29. В. Агошков. Курганы с трупосожжениями
Верхнее Поочье.
*
КУРГАНЫ С ТРУПОСОЖЖЕНИЯМИ.
Вятичи кремировали, т.е. сжигали, своих умерших сородичей. Остатки трупосож-жений хоронили под насыпью кургана в глиняной урне, поставленной в погребальную камеру или просто на грунте. Известны и безурновые погребения. Пережитки этого погребального обряда, судя по сообщению «Повести временных лет» (составленной в начале XIIв), существуют у вятичей довольно долго – до XI, а может быть, и до начала XIIв.
«Аще кто оумряше, – пишет Нестор-летописец, – творяху трызно надъ нимъ, и по семь творяху кладу велику и възложахутъ и на кладу мртвца сожьжаху и посемь собравше кости вложуху в судину малу и поставяху на столпЕ на путех, еже творять Вятичи и нынЕ».
Т.Н.Никольская привела и мнение летописца Переяславля-Суздальского, который, комментируя сообщения Нестора о погребальном обряде, расшифровывает выражение «кладу велику», как «громада дров велия», а к словам «на столпЕ на путех» добавляет: «…и в курганы сыпаху».
Б.А. Рыбаков обратил внимание на то, что в памятниках русской письменности XI-XVI вв., столпами называются не только «столбы», «брёвна», но и небольшие надмогильные срубные домики и саркофаги. Таким образом, сообщение летописца о вятичских погребальных обрядах, которые они «творили» ещё и в его время, можно понимать как погребение остатков трупосожжения в курганах не только со столбами, но и в деревянных домиках, своеобразных «избах смерти», по выражению А.А. Спицына.
Это говорит о том, что наши предки верили в загробную жизнь и стремились создать для ушедших в мир иной такие же, если не по размеру, то хотя бы по форме, избы, чтобы и на том свете умершие родственники могли жить и не волновались о том, а где «найти строительные материалы, как построить дом».
Стремление живых людей обеспечить всем готовым мёртвых сородичей объяснялось, скорее всего, тем, что вятичи всё-таки не до конца верили в то, что скончавшиеся «будут обеспечены всем необходимым». А следовательно, и в жизни славяне испытывали трудности и при возведении домов, и при добывании пищи.
Замечание Б.А. Рыбакова о том, что столпами называются не только «столбы», «брёвна», но и небольшие надмогильные срубные домики и саркофаги, ведёт к мысли поименовать дорогу не столбовой, а столповой, поскольку вятичи «кости вложуху в судину малу… и поставяху на столпЕ на путех».
Судина (мала) и слово «суд» имеют, видимо, общий корень. Стремление нынешних россиян обозначать на трассах места гибели своих родственников то памятником, то венком и цветами генетически связано с деяниями предков.
И поэтому нас с полным правом можно назвать язычниками, так как мы, по сути, памятный смертный знак у дороги считаем более важным символом, нежели на кладбище, или, в крайнем случае, почти наравне с ним.
Слова «смерть, умер» имеют согласные звуки «МР». Когда же мы перечисляем топонимы типа Муравль-Муратово-Морачев Брод и другие, то не хочется верить, что поселения образованы только на плохих, болотных, не пригодных для жизни местах.
Чувствуется, что «МР» обозначает не только грустные, но и светлые мотивы.
Взять хотя бы слова МЕРА, МИР! На эту тему разговаривал с писателем из г.Дубны Московской области Виктором Лихачёвым, дважды приезжавшим в Кромы на презентации своих книг.
Собеседник уверен: все эти «МР» связаны только со «смертью».
Может быть, что-то прояснит замечательный исследователь старины В.Н. Дёмин. В своей книге «Русь сакральная» (Москва, «Вече», 2004) он пишет:
«Имя покровителя торговли – римско-италийского бога Меркурия – также уходит в глубокую индоевропейскую древность, хотя, в конечном счёте, образовано от …латинских слов: merx – «товар», merkare – «торговать», merkator – “купец”.
…Все эти слова и имена… замыкаются на первооснову – MR, восходящую к названию горы Меру….
Меркурий-Гермес, в первую очередь, бог жребия-судьбы, то есть меры. И в данном случае ему полностью соответствует русский Чур».
Затем В.Н. Дёмин рассмотрел слово «пирамида» и обнаружил, что в нашем языке имеется слово МАР. Так испокон веков зовётся на Руси безрастворная кладка из камней. А «в древнерусских источниках слово МАР использовалось как синоним КУРГАНА и явно было сопряжено с богиней смерти Марой, так как означало «могильный холм».
В разных частях европейской России и сегодня разбросаны селения под названиями Мара»…
Данный топоним свидетельствует, что некогда здесь существовали курганы. Рукотворные мары (по-другому – гурии) до сих пор распространены на «Русском Севере».
Далее автор пишет о Памире, море, моржах, марийцах-мари, о Марье-Моревне, Маринке Лютой Грозе, но ничего не сообщает о Муравском шляхе. А может быть, торговый шлях Муравский был и Маравским, по причине того, что рядом с ним высились курганы с могильными холмами?!
Или шлях был направлен в сторону пирамид? И не нужно было искать эти пирамиды только в Египте. Тот же В.Н. Дёмин сообщает о том, что в земле Севастополя найдены 6 пирамид высотой по 45 метров. Мары, или гурии: хурии-курии-кории…
Мы вновь пришли к выводу о том, что КУРГАН-КОРГАН – корень, коренное начало!
ГУРИИ-гурган-горган-городище-город-гора? Сейчас на месте кромской крепости находится улица Горки: здесь, скорее всего, хоронили умерших, и высокая крепость играла роль кургана. Деревня Горки Шаховского сельского поселения тоже, видимо, названа по причине того, что на этом месте когда-то совершали ритуальные действия...
В.В.Седов все курганы с трупосожжениями вятичей VIII-XI вв., расположенные в бассейне верхней Оки, разделил на две большие группы: курганы без погребальных камер и курганы, в которых остатки произведённой на стороне кремации помещались в специальные погребальные сооружения. И в тех, и других курганах кальцинированные кости содержатся в глиняных урнах. Известны случаи, когда остатки сожжений встречались на материке или в насыпи курганов без сосуда.
(С) В.Агошков.
Свидетельство о публикации №213071101852