Коршун

   В возрасте 17 лет, во время школьных каникул я устроился на завод учеником токаря и на первую свою зарплату купил охотничье ружьё – тульскую курковую двустволку. Помню, стоила она что-то около 270 рублей. Купить охотничье ружьё в начале 50-х годов было достаточно просто. Достаточно было получить охотничий билет в Обществе охотников. Охотничий билет выдавался на основании паспорта и поручительства одного из членов Общества. Поручителем стал мой наставник в токарном деле – заядлый охотник.
   Охотиться на уток я приспособился недалеко от города. Садился на велосипед, проезжал село Донское и по крутому спуску съезжал на обширную мокрую кочкастую луговину, через которую протекала наша ненаглядная красавица Цна. На этой луговине находилось небольшое озерко, окружённое со всех сторон зарослями тростника, куги и другой болотной травы. На другом берегу реки были ещё два озерка, побольше. Вот на этих трёх озёрах я и приспособился охотиться. Обследовав первое, я прятал велосипед в зарослях камыша, вплавь перебирался на другой берег реки и продолжал охоту на остальных. Не скажу, что охота моя была добычлива, но приключений и азарта хватало!
   Однажды в начале сентября я приехал на заветное место. Стояло «Бабье лето», в воздухе летали паутинки. Когда я подходил к первому озеру вдруг из травы и кочек раздался звук; «кги-кги», «кги-кги»… Откуда шёл звук, понять было невозможно, так, как казалось, что он идёт со всех сторон… Неожиданно, буквально у меня из-под ног, выскочил бекас и стремительно низко полетел, лавируя между кочек. Я выстрелил дуплетом, но не попал.… Тут же вспорхнул ещё один – опять дуплет и промах! За несколько минут в азарте и по неопытности я расстрелял все свои патроны, так и не подбив ни одного бекаса! Всё, охота бесславно закончена! Можно возвращаться домой. Солнце припекало, и я решил искупаться. Над водой с визгом носилась стая ласточек – береговушек. Молодёжь перед отлётом тренировала крылья. Берег реки в этом месте песчаный, обрывистый, весь изрытый ласточкиными норами. Над этой суетой на небольшой высоте степенно, почти не шевеля крыльями, парили коршуны. Время от времени кто-то из них камнем падал вниз и сбивал летевшую ласточку в воду. Обреченная жертва громко пищала, распластав крылья на поверхности воды, не в силах взлететь. Коршун неторопливо делал над ней круг, брал её когтями, тащил на ближайшую кочку и приступал к трапезе. На поведении ласточек эти события никак не отражались – тот же стремительный полёт, тот же пронзительный визг.
Искупавшись в холодной воде – Ильин день давно прошёл – я присел на одну из кочек, нежась под ласковым солнышком Бабьего лета. Сидел я тихо, не шевелясь, даже глаза прикрыл ресницами. Видимо это послужило причиной того, что на соседнюю кочку, на расстоянии метров 10-15 от меня, прилетел и уселся для трапезы здоровенный красно-рыжий коршун. На меня он не обращал никакого внимания – видимо воспринимая за большую кочку. Он деловито, неторопливо расклевал свою жертву и замер, оцепенел. Я внимательно наблюдал за ним через опущенные ресницы. Мимо, чуть не задевая его крыльями, с визгом проносились ласточки – никакой реакции, глаза его были неподвижны. Так продолжалось минут 15-20. Постепенно глаза коршуна стали реагировать на происходящее, он начал провожать взглядом пролетающих ласточек, даже поворачивать голову. Внезапно он сорвался с места и устремился за ласточкой, которая отлетела от него уже метров на 30. Стремительно повторяя все её ломаные движения, коршун за несколько мгновений настиг свою жертву, грудью и крыльями сбил её в траву, взял когтями и медленно – медленно полетел продолжать  трапезу. Я не предполагал, что такая медлительная крупная птица (Размах крыльев до 1,5 м.) способна на такой подвиг! Но теперь не сомневаюсь – сам видел.
                - 07.2013 -
               
    


Рецензии