Эстетические разногласия с режимом

НА СНИМКЕ: Бюст Шостаковича, выполненный Эрнстом Неизвестным и установленный в Кеннеди-центре в Вашингтоне.


Имя скульптора стало известно во всем мире, и его много раз приглашали в разные страны для участия в выставках, но Эрнста Неизвестного не выпускали из страны.

1976 год. Вынужденная эмиграция. Неизвестный уехал из СССР "из-за эстетических разногласий с режимом", как он сам определил причины отъезда.

Эрнста Неизвестного лишили гражданства, объявили предателем.

Его бы не выпустили, помог канцлер Австрии Бруно Крайский. Он позвонил Косыгину, председателю Совета министров СССР, и тот лично дал команду на выезд.

В Вене он получил австрийский паспорт и даже мастерскую. Потом с помощью Мстислава Ростроповича он переезжает в Швейцарию в миллиардеру-меценату Паулю Сахару, который купил ему здание бывшей казармы под мастерскую. Жена Сахара, тоже скульптор, боготворившая Эрнста Неизвестного, отдалаему свою мастерскую. Но Неизвестный недолго жил у Сахара:

- Я не выдержал жизни в доме богатого человека Пауля Сахара, - говорил впоследствии Эрнст Неизвестный.

Кроме того, ему не понравилось отношение европейских деятелей культуры к монументальной скульптуре. Большие размеры скульптур ассоциировались у них с монументальной скульптурой нацизма.

Все изменилось, опять благодаря Ростроповичу. Он предложил Эрнсту сделать бюст Дмитрия Шостаковича для Кеннеди-центра. Так Неизвестный оказался в Соединенных Штатах.

В Америке приезд советского скульптора вызвал ажиотаж, все издания отдали этому событию первые полосы, а телеканалы выстраивались в очередь, чтобы пригласить скульптора на интервью.

«Замечательный друг Слава Ростропович, получивший за долгие годы огромный пакет связей, щедрой рукой все их передал мне, — вспоминает Эрнст Иосифович. — Подключившись к светской жизни, я очень скоро понял — она не для меня с праздной потерей времени и сил. Я сжег их визитные карточки и потерял связи, но заказывать мне скульптуры богатые люди не перестали».

Приехав в Америку без денег, не зная языка, Эрнст Неизвестный работал по 15 часов в сутки. Он продолжал работать над своими замыслами, преподавал, читал лекции по искусству и философии в Колумбийском и Гарвардском университетах. Всего за несколько лет работы в США Неизвестный стал одним из самых знаменитых и состоятельных скульпторов мира.

Ему сделали сложную операцию на сердце. А он продолжает читать лекции в университетах Америки, пишет книги, создает новые скульптуры, рисует.

Эрнст Неизвестный говорит:

…В Штатах мне легче работается. Америка оказалась близка мне своим размахом и ритмом. Там у меня две студии. Одна – в центре модного артистического района Сохо, на Манхэттене. Там у меня и студия, и офис, и квартира. Именно там работаю сейчас над самыми большими формами и занимаюсь графикой. Вторая моя студия и дом расположены на океанском острове Шелтер Айленд. Как вы понимаете, «Шелтер» переводится с английского как «убежище». И для меня это действительно убежище, поскольку это моя крепость, спроектированная по моим же дизайнерским идеям (вплоть до мебели). Там я отливаю памятники в бронзе. Там же – парк скульптур, в котором установлено 28 моих вещей.

Продолжение следует:


Рецензии
Спасибо за интересный репортаж.

Ученикпожизни   11.07.2013 23:28     Заявить о нарушении