канале». Кстати, то, что даже актюбинский зритель всё активнее посматривает в сторону более качественных источников информации, признают и местные телевизионные руководители. «Когда есть мелкотемье, когда есть давление на СМИ извне, зритель это чувствует, и начинает искать лучшие источники информации - например, спутниковые каналы или Интернет. А уж на какие сайты он пойдет – это никому не известно. Так что все это в конечном итоге подрывает информационную безопасность страны», - сказал как отрезал консультант президента телекомпании РИКА ТВ по развитию Мурат БАЙДИЛЛАЕВ.
Как согнать всех с насиженного места?
Это такая модернизированная версия вопроса «что делать?». Вариант первый – смириться. В конце концов, мелкие для кого-то темы действительно могут оказаться крайне важными. А то, что никто не обсуждает астанинский педикулез, когда своих вшей хватает, - так это, наоборот, хорошо, что журналист не распыляется на всю проблему, а лупит по конкретике.
Для тех, кого такая логика не устраивает, есть вариант номер два: каким-то образом стимулировать журналистов на развитие. «У нас телеканал собираются выводить на республиканский уровень, - рассказывает Дина Боранбаева (вы еще не забыли, что это редактор ТРК «Жетысу»?). – Поэтому руководство настойчиво борется с мелкотемьем, понимая, правда, что раз на раз не приходится. Но журналисты даже если едут снимать про зубной кабинет в школе, они обязательно потом выяснят, как обстоит дело с зубными заболеваниями во всей области». «Больше книжек надо читать, - грустно смеется Юрий Тарасенко. – Журналисту нужно постоянно совершенствоваться». Важна и денежная составляющая, но она должна быть следствием, а не причиной. «Сначала журналист должен доказать, что он может претендовать на высокие деньги», - расставляет акценты Мурат Байдиллаев. А чтобы доказать свою высокую квалификацию, ее надо постоянно повышать. Предложение – в копилку капитана Очевидность, но это так.
Есть и экзотические варианты, как сделать новости интереснее. «Подобной проблемы (мелкотемья – для тех, кто только к нам присоединился) на самарских телеканалах лично я не замечала, - комментирует Алена АЛЁШИНА, редактор художественного отдела телекомпании «ГИС» (Самара). - Видимо, потому что город гораздо больше Актобе, и новостных поводов, соответственно, в разы больше. Да и ньюсмейкеры здесь посерьезнее». Так что всего и делов-то: нарожать побольше умных людей. А еще журналисты, может, и хотели бы сделать что-то серьезное и глобальное, но часто сами жители замалчивают проблему. «Делали мы как-то репортаж о проблемах с топливом, - эту фразу собкора телеканала «Астана» Айгуль АДИЛОВОЙ можно применить вообще к любому времени. – Решили опросить тех людей, кто с этими проблемами сталкивается. Так у них всех один ответ: все хорошо! Не хотят люди, чтобы серьезные темы поднимались на суд общественности». Так что если тема опять получается мелкой, журналист всегда может сказать, что он был в тренде. Или в трансе – всё равно для многих это часто одно и то же место.
Свидетельство о публикации №213071101659